Бай Юй Цзин

Сутра ста притч

(притчи 71-80)

 

Принесение в жертву проводника
Притворившийся умытым
Пятьсот пилюль
Разбитая голова
Скамейки для правителя
Слуга и ворота
Служанка пяти хозяев
Смена носа
Смерть сына
Снадобье для взросления


 

Принесение в жертву проводника

Однажды торговцы задумали отправиться в заморские страны. Согласно закону, для путешествия за море, полагалось сначала найти проводника, и только потом можно было пускаться в путь. Торговцы все вместе взялись за поиски и нашли себе проводника. Он сразу же повёл их.
Вот подошли они к большой пустыне. Там стоял храм, где приносили жертвы небу. Нужно было принести в жертву человека, лишь после этого можно было следовать дальше. Торговцы стали совещаться между собой:
- Все мы, спутники, друг другу приходимся роднёй. Как же можно кого-то из нас убивать!
Остаётся один лишь этот проводник. Из всех нас его одного можно принести в жертву небу. Тут же они убили проводника и принесли жертву небу.
Но вот закончилась церемония жертвоприношения. Спутники сбились с пути, не знали, куда двигаться. От истощения и усталости все они погибли.
Точно таким же образом поступают и люди, живущие в бренном мире: они хотят выйти в море Закона (учение Будды безбрежно) и добыть его сокровища. Для этого нужно упражняться в исполнении закона добра. Они же полагаются на наставника, а сами разрушают добрые свершения и навсегда остаются на бескрайней дороге рождения и смерти. Они идут по трём дорогам зла (три перевоплощения: в аду, в духов и в животных) и будут вечно терпеть муки.
С ними происходит то же, что с теми торговцами, которые собирались путешествовать в заморские страны, а сами убили проводника, после чего они блуждали, сбившись с пути, и, в конце концов, погибли от невыносимых страданий.

 

Притворившийся умытым

Некогда правитель одного государства издал закон: "Все брахманы, проживающие в моём государстве, обязаны умываться дочиста. Тех же, кто не станет умываться, велю отправлять на всякого рода тяжёлые работы".
Какой-то брахман только ради видимости носил кувшин для умывания и лишь притворялся, будто умывается. Люди наливали ему воду, а он тут же выливал её и говорил:
- Если я недостаточно чисто умыт, пусть правитель сам меня умоет. Тогда я по воле правителя избегну государевых повинностей.
Так он делал вид, будто умыт, на самом же деле он вовсе не умывался.
Ушедшие в монахи жители этого мира тоже поступают так. Они бреют голову, красят одежду. По внутренней же своей сущности они нарушают запреты. Они делают вид, будто соблюдают обеты, надеясь получить выгоду и избежать государевых повинностей. Только внешне они похожи на шраманов (праведников), по внутренней же сущности они насквозь фальшивы.
Они уподобляются тому, кто только ради видимости носил с собой пустой кувшин.

 

