Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

1

2

3

4

5

6

7

карты Бейдемана

карты Микешина

карты Билибина

польские карты

для Царства Польского

охотничьи карты

рабоче-крестьянские карты

 

1. КАРТЫ БЕЙДЕМАНА

Это эскизы академика живописи Александра Бейдемана, преподавателя живописи великих князей Алексея и Сергея Александровичей, религиозного живописца. Эскиз выполнен в 1862-м году, но в серию карты так и не пошли, будучи побеждены знаменитыми «Атласными» картами по эскизу Шарлеманя.

 

2. КАРТЫ МИКЕШИНА

В том же конкурсе участвовали и эскизы Михаила Микешина (более известного в качестве автора памятников 1000-летия Руси в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве и Екатерине II в Петербурге). Впоследствии он неоднократно обращался к проектированию игральных карт на самые разные темы: со сценами из современной жизни, с немецкими мастями, с изображениями политических деятелей и с героями драм Шекспира, однако ни одна колода так и не была издана. На иллюстрации - колода карт, созданных в 1890-м году и посвященных русским сказкам. Короли («Кудесник», «Водяной», «Кощей Бессмертный», «Леший»), дамы («Киевская ведьма», «Русалка», «Баба- яга», «Сирен Царь-девица»), валеты («Винник», «Баян», «Лучник», «Сокольник»). Не связанные ни с одним конкретным сюжетом, карты Микешина призваны были выражать идею, дух русской сказки. Колода в 1895 году демонстрировалась на Всероссийской выставке печатного дела.

 

3. КАРТЫ БИЛИБИНА

В 1910 Петербургская карточная фабрика заказала художнику Билибину фигуры для двух колод карт второго сорта. Предполагалось, что их будут печатать в 3 краски. Судя по сохранившимся эскизам, находящимся в собрании Государственного Русского музея, одна из колод делалась в достаточно традиционном стиле и по рисункам фигурных карт (их композиции, облачению и атрибутам) перекликалась с колодой «Атласные», созданной академиком А. И. Шарлеманем. Большой интерес представляют эскизы к другой из задуманных колод, впервые выполнявшихся в русском национальном стиле. Стиль этой колоды художник описывал как «облагороженный лубок», валет треф изображает, возможно, Бову-Королевича (или еще кого-то в фольклорном духе). Карточная фабрика изготовила с некоторых карт пробные контурные оттиски, но целиком колоды так и не были изданы по причине отставки Д. П. Голицина. Художник вовремя не сдал работу, заказчиков тоже что-то не устроило,- в общем, карты так и не были напечатаны.

 

4. ПОЛЬСКИЕ КАРТЫ

Эта колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» — по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.

 

5. ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны – вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).

 

6. ОХОТНИЧЬИ КАРТЫ

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.

 

7. РАБОЧЕ – КРЕСТЬЯНСКИЕ КАРТЫ

Эскизы карт, разработанных известным мастером силуэта Елизаветой Кругликовой в середине 1920-х годов.