Атхарва–веда
Атхарва–веда (atharvaveda); образовано от atharvan – "древний риши" и veda – "знание". Сборник заклинаний и заговоров, священный текст индуизма, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом (последнем) месте в их нумерации.
Согласно индуистской традиции, Атхарва–веда была в основном составлена двумя группами риши, известными как Бхригу и Ангирасы. Часть Атхарва–веды приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха, Кашьяпа. Сохранились две редакции (шакхи) Атхарва–веды, известные как Шаунакия (АВШ) и Пайппалада (АВП).
Значение
Принадлежа к самому раннему, ведическому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. "Атхарва–веда" уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.
Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую поэзию и могут лишь частично отразить интересы и потребности людей того времени. В Атхарваведе речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.
Несомненно принадлежа к ядру ведических писаний, Атхарваведа в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную Ригведе и Яджурведе.
Редакции
Чаранавьюха, автором которой принято считать Шаунаку, перечисляет девять шакх, или школ Атхарва–веды:
- Пайппалада (paippalada)
- Стауда (stauda)
- Мауда (mauda)
- Шаунакия (saunakiya)
- Джаджала (jajala)
- Джалада (jalada)
- Брахмавада (brahmavada)
- Девадарша (devadarsa)
- Чаранавидья (charanavidya)
Из них сохранились только редакции Пайппалада и Шаунакия. Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и изменения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции. Те места, где обе сходятся, скорее всего, восходят к оригинальной версии.
Также в Вишну–пуране и Ваю–пуране можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в Чаранавьюхе:
- Суманту (sumantu)
- Кабандха (kabandha)
- Кумуда (kumuda)
- Шаулкаяна (saulkayana
- Бабхравья (babhravya)
- Мунджакеша (munjakesa)
- Сайндхаваяна (saindhavayana)
- Накшатракальпа (naksatrakalpa)
- Шантикальпа (santikalpa)
- Самхитавидхи (samhitavidhi)
По крайней мере, некоторые из них развились в другие школы, упомянутые в списке Чаранавьюхи. Самхитавидхи, Шантикальпа и Накшатракальпа – это пять текстов "кальпа", добавленные к традиции Шаунакии и не образовавшие собственных отдельных школ.
С Атхарваведой ассоциируются несколько Упанишад, но они, скорее всего, являются более поздним добавлением к традиции. Важнейшие среди них – Мундака (mundaka) и Прашна (prasna). Первая содержит важные отсылки к Шаунаке (saunaka), основателю Шаунакия Шакхи, вторая ассоциируется с Пайппалада Шакхой.
Атхарваведа – первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья (yatudhanya), крими (krimi) и дурнама (durnama). Атхарваны (atharvans) отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь (см. XIX. 34.9). Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной (trihumor) теорией, разработанной в пураническом (puranic) периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты (susruta) (Гаруда Пурана, карма канда (garuda purana, karma kamda) – глава 164). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа–самхиты.
Атхарваведа также информирует нас о войне. Своё место в самхите (samhita) Атхарваведы находят многие приспособления, такие, как, например, стрела с каналом для яда (apaskambha) и яд из касторовых бобов (castor bean poison), отравленная сеть и ловушки с крюками, использование распространяющих болезни жуков и дымовых завес (например, гимны IX .9, IX.10, гимны тришамди (trisamdi) и ньярбуди (nyarbudi hymns)). Во время эры Махабхараты, последовавшей сразу после периода Атхарван, часты были сравнения оружия и мантр героев. Возможно, это сравнение изначально означало применение смертельного оружия в соответствии с традицией Атхарван.
Некоторые обычные и специальные ритуалы арийцев составляют основное содержание Атхарваведы, так же, как и трёх других вед. Главные ритуалы, раскрываемые Атхарваведой, – свадьба в канде XIV и погребение в канде XVIII. Есть также гимны, специфичные для ритуалов бхригу–агнирасас (bhrigu–agnirasas), врьятьяс (vratyas) и кшатрияс (ksatriyas). Один из важнейших среди них – Вишасахи Врата (Vishasahi Vrata), исполняемый для призвания Индры и Вишну с мантрами XVII–й канды. Ритуалы врьятья исполнялись теми, кто избрал кочевой аскетичный образ жизни и обычно посылался в соседние государства главой страны. Похоже, они сыграли определённую роль в сообщении и торговле с соседними государствами (например, можно сравнить с похожим на врьятью путешествием Арджуны в княжество Яду, чтобы договориться с Субхадрой). Наконец, некоторые ритуалы направлены на разрушение врагов (ритуалы и гимны Абхичарика, особенно использующие завершающие мантры XVI–й канды. Развитие ритуалов Абхичарики (Abhicharika) к своей современной формы видно только в литературе видханы и, по сути, началось в ригведической традиции в форме Ригвидханы. Автор Ригвидханы (Rhigvidhana) даёт отсылки к развитию похожих ритуалов в традиции Атхарваведы (ссылки на Агнираса Критьи (Agnirasa Krityas). Эти ритуалы достигли своего высшего развития в Каушике (Kausika) и Вайтана–сутре (Vaitana Sutra) и в некоторых Паришиштхах (дополнениях) к литературе атхарванов.
Содержание
Книга первой части заключает в себя краткие гимны. Количество гимнов в пределах каждой книги различно, в соответствии с порядком книг оно таково: 35, 36, 31, 40, 31, 142, 123, 10, 10, 10, 10, 5 Среднее число стихов в гимне с книги I по V возрастает: в книге I – это четыре стиха в гимне, во II – пять, в III – шесть, в IV – семь, в V – восемь. Обращает на себя внимание и тот факт, что эти книги содержат приблизительно одинаковое число гимнов. Далее принципы организации текста меняются. Среднее число стихов в гимне начинает убывать: книга VI – это три стиха в гимне, VII – один стих, а число гимнов в этих книгах резко возрастает по сравнению с предыдущими. Важно иметь в виду, что реально речь идет о среднем числе, о норме, которая предписывается той или иной книге в традиционном индексе–комментарии. На самом деле, число стихов в отдельных гимнах может иногда отличаться от нормы данной книги. При этом она никогда не бывает меньше нормы, а только больше.
Атхарва–Веда (Шаунака)
перевод Т. Я. Елизаренковой