Ресурс Знаний
программный проект ФРН

  • Главная /
  • Индуизм /
  • Священные писания /
  • Веды /
  • Атхарва–веда

Атхарва–веда

Атхарва–веда (atharvaveda); образовано от atharvan – "древний риши" и veda – "знание". Сборник заклинаний и заговоров, священный текст индуизма, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом (последнем) месте в их нумерации.

Согласно индуистской традиции, Атхарва–веда была в основном составлена двумя группами риши, известными как Бхригу и Ангирасы. Часть Атхарва–веды приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха, Кашьяпа. Сохранились две редакции (шакхи) Атхарва–веды, известные как Шаунакия (АВШ) и Пайппалада (АВП).

 

Атхарва–Веда (Шаунака)

перевод Т. Я. Елизаренковой

Книга I

Книга II

Книга III

Книга IV

Книга V

Книга VI

Книга VII

Книга VIII

Книга IX

Книга X

Книга XI

Книга XII

Книга XIII

Книга XIV

Книга XV

Книга XVI

Книга XVII

Книга XVIII (Книга мёртвых)

Книга XIX (Дополнения)

 

Значение

Принадлежа к самому раннему, ведическому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. "Атхарва–веда" уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.

Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую поэзию и могут лишь частично отразить интересы и потребности людей того времени. В Атхарваведе речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.

Несомненно принадлежа к ядру ведических писаний, Атхарваведа в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную Ригведе и Яджурведе.

 

Редакции

Чаранавьюха, автором которой принято считать Шаунаку, перечисляет девять шакх, или школ Атхарва–веды:

  1. Пайппалада (paippalada)
  2. Стауда (stauda)
  3. Мауда (mauda)
  4. Шаунакия (saunakiya)
  5. Джаджала (jajala)
  6. Джалада (jalada)
  7. Брахмавада (brahmavada)
  8. Девадарша (devadarsa)
  9. Чаранавидья (charanavidya)

Из них сохранились только редакции Пайппалада и Шаунакия. Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и изменения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции. Те места, где обе сходятся, скорее всего, восходят к оригинальной версии.

Также в Вишну–пуране и Ваю–пуране можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в Чаранавьюхе:

  • Суманту (sumantu)
  • Кабандха (kabandha)
  • Кумуда (kumuda)
  • Шаулкаяна (saulkayana
  • Бабхравья (babhravya)
  • Мунджакеша (munjakesa)
  • Сайндхаваяна (saindhavayana)
  • Накшатракальпа (naksatrakalpa)
  • Шантикальпа (santikalpa)
  • Самхитавидхи (samhitavidhi)

По крайней мере, некоторые из них развились в другие школы, упомянутые в списке Чаранавьюхи. Самхитавидхи, Шантикальпа и Накшатракальпа – это пять текстов "кальпа", добавленные к традиции Шаунакии и не образовавшие собственных отдельных школ.

С Атхарваведой ассоциируются несколько Упанишад, но они, скорее всего, являются более поздним добавлением к традиции. Важнейшие среди них – Мундака (mundaka) и Прашна (prasna). Первая содержит важные отсылки к Шаунаке (saunaka), основателю Шаунакия Шакхи, вторая ассоциируется с Пайппалада Шакхой.

Атхарваведа – первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья (yatudhanya), крими (krimi) и дурнама (durnama). Атхарваны (atharvans) отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь (см. XIX. 34.9). Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной (trihumor) теорией, разработанной в пураническом (puranic) периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты (susruta) (Гаруда Пурана, карма канда (garuda purana, karma kamda) – глава 164). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа–самхиты.

Атхарваведа также информирует нас о войне. Своё место в самхите (samhita) Атхарваведы находят многие приспособления, такие, как, например, стрела с каналом для яда (apaskambha) и яд из касторовых бобов (castor bean poison), отравленная сеть и ловушки с крюками, использование распространяющих болезни жуков и дымовых завес (например, гимны IX .9, IX.10, гимны тришамди (trisamdi) и ньярбуди (nyarbudi hymns)). Во время эры Махабхараты, последовавшей сразу после периода Атхарван, часты были сравнения оружия и мантр героев. Возможно, это сравнение изначально означало применение смертельного оружия в соответствии с традицией Атхарван.

Некоторые обычные и специальные ритуалы арийцев составляют основное содержание Атхарваведы, так же, как и трёх других вед. Главные ритуалы, раскрываемые Атхарваведой, – свадьба в канде XIV и погребение в канде XVIII. Есть также гимны, специфичные для ритуалов бхригу–агнирасас (bhrigu–agnirasas), врьятьяс (vratyas) и кшатрияс (ksatriyas). Один из важнейших среди них – Вишасахи Врата (Vishasahi Vrata), исполняемый для призвания Индры и Вишну с мантрами XVII–й канды. Ритуалы врьятья исполнялись теми, кто избрал кочевой аскетичный образ жизни и обычно посылался в соседние государства главой страны. Похоже, они сыграли определённую роль в сообщении и торговле с соседними государствами (например, можно сравнить с похожим на врьятью путешествием Арджуны в княжество Яду, чтобы договориться с Субхадрой). Наконец, некоторые ритуалы направлены на разрушение врагов (ритуалы и гимны Абхичарика, особенно использующие завершающие мантры XVI–й канды. Развитие ритуалов Абхичарики (Abhicharika) к своей современной формы видно только в литературе видханы и, по сути, началось в ригведической традиции в форме Ригвидханы. Автор Ригвидханы (Rhigvidhana) даёт отсылки к развитию похожих ритуалов в традиции Атхарваведы (ссылки на Агнираса Критьи (Agnirasa Krityas). Эти ритуалы достигли своего высшего развития в Каушике (Kausika) и Вайтана–сутре (Vaitana Sutra) и в некоторых Паришиштхах (дополнениях) к литературе атхарванов.

