Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Акбар и Фарид

Акбар часто приезжал к Мастеру Фариду побеседовать. Люди из деревни, в которой жил Фарид, знали это. Однажды они пришли к Мастеру и сказали:

- Сам император бывает у тебя. Почему бы тебе ни попросить его построить в деревне школу или больницу?

Люди в деревне жили бедно и невежественно. Фарид подумал и сказал:

- Хорошо, раз вы так просите, я пойду. Только я не умею просить. Я никогда ничего не просил. Но раз вы так просите, я попробую.

Утром он пришёл ко дворцу. Все знали, что Акбар был его последователем, поэтому его немедленно впустили.

Акбар был в своём святилище - маленькой часовенке, которую он построил своими руками. В ней он обычно молился. Фарид вошёл и, увидев, что Акбар молится, решил подождать. Акбар молился вслух и в конце произнёс:

- Боже всемогущий, укрепи моё государство, преумножь мои богатства, рассей моих врагов.

Фарид, услышав это, повернулся, чтобы уйти. Акбар закончил свою молитву, оглянулся и увидел Фарида, спускающимся по лестнице. Он спросил:

- Как ты сюда попал? И почему ты уходишь?

Фарид сказал:

- Я пришёл к царю, но встретил здесь нищего. И если ты, решая свои проблемы, обращаешься к Богу за помощью, то я подумал, почему бы мне самому не обратиться к Богу? К чему мне посредник?

Эту историю оставил Акбар в своём дневнике и приписал: "В этот миг я понял: чем бы ты ни владел - это не имеет значения, потому что ум продолжает просить ещё и ещё.

 

Акт сострадания

Всю свою жизнь Кабир прожил в Бенаресе. Индусы верят, что если умереть в Бенаресе, то обязательно вознесёшься на небеса. Поэтому люди специально приезжали умирать в этот город. Когда Кабир стал старым и больным, он попросил своих учеников перевезти его в Магахар. Магахар - это небольшая бедная деревня на противоположном берегу Ганга. Существовало предубеждение, что все, кто умирает в этом месте, попадают прямо в ад. Наверное, потому что он противоположен Бенаресу. Кабир сказал:

- Я хочу перебраться в Магахар.

Его ученики заволновались:

- Вы сошли с ума!

Он настаивал:

- Думайте, что хотите, но я не хочу умирать в Бенаресе, так как, если я умру здесь и попаду в рай, то какое уважение достанется мне? Уважение достанется Бенаресу. Я же собираюсь умереть в Магахаре и хочу посмотреть, как меня сумеют направить в ад.

Кабир настоял на своём, и ученики перевезли его в лодке на противоположную сторону. Несколько лет он прожил со своими учениками в Магахаре и умер там. Он был единственным человеком, который специально приехал умирать в Магахар. После этого случая предубеждение о Магахаре перестало существовать. Это был последний акт сострадания Кабира к людям. Несчастные люди, жители Магахара, были освобождены от многовековой глупости. И теперь именно Магахар считается святым местом, и каждый год почти всё население Бенареса переправляется туда на лодках, чтобы отдать дань уважения Кабиру. На его могильной плите написаны такие слова: "Я отправляюсь в рай прямо из Магахара".

 

Александр Македонский и саньясин

Когда Александр собирался идти покорять Индию, его учитель Аристотель сказал ему: "Привези мне из Индии только один подарок. Привези мне саньясина - человека, который ради познания самого себя отрёкся от мирской жизни".

Проходя через многие земли, Александр везде спрашивал людей: "Я хочу увидеть того, кто познал самого себя. Мне не нужны искатели, мне нужен тот, кто уже познал". И каждый раз ему отвечали: "Там, у подножия гор, на берегу реки, есть старик, который познал самого себя".

Александр отдал приказ своему военачальнику с почестями привести к нему этого человека. Когда отряд прибыл в указанный район, военачальник отправился к местному старейшине, чтобы расспросить его о старике. Тот ответил:

- Да, здесь действительно есть саньясин, великий саньясин. Но вам вряд ли удастся убедить его следовать за вами.

Военачальник рассмеялся и сказал:

- Глупости. Если Александр Великий прикажет, то весь этот город последует за ним.

Придя к саньясину, солдаты увидели его стоящим обнажённым на берегу реки. Они сказали:

- Следуй за нами. Сам Александр Великий приглашает тебя быть его гостем. Тебе будут оказаны великие почести, ты будешь иметь всё, что пожелаешь. Александр возьмёт тебя с собой в Грецию.

В ответ на это саньясин спокойно сказал:

- Никакая сила в этом мире не заставит меня следовать за тобой. Если я нужен вашему Александру, пусть он придёт сюда ко мне сам.

Посланный Александром был поражён. Он ещё никогда не слышал такого повелительного тона. И он не решился применить силу. Вернувшись к Александру, он сказал:

- Этот человек высокомерно обошёлся со мной, и я боюсь, что с вами он поступит так же.

Александр гордо вскинул голову:

- Каждый, кто не окажет мне должного почтения, умрёт. Я иду!

Но когда он прибыл на место, его охватил трепет. Саньясин первый обратился к нему:

- Итак, ты - Александр Великий. Я думаю, что всякий, кто называет себя великим, не велик и не может быть таким.

- Я пришёл не спорить, - ответил Александр, - я пришёл пригласить тебя.

Старик улыбнулся:

- Я свободен как ветер! Нельзя пригласить ветер. Он дует сам по себе. Если я почувствую, что мне этого хочется, я приду в Грецию, но если я не хочу, никто не может заставить меня.

От таких слов Александр пришёл в ярость. Он выхватил меч и сказал:

- Старик, если ты не пойдёшь со мной, я убью тебя!

Саньясин ответил:

- Ты немного опоздал. Я уже сам убил себя.

Александр сжал меч и сказал:

- Сейчас твоя голова покатится с плеч!

Саньясин ответил:

- Ты можешь отрубить мою голову, но ты не можешь убить меня, потому что когда ты увидишь мою голову падающей на землю, я тоже увижу её падающей.

Александр так и не смог убить этого человека. В его дневнике сохранилась запись об этом. Этого человека звали Датдамеш.

 

Алмаз брата

Были два брата-бедняка. Пошли они бродить по свету и нашли на дороге мешок. Было в этом мешке золото да два рубина.

- Исполнилось моё желание, пойду я домой? - говорит младший брат.

А старший сказал:

- А я пойду бродить по земле!

Поделили они между собою своё добро. Старший брат отдал свою часть младшему и говорит:

- Мою часть отдай дома жене!

Пришёл младший брат домой и не отдал братниной части его жене, и рубина не отдал.

Через три года вернулся старший брат из странствия и не нашёл рубина у своей жены.

Спрашивает он брата:

- Где рубин?

- Отдал я твоей жене! - отвечает тот.

- А она говорит, что ты ей не отдавал!

Говорит младший брат:

- Лжёт она!

Услыхал это старший брат да и стал жене грозить. А она убежала к судье и рассказала ему всё дело. Призвал судья двух братьев и говорит младшему:

- Говори правду, отдавал ли ты братниной жене богатство или нет? Если же отдавал, кто твои свидетели?

- У меня есть два человека свидетелей! - говорит младший брат.

- Позови их!

Представил младший брат двух свидетелей судье. Дал им немного денег, они и солгали.

Говорит судья старшему брату:

- Отыскивай свой рубин у жены!

Как услыхала это жена, побежала к царю и рассказала ему всё событие.

- Отчего ты судье всего не рассказала? - спрашивает её царь.

- Я к нему ходила, да он не рассудил нас хорошо! - говорит жена.

Позвал царь двух братьев и двух свидетелей. Расставил их отдельно: дал им в руки по куску воску и приказывает:

- Слепите форму рубина!

Два брата вылепили одинаковую, а оба свидетеля по разной.