Пятьсот пилюль

Жила некогда женщина. В распутстве она не знала меры. И когда страсти её переполняли, она ненавидела своего мужа и всякий раз придумывала планы, как бы его погубить. У неё были различные замыслы, но она не могла их осуществить.
И вот, случилось так, что муж её был послан по службе в соседнее государство. Жена втайне придумала план. Она приготовила ядовитые пилюли и хотела отравить ими мужа. Она обратилась к мужу со словами, полными притворства:
- Тебя отправляют в дальние края на службу. Если случится тебе испытать какие-то лишения, то вот я приготовила пятьсот живительных пилюль. Я даю их тебе вместо припасов на дорогу. Когда ты окажешься за пределами нашего государства, в чужих краях, когда будет трудно и ты будешь голоден, ты сможешь достать их и съесть.
Муж запомнил эти её слова. Добравшись до чужих мест, но ещё не успев отведать пилюль, он тёмной ночью остановился в лесу. Так как он боялся хищных зверей, то для безопасности забрался на дерево. А свои живительные пилюли он оставил внизу, под деревом.
И как раз случилось так, что в ту самую ночь пятьсот воров-разбойников, укравших у правителя государства пятьсот лошадей и разные сокровища, расположились под этим же деревом.
Поскольку они бежали и скрывались, то были голодны и страдали от жажды. А тут под деревом они увидели живительные пилюли. Все разбойники набросились на них, и каждый съел по одной. Губительная сила яда дала себя знать, и все пятьсот разбойников полегли разом.
С наступлением следующего дня человек, сидевший на дереве, увидел, что все разбойники лежат под деревом мёртвые. Тогда он нарочно порубил трупы мечом и вонзил в них стрелы, взял осёдланных лошадей и драгоценности и двинулся в то государство.
В это же время правитель государства и с ним множество народа шли по следам грабителей. В пути тот человек повстречался с правителем. Правитель спросил:
- Что ты за человек и где взял лошадей?
Человек отвечал:
- Я из такого-то государства. В пути столкнулся с шайкой грабителей. Я их всех разом порубил и пронзил стрелами, и теперь все пятьсот разбойников лежат мёртвые под деревом. А лошадей и драгоценности я забрал, чтобы вернуть их правителю. Если ты, правитель, не веришь, можешь послать осмотреть то место, где разрублены и уничтожены грабители.
Правитель тут же послал доверенное лицо посмотреть. В самом деле, всё оказалось так, как рассказывал этот человек. Правитель очень обрадовался. Он воскликнул:
- Видано ли такое!
Когда же вернулись домой, он щедро наградил и пожаловал титулом смелого человека. Правитель одарил смельчака драгоценностями, пожаловал земли.
Старые сановники, служившие у этого правителя, стали очень завидовать. Они сказали правителю:
- Этот человек из дальних мест. Не стоило бы ему доверять. Почему ты вдруг так благоволишь к нему, так его награждаешь, даёшь титулы значительно щедрее, чем тем, кто давно тебе служит?
Человек из далёкой страны услышал это и сказал:
- У кого из вас хватит смелости со мной помериться силами, пусть выйдет на ровное место и покажет свои силы и умение.
Старые сановники испугались и не решились противостоять смельчаку.
Прошло какое-то время, и в этом государстве на огромном пустыре завёлся свирепый лев: он выходил на дорогу и убивал людей. По дорогам страны невозможно стало ездить.
Тогда старые сановники стали держать совет и решили:
- Этот человек из далёкой страны считает, что он смел и силён так, что не имеет себе равных. Если теперь он убьёт льва и избавит страну от этой беды, это и в самом деле будет необычайно.
Своё мнение они доложили правителю. Правитель выслушал их, вручил смельчаку меч и дубину и велел ему выступать.
Человек из далёкой страны, как только получил приказ, укрепил свою волю и двинулся на льва.
Завидев человека, лев пришёл в ярость, зарычал, прыгнул, бросился вперёд. Человек испугался и в тот же миг влез на дерево, от страха выронив из рук меч.
Меч угодил в львиную пасть, и лев тут же издох. А человек из далёкой страны от радости запрыгал и отправился с докладом к правителю.
Правитель удвоил своё благоволение. Тогда уж и люди этого государства тоже стали уважать его и доверять ему.
Живительные пилюли, приготовленные женой, - это намёк на нечистое даяние (раздачу милостыни с корыстной целью). То, что правитель направил человека послом, - намёк на совершенного наставника (Мудреца, правильно излагающего Закон Будды). То, что человек отправился в другое государство, - это намёк на небеса. То, что человек уничтожил шайку грабителей, сравнивается со вступлением в сротапанну (первую из четырех ступеней святости, ведущих к просветлению) и окончательным пресечением пяти желаний и треволнений. То, что человек встретил правителя того государства, - намёк на встречу с совершенномудрым. То, что старые сановники того государства ревновали и завидовали, - намёк на всех еретиков. Когда они видят, что мудрый человек может пресечь треволнения и пять желаний, они начинают возводить на него клевету. Они говорят, что ничего этого не было. То, что человек из далёкой страны, придя в ярость, сказал старым сановникам, что никто из них не сможет ему противостоять, - намёк на то, что еретики не смеют противиться истине. То, что человек убил льва, сравнивается с уничтожением демона Мары (Злого Духа-искусителя), после которого прекратились все треволнения. И ещё это намёк на то, что повергнувший злых демонов получает в награду плоды Пути, не возмущённые мирскими треволнениями (вступает в Нирвану). То, что человек из далёкой страны каждый раз испытывал страх, - это намёк на то, что слабость может обернуться силой.
Хотя поначалу он и не имел чистых помыслов, но с помощью своих даяний повстречался с другом добра и получил наивысшее воздаяние. Нечистые даяния хотя и нечисты, но добрые устремления могут превратить их в даяния радости. Вот почему следует усердно раздавать милостыню на ниве счастья.

