Цели человека
В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи:
- Артха — материальное благосостояние и успех.
- Кама — чувственные наслаждения.
- Дхарма — правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний.
- Мокша — освобождение из самсары.
Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме – правильному поведению; и мокше – освобождению от цикла нескончаемых перерождений.
Дхарма (путь)

Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее – как одушевленная природа, так и неодушевленная – с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота – это желтый цвет и блеск, дхарма тигра – его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду.
Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов – разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты).
По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится:
Лучше исполнить собственный долг [дхарму] несовершенно, нежели хорошо исполнять чужой долг.
Мокша (освобождение)
Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей "философского индуизма" рассматривает будущее в контексте мокши - полного освобождения души от череды перевоплощений.
Понятие Мокши различными направлениями индуизма понимается по разному:
- Осознание своего единства с Богом
- Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель
- Достижения чистой любви к Богу
- Осознание единства всего бытия
- Осознание своего истинного "Я"
- Достижение совершенного умиротворения
- Полная свобода от материальных желаний
Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из самсары, таким образом прекращая цикл перевоплощений. Адвайта-веданта утверждает, что после достижения освобождения (мокши), атман прекращает своё существование как индивидуальность и сливается с безличным Брахманом, приобретая тем самым качества личности.
В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них: Мокша, Карма-марга, Санньяса-дхарма.
Путь деяний (карма-марга)
Самый простой путь, он ближе всего к доктрине дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Такая жизнь ведет к отрешению от собственного "Я" и к единению с Брахманом.
Путь любви (бхакти-марга)
Бхакти-марга приводит к спасению через безграничную преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну или Брахма. Беспредельная преданность сближает верующего с Брахманом (манифестацией которого является бог), она позволяет человеку прозревать единство всего сущего в Брахмане.
Путь знания (джняна-марга)
Джняна-марга – самый утонченный и трудный путь к спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной – единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений.
Санньяса-дхарма
Санньяса-дхарма – это дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, кто признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на освобождении (мокше).
Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим.