1. ШТИЛЬ
Как в песне поётся «гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль». Так оно и есть. Затяжной штиль для моряков был бедствием похлеще урагана. Штилевые периоды срывали поставки товаров, могли служить причиной несвоевременного прихода кораблей к месту сражения. Парусный флот напрямую зависел от ветра. Это не могло не сформировать морских традиций по «вызыванию ветра». Кроме молитвы Святому Николаю существовал и до сих пор практикуется обычай царапать мачту, желательно с той стороны, откуда ожидают ветра.
2. ДЕНЬ НЕПТУНА
Моряки – люди особенные и праздники у них тоже должны быть особенными. График долгого плавания никак не совпадает с официальными «красными датами» людей сухопутных. Главный праздник моряка – «День Нептуна». Традиционно он отмечался в момент пересечения экватора. Тех, кто пересекал экватор впервые, было принято купать и подвергать различным испытаниям. Неофит проходил своеобразную инициацию, целью которой было не только приобщение моряка к «морскому братству», но и «задабривание» морского бога и его приближенных. Сегодня «День Нептуна» принято сочетать с Днём военно-морского флота, однако раньше главный праздник «вольного морского братства» конкретной даты не имел.
3. С ПЕСНЕЙ ПО МОРЮ
На русском военном флоте не принято было петь песни, облегчающие тяжёлый вахтенный труд, так как устав говорил о соблюдении строжайшей тишины при работе на корабле. Тем не менее, русские матросы славились своим пением, но делали они это в отведённые для этого часы. Баковые концерты были очень популярны и любимы командой. Во время заграничных плаваний неоднократно можно было наблюдать, как десятки шлюпок окружают русский военный корабль, стоящий где-нибудь в тропиках или на Средиземном море, и туземцы шумно благодарят наших матросов за хорошее пение. Бывало, с берега приходили запросы: будет ли концерт? Особенно славилась этим эпоха парусно-парового флота, именно тогда были созданы дошедшие до наших, времен русские морские профессиональные песни: например, «Фрегат Минин». В этой бесхитростной песне описывается шторм: «А наш фрегат «Минин» под ветер налит, формарсель полощет, бизань не стоит». Этой песней всегда начинался баковый концерт.
4. НЕ КУРИТЬ?
Сегодня, во время запрета курения в общественных местах, интересно будет узнать о морских традициях в отношении этой привычки. Табак выдавался морякам вместе с пайком, однако курить разрешалось в строго отведённых местах. Как правило, это были места на баке возле обреза (тазика). Раньше, до распространения папирос и сигарет, курили только трубку. Причём моряцкая трубка обязательно должна была иметь крышку, за трубку без крышки строго наказывали. Пропитанное смолой корабельное дерево легко воспламенялось, поэтому строгие правила в отношении курения табака были не прихотью, но жизненной необходимостью.
5. ДУША НАРАСПАШКУ
Моряк – душа нараспашку. Издревле морское братство охраняло свою кастовость от внешних влияний, но внутри корабельной команды должно было быть полное доверие. Корабль – это не военная сухопутная часть, с него не сбежишь в открытое море счастья искать. Матросские сундуки не было принято закрывать, воровство на корабле если и случалось, то наказывалось, что называется «по всей строгости».
6. СКЛЯНКИ – НЕ БАНКИ
Из морской терминологии все мы знаем выражение «бить склянки». В старину время в море учитывалось по песочным часам. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». В русском флоте со «склянками» была особая традиция. Юнга становился на вахту и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди — Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш». Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. «Скляночная» система очень удобна при несении вахты, она позволяет чередовать сроки её несения и не путаться.
7. СВИСТ БОЦМАНА
«Свистать всех наверх!». Что бы это значило, когда на кораблях традиционно свист считается дурной приметой и «свистуна» могли просто-напросто кинуть за борт? Свистеть на кораблях мог боцман, и не просто свистеть, но делать это при помощи «боцманской дудки». Системой звуковых сигналов боцман управлял матросами, что обеспечивало слаженную работу на судне. Во время шторма, когда слышимость приближена к нулю, только звонкий свист боцманской дудки мог обеспечить непрерывность исполнения вахтенных команд.