 

Разбитая голова

Жил некогда один глупец с лысой головой. Кто-то ударил его по голове. Потом ударил второй и третий раз, да так, что всю голову расшиб. При этом дурак молча терпел и не догадался убежать.
Окружающие, видя это, говорили ему:
- Что же ты не убегаешь? Стоишь, а тебя колотят, и вот уже голова разбита.
А дурак на это отвечал:
- Взять, к примеру, этого человека: он заносчив, полагается только на свою силу. Он глуп, ему недостаёт разума: видит, что у меня на голове нет волос, и принимает её за камень. И ну колотить меня по голове, так что вконец голову и расшиб.
- Вот ты и есть дурак, - сказали окружающие, - как же ты можешь кого-то называть глупым?! Будь ты поумнее, разве б не сообразил убежать, когда тот стал тебя колотить и расшиб голову?
Бывает то же и с бхикшу (монахами). Они не могут в полной мере соблюдать обеты, в которые верят, и усовершенствоваться в той мудрости, которую услышали. Они заботятся лишь о ложных обрядах и церемониях, стремясь обрести для себя выгоду.
Точно как с тем глупцом: его били по голове, а он не догадался убежать, и, будучи весь изранен, он обозвал дураком того, который бил. Во всём похожи на него и эти бхикшу.

 

Скамейки для правителя

Некогда один правитель собирался отправиться в Прекрасный сад, чтобы развлечься и повеселиться. Одному из сановников он приказал:
- Возьми скамейку и отнеси в этот сад. Я на ней посижу, отдохну.
Тот, ком у было дано поручение, постеснялся нести скамейку в руках. Он сказал правителю:
- Я не могу нести её в руках, а хотел бы нести на плечах.
Тогда правитель нагрузил ему на спину тридцать шесть скамеек и велел нести в тот сад.
Глупец, который так поступил, был осмеян всем миром.
Жители этого мира поступают таким же образом. Если они видят, что на земле лежит женский волос, то, не желая его поднять, говорят, что соблюдают запреты. Потом их начинают обуревать треволнения, тогда они не считают отвратительными все тридцать шесть нечистот - волосы, шерсть, ногти, зубы, мочу, кал и другие подобного рода нечистоты. Они держат в руках одновременно все тридцать шесть, при этом им не становится стыдно, и они не отказываются от этих нечистот до самой смерти.
Они уподобляются тому глупцу, которого нагрузили скамейками.

 

Слуга и ворота

Какой-то человек собирался в далёкое путешествие. Своему слуге он наказывал:
- Ворота охраняй хорошенько. Да ещё присматривай за верёвкой, которой привязан осёл.
После отъезда хозяина в соседнем доме заиграла музыка. Слуге так захотелось послушать, что он не мог совладать с собой. Он быстро перевязал верёвкой ворота, положил их верблюду на спину и направился слушать музыку туда, где разыгрывалось веселье.
Когда слуга ушёл, воры вынесли из дома все вещи. Вернулся хозяин и спросил слугу:
- Куда делись вещи?
Слуга ответил:
- Уходя, хозяин поручал мне ворота, осла и верёвку, всё же остальное меня не касается.
Хозяин тогда сказал:
- Я оставил тебя караулить ворота именно из-за вещей. На что мне ворота, если вещи пропали?
Глупцы, пребывающие в круговороте жизни и смерти, поступают так же, как ревностный слуга. Наставления добру Будды всегда охраняют вход в органы чувств, не давая проникнуть в них шести видам мирской пыли: форме, звуку, запаху, вкусу, осязанию и мысли. Они охраняют непросветлённого осла и присматривают за верёвкой пристрастий. Но бхикшу (буддийские монахи) не стремятся усвоить поучения Будды, они жадно стремятся к выгоде, выдавая себя за чистых и белых, как правда Будды. Они сидят в месте очищения, но их сердца плавают и носятся в жажде удовлетворения пяти желаний. Их сбивают с толку красота, звуки, ароматы, вкусы. Омрачение покрывает их сердца. Их опутывает верёвка пристрастий. И как раз в то время, когда они думают о просветлении, теряют богатство, накопленное на всех ступенях Пути.

 

Служанка пяти хозяев

Пять человек сообща купили служанку. Один из них сказал служанке:
- Постирай-ка мне одежду.
И другой тоже сказал:
- Постирай мне одежду.
Служанка ответила второму:
- Первым делом я постираю тому, первому.
Второй разгневался:
- Я покупал тебя сообща с тем, первым. Почему же ты сделаешь это только для него?
И он нанёс ей десять ударов. Так же поступили и все остальные: каждый из пятерых нанёс ей по десять ударов.
С пятью составляющими (материальные признаки, ощущения, восприятия, наклонности или способности и разум) происходит то же самое. Причины и следствия от треволнений и суеты собираются все вместе в одной плоти. Эти пять составляющих постоянно наносят палочные удары всем сущим через рождение, старость, болезнь, смерть и бесчисленные страдания.