 

Содержание

Книга первой части заключает в себя краткие гимны. Количество гимнов в пределах каждой книги различно, в соответствии с порядком книг оно таково: 35, 36, 31, 40, 31, 142, 123, 10, 10, 10, 10, 5 Среднее число стихов в гимне с книги I по V возрастает: в книге I – это четыре стиха в гимне, во II – пять, в III – шесть, в IV – семь, в V – восемь. Обращает на себя внимание и тот факт, что эти книги содержат приблизительно одинаковое число гимнов. Далее принципы организации текста меняются. Среднее число стихов в гимне начинает убывать: книга VI – это три стиха в гимне, VII – один стих, а число гимнов в этих книгах резко возрастает по сравнению с предыдущими. Важно иметь в виду, что реально речь идет о среднем числе, о норме, которая предписывается той или иной книге в традиционном индексе–комментарии. На самом деле, число стихов в отдельных гимнах может иногда отличаться от нормы данной книги. При этом она никогда не бывает меньше нормы, а только больше.

 

Атхарва–Веда (Шаунака)

перевод Т. Я. Елизаренковой

Список материалов в категории Атхарва–веда
Заголовок Просмотры
Атхарва–Веда. Книга 1 Просмотров: 1737
Атхарва–Веда. Книга 2 Просмотров: 1190
Атхарва–Веда. Книга 3 Просмотров: 1112
Атхарва–Веда. Книга 4 Просмотров: 1102
Атхарва–Веда. Книга 5 Просмотров: 1035
Атхарва–Веда. Книга 6 Просмотров: 1591
Атхарва–Веда. Книга 7 Просмотров: 1028
Атхарва–Веда. Книга 8 Просмотров: 960
Атхарва–Веда. Книга 9 Просмотров: 990
Атхарва–Веда. Книга 10 Просмотров: 1154
Атхарва–Веда. Книга 11 Просмотров: 1148
Атхарва–Веда. Книга 12 Просмотров: 1128
Атхарва–Веда. Книга 13 Просмотров: 1145
Атхарва–Веда. Книга 14 Просмотров: 1126
Атхарва–Веда. Книга 15 Просмотров: 1108
Атхарва–Веда. Книга 16 Просмотров: 1097
Атхарва–Веда. Книга 17 Просмотров: 1127
Атхарва–Веда. Книга 18. Книга мёртвых Просмотров: 1357
Атхарва–Веда. Книга 19. Дополнения Просмотров: 1083
  • Главная
  • •
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГРАНЬ
  • Природа науки. 200 законов мироздания (энциклопедия)
  • Элементы науки (для детей)
  • Ускоритель частиц
  • Фракталы
  • Справочник вебмастера
  • Справочник-копилка
  • Библиотека
  • Философы и их учения
  • Притчи
  • Символы
  • •
  • РЕЛИГИИ ДОМИНАНТЫ
  • •
  • Интересные вопросы
  • •
  • КЛУБ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
  • •
  • ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ
  • •
  • ДОСУГ
  • Страница позитива
  • Вдохновение
  • Русская семёрка
  • Фонотека
  • Игры и головоломки
  • •
  • ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ
  • •
  • НОВОСТИ САЙТА
  • •
  • ЭКСКУРС. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Религии доминанты

  • Буддизм
    • О буддизме
    • Будда Шакьямуни
    • Учение Будды
    • Буддхачарита - Жизнь Будды (Поэма в трех частях)
    • Высказывания Будды
    • Бай Юй Цзин - Сутра Ста Притч
    • О Трипитаке
  • Индуизм
    • Об Индуизме
    • Священные писания
      • Упанишады (кратко)
      • Махабхарата (кратко)
      • Бхагавад–гита (кратко)
      • Рамаяна (кратко)
      • Веды
        • Риг–веда
        • Сама–веда
        • Яджур–веда (кратко)
        • Атхарва–веда
    • Адвайта-Веданта
    • Йога
    • Индийские притчи
    • Древнеиндийские афоризмы
  • Ислам
    • Коран
    • Вместе с любимым Пророком (30-ти серийный фильм)
  • Христианство
    • Аудио Библия
    • Библия
      • Книги Ветхого завета
      • Книги Нового завета

Популярные метки

  • Библиотека
  • независимость
  • эволюция звезд
  • гомосексуализм
  • гены
  • Эрнст Рём
  • флогистон
  • мошенник
  • бесконеное множество миров
  • открытие
  • реликтовое гравитационное излучение
  • Карл V
  • происхождение Вселенной
  • астрономия
  • Адольф Гитлер
  • эксперименты
  • атхарва-веда
  • гравитоны
  • ДНК
  • убеждения

Яндекс.Метрика
    Your Ok

Чистый сайт

К посещению сайта допускаются пользователи всех возрастов, всех категорий. Сайт не содержит материалов развратного, насильственного, оскорбительного характера, подозрительного содержания, также и ссылок на ресурсы с подобным содержанием.

 ☈ Проект Фонда Расцвета Наций | FundOrg.ru 

О нас

Друзья

Ссылки

Отзывы

 

Реклама на сайте

post@gitak.ru

 

начало проекта
01.03.2012

сайт действует
10.04.2012

© 2023 Ресурс Знаний