Упанишады (кратко)
Упанишады – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед – поэтому их также называют "веданта" (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.
Этимология
"Упанишада" – отглагольное существительное от упанишад – буквально "сидеть около". Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) буквально означает "сидеть внизу около" гуру с целью получения наставлений. Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, упанишад означает "сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание". Макс Мюллер даёт значение термина как "искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему" (от упа – "внизу"; ни – "вниз", и шад – "сидеть"). Но, согласно Шанкаре, слово "упанишад" образовано путём прибавления суффикса квип и префиксов упа и ни к корню шад и означает: "то что разрушает невежество". Согласно традиционному толкованию "упанишад" означает "удаление невежества посредством знания о верховном духе".
Датировка
Упанишады трудно отнести к какому-то определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как "Брихадараньяка-упанишаду" и "Чхандогья-упанишаду", учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.
В каноне индуизма
Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных божеств ведической религии и уже содержащих в себе основы монотеизма. Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции.
Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.
Содержание
В Упанишадах содержатся основы философии индуизма – концепция вселенского духа Брахмана, индивидуальной души атмана или дживы, Сверхдуши Параматмы и Верховного Бога в Его личностной форме Бхагавана или Ишвары. Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, совокупность всего что когда-либо было есть или будет. О природе Ишвары и атмана, например, в "Иша-упанишаде" говорится следующее:
Тот, кто видит все связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всем сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.
Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?
Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.
Мудрецы в Упанишадах занимались познанием реальности, трансцендентной к материальному бытию, а также изучением различных состояний сознания.
Кто есть Знающий?
Что заставляет мой ум думать?
Есть ли у жизни какая-то цель или она управляется просто случайностью?
Откуда появился космос?
Философия
В Упанишадах излагаются различные трансцендентные философские темы, подробно описываются концепции Брахмана и индивидуальной души (атмана). Различные философские школы в индуизме дают свои толкования Упанишад. На протяжении истории, эти интерпретации философии Упанишад положили начало трём основным школам веданты.
Адвайта-веданта
Шанкара трактует Упанишады с точки зрения философии адвайты. В адвайте основную суть Упанишад обобщают в одной фразе "тат-твам-аси" – "То Ты Еси". Последователи адвайты полагают, что в конечном счёте, изначальный, непостижимый и не имеющий формы Брахман един с индивидуальной душой атманом и конечной целью духовной практики является осознание этого единства и прекращение материального существования через слияние атмана с Брахманом.
Двайта-веданта
В появившихся позднее комментариях философской школы двайта даётся совершенно другая интерпретация. Основанная Мадхвой двайта-веданта утверждает, что изначальная сущность и источник Брахмана – это личностный Бог Вишну или Кришна (который объявляет в "Бхагавад-гите" брахмано хи пратиштхахам, "Я – основа безличного Брахмана").
Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или канонические упанишады. Это:
Айтарея-упанишада (Ригведа)
Брихадараньяка-упанишада (Шуклаяджурведа)
Иша-упанишада (Шуклаяджурведа)
Тайттирия-упанишада (Кришнаяджурведа)
Катха-упанишада (Кришнаяджурведа)
Чхандогья-упанишада (Самаведа)
Кена-упанишада (Самаведа)
Мундака-упанишада (Атхарваведа)
Мандукья-упанишада (Атхарваведа)
Прашна-упанишада (Атхарваведа)
Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.
Другие упанишады
Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея (не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты его составления. Современные учёные пытаются установить периоды составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно никакого значения в традиции веданты.
Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.
108 канонических Упанишад
Канон "муктика"
Существуют 108 канонических Упанишад школы адвайта. Согласно "Муктика-упанишаде", 1:30-39 в этом каноне:
- 10 Упанишад относятся к "Риг-веде"
- 16 Упанишад относятся к "Сама-веде"
- 19 Упанишад относятся к "Шукла Яджур-веде"
- 32 Упанишады относятся к "Кришна Яджур-веде"
- 31 Упанишада относятся к "Атхарва-веде"
Первые 10 считаются основными мукхья. 21 называют саманья-веданта "общая веданта", 23 санньяса, 17 йога, 13 вайшнава, 14 шайва и 9 шакта Упанишадами.