- Лепи и ты! - говорит царь жене.

- Как мне лепить, когда я рубина не видала!

Услыхал царь эти слова и приказал повесить обоих свидетелей. Сказал он им:

- Коль вы мне правду скажете, так не убью вас!

Повинились они и говорят:

- Лгали мы оба!

Стал тогда царь бить младшего брата. Говорит он:

- Махараджа! Великий грех я сделал! Прости меня!

- Почему ты правды не говорил? - спрашивает его царь да бьёт.

Отдал младший брат рубин старшему.

 

Алмаз Кохинор

Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл камушек. Камушек выглядел очень красивым, и крестьянин подумал, что он мог бы понравиться его детям. Они могли бы играть с ним, ведь он такой красивый, - поэтому он принёс камушек домой.

Дети - везде дети! Они играли с камушком до тех пор, пока он им не надоел, после чего оставили на окне и забыли про него.

Один монах, странствующий саньясин, проходя через горы, искал себе ночлег, и крестьянин пригласил его к себе домой. Саньясин принял пищу, предложенную хозяином, после чего они поболтали, так как саньясин был путешественником и знал множество новостей обо всём на свете. И, как бы между прочим, саньясин сказал:

- Что ты тут делаешь? Я знаю место, где можно найти алмазы прямо на берегу реки. И, приложив немного труда, ты мог бы сказочно разбогатеть. Работая же на своей земле в поте лица, ты всю жизнь будешь трудиться. Зачем тратить жизнь впустую?

На следующее утро саньясин ушёл, но в ум крестьянина он заронил надежду, которая переросла в желание, полностью захватившее бедняка. Не зная, что это за река, он продал свой участок и пустился на поиски. На прощание он сказал жене и детям:

- Вы должны подождать меня, самое большее, лет пять, и я вернусь богатым!

Он усердно трудился, но и через пять лет не нашёл того места, где алмазов было бы так много, что добывать их не составило бы труда. Однако за эти пять лет он твёрдо и чётко усвоил, что такое алмаз.

И вот, когда он вернулся домой и приблизился к своей хижине, то не поверил глазам - редчайший и величайший алмаз, который можно было вообразить, лежал, заброшенный и забытый всеми, на подоконнике его дома.

И тогда он вспомнил, как его нашёл.

 

Арбузы

Один ученик Мастера имел поле с арбузами, и так много арбузов поспело, что вечером, когда он собрал их, получилась большая куча. Но у него не на чем было отвезти их домой. Тогда он подумал: "Ладно, если не на чем увезти их домой, то я оставлю их Силе Мастера, которая позаботится о них". Так он ушёл домой.

Ночью люди, знавшие об арбузах, пришли украсть их. Они хотели прихватить все арбузы, но вдруг увидели на поле пятерых человек. Все пятеро оказались с палками и начали бить пятерых воров. Воры были так напуганы, что бросились бежать. Дома они испытывали страдания от болей и сильного нервного расстройства.

На следующее утро воры пошли к владельцу арбузов и спросили его:

- Кто был на полях? Что за люди охраняли твои арбузы всю ночь?

Он ответил:

- Я не ставил никого охранять мои арбузы. Я молился Силе Мастера и просил её позаботиться о них.

Тогда воры сообщили, что поле охраняли пять крепких человек, но это был один и тот же человек в пяти образах. И этот человек в пяти образах побил каждого из них.

Затем ученик отвёл воров к Мастеру, и они поняли, что тот человек, представший перед ними на поле в пяти образах, был Мастер.

 

Арджуна выходит первым

Во время войны Кришне удалось примечательным способом усмирить гордыню Арджуны.

Как-то вечером незадолго до окончания войны Арджуна вдруг возгордился оттого, что Кришна был его колесничим, а значит, и его "слугою". Он вообразил, что он, Арджуна, как господин, должен сходить с колесницы после Кришны, а не перед ним. И в тот же день он стал настаивать, чтобы Кришна спустился первым. Но Кришна был твёрд:

- Арджуна должен сойти первым, - сказал Он.