 

Смена носа

Некогда жил-был человек. Имел прекрасную жену. Только нос у неё был безобразный.
Как-то, выйдя из дома, этот человек увидел красивую женщину. И уж очень хорош был её нос. И человек подумал: "Почему бы мне не отрезать её нос, чтобы приставить к лицу своей жены? Ведь он и ей также подойдет!"
Тут же отрезал он нос у незнакомки и принес его домой. Вызвал жену:
- Скорее иди сюда, я принёс тебе красивый нос.
Вошла жена. Он мигом отрезал её нос и пытался приделать к её лицу нос другой женщины. Однако на лице жены нос не держался. И своего носа она уже лишилась. Глупец зря только обрёк свою жену на сильные муки и боли.
Глупцы в мире тоже поступают так. Услышат, например, что какие-то шраманы и брахманы в прежние времена приобретали большую известность, их почитали в мире, они получали большие подношения, и начинают думать так: "Ведь я ничем не отличаюсь от тех шраманов и брахманов".
Они незаслуженно возносят себя, нелепо заявляют, что обладают добропорядочностью. Из-за этого они не только лишаются благодеяний со стороны мирян, но и разрушают своё поведение. Это подобно тому, как, отрезав чужой нос, глупец ничего не достиг, а лишь сам себе причинил вред.
Именно так действуют и глупцы в мире.

 

Смерть сына

Некогда отец и сын поехали вдвоём по делам. В дороге на них неожиданно напали разбойники и хотели их ограбить. В ушах у сына были серьги из чистого золота. Увидев, как внезапно налетели разбойники, отец испугался, что может лишиться серёг. Он тут же попытался собственной рукой выдернуть их, но уши сына сразу не поддались. Тогда, чтобы сохранить серьги, отец отрубил сыну голову.
Вскоре разбойники скрылись. Отец приставил голову назад к плечам сына, но она никак не желала держаться.
Такой глупец - весь мир над ним потешался.
Люди суетного мира тоже поступают так. Во имя славы и выгоды ведут бессодержательные беседы. Они говорят о наличии второго рождения и об отсутствии второго рождения; о наличии промежуточного существования и об отсутствии промежуточного существования; о том, есть ли мера для разума, или же меры для разума нет, о том, что без разного сорта вздорных мыслей нельзя постичь суть Закона.
Когда другие люди, рассуждая согласно Закону, разбивают подобные суждения, те говорят:
- В моих суждениях вовсе не было таких высказываний.
Такие глупцы ради славы и выгоды вздорными речами губят плоды пути шраманов (праведников). Когда же плоть их разрушается и жизнь подходит к концу, они попадают на три дороги зла.
Это подобно тому, что было с глупцом: из-за маленькой выгоды он отрубил голову своему сыну.

 

Снадобье для взросления

Некогда у правителя одного государства родилась дочь. Правитель призвал лекаря и сказал ему:
- Дай мне лекарство, от которого моя дочь сразу стала бы взрослой.
- Я дам тебе отменное снадобье, от которого твоя дочь сразу станет взрослой, - отвечал лекарь, - только сейчас его нет, оно кончилось, и, значит, придётся его раздобывать. А до тех пор, пока я не достану лекарство, правитель не должен видеть дочь. Только после того как я дам ей снадобье, правителю покажут девочку.
И не откладывая, лекарь отправился в дальние страны за лекарством.
Через двенадцать лет он привёз лекарство, дал девочке, чтобы она приняла, и повел её к правителю. Правитель увидел дочь, обрадовался и про себя подумал: "И в самом деле, превосходный лекарь: дал моей дочери лекарство, от которого она сразу повзрослела". И распорядился, чтобы приближённые одарили лекаря драгоценностями.
Тогда все люди стали смеяться над правителем, не наделённым мудростью. Он был настолько непонятлив, что не мог рассчитать, сколько месяцев и лет прошло с момента рождения дочери. Увидев, что она выросла, он решил, что это благодаря силе снадобья.
Подобное случается и с жителями нашего бренного мира; они приходят к постигшему добро и обращаются к нем у со словами:
- Я стремлюсь постичь Путь и хочу такого наставника, который помог бы мне сделать это немедленно.
Постигший добро наставник, в соответствии со способом, велит такому человеку сидеть, погрузившись в созерцание, и наблюдать двенадцать причин и следствий (цепь причинной связи, порождающей беспрерывный поток индивидуальной жизни). Постепенно накапливаются добродетели и происходит превращение в архата (достигшего высшей свободы). Тут человек начинает ликовать, прыгать от радости, восклицая:
- О, великий наставник, вот так радость, ты помог мне в кратчайший срок.