Яджур–веда

Яджур–веда (жертвенные формулы) – одна из четырёх индуистских Вед.

В основной части Яджур–веды, называемой Самхита, содержатся мантры, предназначенные для совершения жертвоприношений ведической религии. В дополнительных текстах, Брахманах и Шраута–сутрах, описывается то, как исполнять ритуалы и жертвоприношения и даётся философское толкование мантр, изложенных в основной части Яджур–веды.

Яджур–веда – сложное слово, состоящее из двух частей: Яджур – правила жертвоприношений и веда – знание. По мнению большинства учёных, Яджур–веда была составлена около X века до н. э. и отражала практики ведической религии тех времён.

В "Яджур–веде" содержатся первые известные упоминания чисел до триллиона ("парардха"). В ней также обсуждается концепция числовой бесконечности ("пурна", "полнота"). В частности, говорится, что если вычесть "пурну" из "пурны",– получится "пурна".

Яджур–веда состоит из двух основных Самхит: Шукла (белая) и Кришна (чёрная). Обе содержат в себе мантры, необходимые для проведения ведических ритуалов, но в "Кришна Яджур–веде" в состав основной Самхиты входит дополнительный комментарий в прозе, тогда как в "Шукла Яджур–веде" комментарии были выделены в отдельную Брахману – Шатапатха–брахману.

 

Шукла Яджур–веда

Существуют две практически одинаковые шакхи, или редакции, "Шукла Яджур–веды", которые вместе называются "Ваджасанейи–самхита":

  • Мадхьяндиния–шакха
  • Канва–шакха

Первая популярна в Северной Индии, Гуджарате и Махараштре (севернее от Нашика) и имеет многочисленных последователей. Вторая популярна в Южной Индии – Карнатаке, Керале, Андхра–Прадеш, Тамил–Наду и Ориссе. Принято считать, что Сурешварачарья, один из четырёх главных учеников Шанкары, следовал Канва–шакхе. Ведические ритуалы в вайшнавском храме Ранганатхасвами в Шрирангаме, самом большом вайшнавском храме в Индии, также выполняются в соответствии с Канва–шакхой.

Ваджасанейи–самхита содержит сорок глав, или адхьяий, содержащих формулы, используемые в следующих ритуалах:

1 – 2 Жертвоприношения в новолуние и полнолуние
3 Агнихотра (Agnihotra)
4 – 8 Сомаяджна (Somayajna)
9 – 10 Ваджапея (Vajapeya) и Раджасуя (Rajasuya), две модификации жертвоприношения Соме
11 – 18 Конструкция алтарей и очагов, особенно Агникаяны (Agnicayana)
19 – 21 Саутрамани (Sautramani), ритуал, изначально взаимодействовавший с эффектами чрезмерного питья Сомы
22 – 25 Ашвамедха (Ashvamedha)
26 – 29 Дополнительные формулы для различных ритуалов Пурушамедха (Purushamedha)
32 – 34 Сарвамедха (Sarvamedha)
35 Питрияджна (Pitriyajna)
36 – 39 Праваргйя (Pravargya)
40 Последняя адхьяя – позднее добавление, содержащее не ведические формулы, но Иша Упанишад (Isha Upanishad)

 

Кришна Яджур–веда

Существуют четыре шакхи "Кришна Яджур–веды":

  • Тайттирия–самхита (ТС)
  • Майтраяни–самхита (МС)
  • Чарака–катха–самхита (КС)
  • Капиштхала–катха–самхита (КапС)

К каждой рецензии принадлежат или принадлежали определённые Брахманы, к некоторым из них также относятся Шраута–сутры, Грихья–сутры, Араньяки, Упанишады, Пратишакхьи.

Наиболее известной из этих рецензий является Тайттирия–самхита (ТС), названная в честь Титтири – ученика Яски. Она состоит из 8 книг, или канд, подразделяющихся на главы, или пратапатхаки, в состав которых входят сборники гимнов. Отдельные гимны из этой Самхиты имеют особое значение в индуизме. Так, например, ТС 4.5 и ТС 4.7 – это Рудра–сукта, а 1.8.6 – повторяется шиваитская мантра Махамритьюмджая–мантра (впервые в Риг–веде, 7.59.12). Мантра "бхур бхувах суваха", предваряющая ригведическую мантру Гаятри – также из Яджур–веды, где она упоминается четыре раза.

Рецензия Тайттирия–самхита Кришна Яджур–веды наиболее распространена в Южной Индии. Тайттирия–шакха состоит из Тайттирия–самхиты (имеющей семь канд), Тайттирия–брахманы (имеющей три канды), Тайттирия–араньяки (имеющей семь прашн), Тайттирия–упанишады (имеющей три прашны или валли) – Шикша–валли, Ананда–валли и Бхригу–валли – и Маханараяна–упанишады. Тайттирия–упанишада и Маханараяна–упанишада считаются седьмой, восьмой, девятой и десятой прашнами Араньяки. Термины "прапатхака" и "канда" (обозначающие разделы) в ведической литературе взаимозаменяемы. "Прашна" и "валли" относятся к разделам Араньяки.

 

История появления "Кришна Яджур–веды" и "Шукла Яджур–веды"

История гласит, что ведический провидец Яджнавалкья изучал Яджур–веду под руководством мудреца Вайшампаяны, своего дяди по матери. Яджнавалкья родился дабы исполнить определённые цели богов. Его называли Экасандхиграхи,– он был настолько умён, что запоминал всё, услышав только один раз.

Однажды, Вайшампаяна сильно разгневался на Яджнавалкью за то, что тот возгордился своей учёностью. В гневе, Вайшампаяна потребовал своего ученика отдать назад ранее переданное ему знание Яджур–веды.

По требованию своего гуру, Яджнавалкья изверг всё приобретённое от своего учителя знание в форме пищи. Другие ученики Вайшампаяны приняли облик куропаток и съели извергнутую еду, представлявшую собой знание, которое они жаждали получить.

На санскрите куропатка зовётся "титтири". Так как титтири съели эту Веду, она получила название "Тайттирия Яджур–веды". Она также известна как "Кришна Яджур–веда" (Чёрная Яджур–веда), по причине того, что представляет собой извергнутую субстанцию.

После этого Яджнавалкья решил более не принимать человеческого гуру и стал поклоняться богу Солнца Сурье с целью получить от него части Вед, неизвестные даже его предыдущему духовному учителю Вайшампаяне.

По прошествии какого–то времени, бог Солнца, удовлетворённый аскезами Яджнавалкьи, принял форму коня и поведал мудрецу другую часть Яджур–веды, доселе неизвестную человечеству. Так как эта часть Яджур–веды была получена от бога Солнца, она называется "Шукла Яджур–веда" ("Белая Яджур–веда"). Она также известна как "Ваджасанея–самхита", так как Сурья поведал её в облике коня (слово "ваджи" на санскрите означает "конь"). Яджнавалкья разделил "Ваджасанея–самхиту" на пятнадцать частей, каждая из которых состоит из тысяч Яджур–мантр. Такие риши как Канва, Мадхьяндина и другие создали известные шакхи, названные их именами.