Мукхья Упанишады
1. Айтарея-упанишада (Риг-веда)
2. Кена-упанишада (Сама-веда)
3. Чандогья-упанишада (Сама-веда)
4. Иша-упанишада (Шукла Яджур-веда)
5. Брихад-араньяка-упанишада (Шукла Яджур-веда)
6. Катха-упанишада (Кришна Яджур-веда)
7. Тайттирия-упанишада (Кришна Яджур-веда)
8. Прашна-упанишада (Атхарва-веда)
9. Мундака-упанишада (Атхарва-веда)
10. Мандукья-упанишада (Атхарва-веда)
Саманья Упанишады
11. Каушитаки-упанишада (Риг-веда)
12. Атмабоддха-упанишада (Риг-веда)
13. Мудгала-упанишада (Риг-веда)
14. Ваджрасучи-упанишада (Сама-веда)
15. Махад-упанишада (Сама-веда)
16. Савитри-упанишада (Сама-веда)
17. Субала-упанишада (Шукла Яджур-веда)
18. Мантрика-упанишада (Шукла Яджур-веда)
19. Нираламба-упанишада (Шукла Яджур-веда)
20. Пайнгала-упанишада (Шукла Яджур-веда)
21. Адхьятма-упанишада (Шукла Яджур-веда)
22. Муктика-упанишада (Шукла Яджур-веда)
23. Сарвасара-упанишада (Кришна Яджур-веда)
24. Шукарахасья-упанишада (Кришна Яджур-веда)
25. Сканда-упанишада (Трипадвибхути-упанишада) (Кришна Яджур-веда)
26. Шарирака-упанишада (Кришна Яджур-веда)
27. Екакшара-упанишада (Кришна Яджур-веда)
28. Акши-упанишада (Кришна Яджур-веда)
29. Пранагнихотра-упанишада (Кришна Яджур-веда)
30. Сурья-упанишада (Атхарва-веда)
31. Атма-упанишада (Атхарва-веда)
Санньяса Упанишады
32. Нирвана-упанишада (Риг-веда)
33. Арунея-упанишада (Сама-веда)
34. Майтраяния-упанишада (Сама-веда)
35. Майтрейи-упанишада (Сама-веда)
36. Санньяса-упанишада (Сама-веда)
37. Кундика-упанишада (Сама-веда)
38. Джабала-упанишада (Шукла Яджур-веда)
39. Парамахамса-упанишада (Шукла Яджур-веда)
40. Адваятарака-упанишада (Шукла Яджур-веда)
41. Бхикшу-упанишада (Шукла Яджур-веда)
42. Туриятита-упанишада (Шукла Яджур-веда)
43. Ягьявалкья-упанишада (Шукла Яджур-веда)
44. Шатьяяни-упанишада (Шукла Яджур-веда)
45. Брахма-упанишада (Кришна Яджур-веда)
46. Шветашватара-упанишада (Кришна Яджур-веда)
47. Гарбха-упанишада (Кришна Яджур-веда)
48. Теджобинду-упанишада (Кришна Яджур-веда)
49. Авадхута-упанишада (Кришна Яджур-веда)
50. Катхарудра-упанишада (Кришна Яджур-веда)
51. Вараха-упанишада (Кришна Яджур-веда)
52. Париврат-упанишада (Нарада-паривраджака-упанишада) (Атхарва-веда)
53. Парамахамса-паривраджака-упанишада (Атхарва-веда)
54. Парабрахма-упанишада (Атхарва-веда)
Йога Упанишады
55. Надабинду-упанишада (Риг-веда)
56. Йогачудамани-упанишада (Сама-веда)
57. Даршана-упанишада (Сама-веда)
58. Хамса-упанишада (Шукла Яджур-веда)
59. Тришикхи-упанишада (Шукла Яджур-веда)
60. Мандала-брахмана-упанишада (Шукла Яджур-веда)
61. Амритабинду-упанишада (Кришна Яджур-веда)
62. Амританада-упанишада (Кришна Яджур-веда)
63. Кшурика-упанишада (Кришна Яджур-веда)
64. Дхьяна-бинду-упанишада (Кришна Яджур-веда)
65. Брахмавидья-упанишада (Кришна Яджур-веда)
66. Йога-таттва-упанишада (Кришна Яджур-веда)
67. Йогашикха-упанишада (Кришна Яджур-веда)
68. Йогакундалини-упанишада (Кришна Яджур-веда)
69. Шандилья-упанишада (Атхарва-веда)
70. Пашупата-упанишада (Атхарва-веда)
71. Махавакья-упанишада (Атхарва-веда)
Вайшнава Упанишады
72. Васудева-упанишада (Сама-веда)
73. Авьякта-упанишада (Сама-веда)
74. Тарасара-упанишада(Шукла Яджур-веда)
75. Нараяна-упанишада (Кришна Яджур-веда)
76. Кали-сантарана-упанишада (Кали-упанишада) (Кришна Яджур-веда)
77. Нрисимхатапани-упанишада (Атхарва-веда)
78. Маханараяна-упанишада (Атхарва-веда)
79. Рамарахасья-упанишада (Атхарва-веда)
80. Раматапани-упанишада (Атхарва-веда)
81. Гопалатапани-упанишада (Атхарва-веда)
82. Кришна-упанишада (Атхарва-веда)
83. Хаягрива-упанишада (Атхарва-веда)
84. Даттатрея-упанишада (Атхарва-веда)
85. Гаруда-упанишада (Атхарва-веда)
Шайва Упанишады
86. Акшамалика-упанишада (Малика-упанишада) (Риг-веда)
87. Рудракша-упанишада (Сама-веда)
88. Джабала-упанишада (Сама-веда)
89. Кайвалья-упанишада (Кришна Яджур-веда)
90. Калагнирудра-упанишада (Кришна Яджур-веда)
91. Дакшинамурти-упанишада (Кришна Яджур-веда)
92. Рудрахридая-упанишада (Кришна Яджур-веда)
93. Панчабрахма-упанишада (Кришна Яджур-веда)
94. Шира-упанишада (Атхарва-веда)
95. Атхарва-шикха-упанишада (Атхарва-веда)
96. Брихаджабила-упанишада (Атхарва-веда)
97. Шарабха-упанишада (Атхарва-веда)
98. Бхасма-упанишада (Атхарва-веда)
99. Ганапати-упанишада (Атхарва-веда)
Шакта Упанишады
100. Трипура-упанишада (Риг-веда)
101. Саубхагья-упанишада (Риг-веда)
102. Бахврича-упанишада (Риг-веда)
103. Сарасватирахасья-упанишада (Кришна Яджур-веда)
104. Сита-упанишада (Атхарва-веда)
105. Аннапурна-упанишада (Атхарва-веда)
106. Деви-упанишада (Атхарва-веда)
107. Трипуратапани-упанишада (Атхарва-веда)
108. Бхавана-упанишада (Атхарва-веда)
Неканонические Упанишады:
1. Майтри Упанишада
2. Брахмабинду упанишад
3. Ваджрасучика упанишад
4. Чхалгея Упанишад