Идея

Блестящая идея со сном девочки по имени Любовь. Согласно сценарию, генетическая память, коллективное бессознательное маленького русского человека вырывается наружу в виде карусели воспоминаний. Это происходило с русским народом, а значит и с ней тоже. Маленьким спутником несется девочка сквозь вихрь событий и вех, освещая путь в новый дивный мир. Сны о чем-то большем.

Девочка пролетает над страной мимо деревушек и березовых рощ, мимо гейзеров и вулканов, озера Байкал, рек Енисей и Лены, полуострова Чукотки под музыку из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», прекрасный фрагмент «Половецкие пляски». Из пяти снежинок под крышей арены «Фишт» вырастают пять олимпийских колец.

 

Выход спортсменов

На гигантской площадке возникает проекция карты мира – светящийся полуостров Пелопоннес (Южная Греция) – место, откуда вышли Олимпийские игры.

Земля будто распахивается, и из ее недр по белой дорожке начинают выходить спортсмены сборных в цветах своих государств. Во время выхода сборной России, в составе которой и заслуженные ветераны отечественного спорта, звучит песня группы «Тату» «Нас не догонят», смиксованная с «We Will Rock You» The Queen.

Вслед за спортсменами выезжают зверушки. Гигантские фигуры олимпийских символов-талисманов – белого Мишку, Леопарда и Зайку – чудесным образом удалось оживить в движении и запустить на лед на скользящих платформах. Под мотив из культового мультфильма «Ну, погоди!» Мишка катится на коньках, Зайка – на лыжах, Леопард – на сноуборде.

 

История России в звездном исполнении

На экране появляется микрофильм об истории России. Начинается с легендарного похода аргонавтов к берегам Кавказа под предводительством Владимира Машкова, затем эстафету возведения России подхватывают Сергей Безруков, Михаил Пореченков, Федор Емельяненко, Сергей Шакуров, Гоша Куценко, Марина Александрова, Дмитрий Дюжев и другие. В кульминации – Константин Хабенский, Екатерина Гусева и Никита Михалков открывают арену «Фишт», на которой и происходит церемония.

 

Русская тройка и фольклор

Плывущая по небосводу тройка лошадей тащит за собой солнце – образ язычества – под музыку из балета Игоря Стравинского «Весна священная». Тройка – вечный символ русского пути.

Вековой лед реки времен ломается под солнцем и на пространство площадки вплывают сказочные персонажи: дымковские игрушки, купола, стилизованные под красочные маковки Храма Василия Блаженного. Камера под крышей дает общий план: мы видим силуэт ликующего города, он напоминает гигантскую рыбу.

 

Масленица

Яркая карусель народных гуляний, когда хочется водить хороводы и радоваться друг другу и детскому смеху. Блики солнца и блины. Изумительно точно выбрана музыка для действа – смесь электроники и аутентичных напевов, творческие «побратимы» знаменитого Moby – группа «Иван Купала».

 

Стилистическая и аудиовизуальная эклектика шоу

Микс музыкальных жанров, стилей, костюмов и примет времени – вещь, безусловно, крутая. Но опасная. Она требует исключительного профессионализма, чувства вкуса и меры. Одна лишняя щепотка пафоса, один лишний элемент – и гениальная конструкция рушится. Но этого, к счастью, не произошло. Спасибо создателям шоу – и меры, и вкуса им хватило сполна.

 

Исторические инсталяции

Петербург Петра Первого. Петровская эпоха, марши, пушки, солдаты строем несутся мимо Адмиралтейства и Исаакиевского собора по спроецированным копиям реальных карт тех времен – на бал Наташи Ростовой. Под вальс Евгения Доги князь Болконский танцует с Наташей, пока Безухов ждет в сторонке. Палят пушки.

Революционный Ленинград. Следующая реформация красным паровозом врывается в царскую Россию. Машинерия и индустриальный молох тащат страну на недосягаемые высоты под музыку Альфреда Шнитке и Георгия Свиридова. Авангардизм, биомеханика, супрематический балет, а еще – тонкие напоминания о приемах художника Владимира Дмитриева и театрального гения Всеволода Мейерхольда.

 

Война

Тема войны дана точными штрихами. Величие победы над Гитлером подчеркнуто безудержным счастьем послевоенного времени – счастьем обнимающихся студентов, песней Муслима Магомаева и советскими передовицами, спроецированными на площадку. Николай Валуев в образе дяди Степы регулирует движение. Привет из 80-х годов, когда в нашей стране впервые прошла Олимпиада.

 

Тема Космоса

Тема космоса проявляется не раз. Сначала девочка Любовь на шаре поднимается высоко-высоко на фоне космических инсталляций под музыку Эдуарда Артемьева, который писал музыку еще к Олимпиаде-80.

А ближе к финалу праздника светящиеся конькобежцы вырисовывают на льду большой глаз Вселенной, затем орбиты и созвездия – и все снова параллельно с артемьевскими этюдами.

Позже действо закольцовывается фрагментами классики, которые мы уже слышали – и «Лебединого озера», и «Половецких плясок», только вот теперь они просачиваются сквозь увертюру группы Daft Punk из фильма «Трон. Наследие».

Под куполом арены «Фишт» мерцают фигурки представителей разных видов спорта.

 

Олимпийский огонь

Красавицы-чемпионки страны – Мария Шарапова, Елена Исинбаева и Алина Кабаева бегут и эстафетой передают друг другу олимпийский факел, который в итоге получает непобедимая Ирина Роднина (в период с 1969 по 1980 гг. не проигравшая ни одного соревнования), и в компании Владислава Третьяка поджигает факелом фитиль, огненной змейкой несущийся к огромной олимпийской чаше.

Над комплексом разноцветным огнем полыхает фейерверк.

Это шоу один за другим вскрывает внутренние культурные нормы русского человека: сказки Ершова, град Китеж, музыка Стравинского и Бородина, Чайковского и Артемьева, «Ежик в тумане», «Война и мир», балет и гимнастика, «Операция Ы и другие приключения Шурика», физики и лирики, прорыв в космос и «Сталкер» Тарковского как повод подумать о будущем.

 

Удачи Вам; новых Олимпийских достижений и золотых медалей в копилку Сборной Вашей страны.

 

Всегда Ваш. Ресурс Необходимых Знаний

 

МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ (дополнение к новости от 23.02.2014)