Потратив много времени на уговоры, протесты, просьбы, Арджуна, подавляя гордость, с большой неохотой спустился первым. Кришна сошёл вслед за ним, и в тот же миг колесницу охватило пламя! Кришна объяснил причину: зажигательные стрелы и снаряды, вонзившиеся в колесницу, не имели силы, пока он был на ней, но как только он покинул её, она тут же вспыхнула.

 

Бесконечная история

Жила-была одна принцесса, которая очень любила истории. Однажды она решила выйти замуж и объявила:

- Я выйду замуж за того, кто будет постоянно рассказывать мне историю за историей, но если у него не найдётся новых историй, он будет казнён. Должен же найтись кто-нибудь.

И находились люди, которые утверждали, что знают множество историй, к тому же, очень длинных. Поэтому они осмеливались предложить принцессе выйти за них замуж. Но через несколько дней - может быть, три, четыре или пять - их истории заканчивались, и тогда их казнили. Так было казнено много людей.

Как-то пришёл один мудрый человек и тоже предложил себя:

- У меня так много историй, что они никогда не кончатся.

Принцесса согласилась:

- Хорошо, начинай рассказывать свои истории. - Если он выдержит испытание и сможет рассказывать месяц или два, тогда она выйдет за него замуж.

Он начал свой рассказ с истории о фермере, у которого было много земли, примерно пятьсот акров. Он засеял землю пшеницей и собрал хороший урожай. Фермер обмолотил пшеницу и уложил зерно в большие амбары на хранение. Солома тоже была уложена в склады. Так хранилище за хранилищем наполнилось его урожаем.

А какой-то воробей, у которого были птенцы, повадился туда и вытаскивал одно зёрнышко, затем улетал и совал зёрнышко в клюв своему птенцу. Затем он снова появлялся и брал другое зёрнышко, улетал и давал другому птенцу. И опять прилетал и брал третье зёрнышко, улетал и кормил третьего птенца. Затем снова появлялся, доставал четвёртое зёрнышко, летел обратно и кормил четвёртого птенца. И затем появлялся, брал одно или два зёрнышка и улетал за водой для своих птенчиков. Он продолжал летать до тех пор, пока не удовлетворил всех, и тогда они отправлялись спать. Утром воробей поднимался, направлялся к куче, брал одно зёрнышко в клюв и возвращался к гнезду.

Тогда принцесса спросила:

- Что произошло дальше?

Мудрец ответил:

- Затем воробей направлялся к этой куче снова и брал одно зёрнышко, летел назад и давал одному из птенцов.

- И что же случилось дальше? - спросила принцесса.

- Затем воробей направлялся к этой куче, брал одно зёрнышко, летел назад и кормил…

Принцесса воскликнула:

- Ты должен продолжить историю!

Тогда мудрец сказал:

- Когда всё зерно в куче закончится, тогда я приступлю к другой части этой истории.

Она ответила:

- Сейчас у меня болит голова, я не могу слушать больше.

- Ладно, - сказал он, - когда у тебя появится настроение послушать ещё, тогда я расскажу тебе дальше.

Но она уже больше никогда не попросила, потому что знала, что он начнёт ту же самую историю о птице, летающей к куче зерна, улетающей назад и кормящей своих птенцов.

 

Бескорыстная любовь и служение

Во времена пятого Гуру Сикхов, Гуру Арджана, один из его учеников хотел получить Посвящение у Мастера. Но этот человек медитировал на какую-то силу, которую нельзя назвать Божественной Силой, а некоей волшебной силой. Эти силы требовали к себе очень большого уважения и подчинения. И тот, кто следовал им, получал мирские блага или какие-то достижения в мирской жизни. Но для духовного развития они ничего не давали, и им не нравилось, если последователь оставлял их и шёл более высоким путём.

Тогда Мастер сказал, что он готов посвятить его. Но после Посвящения ему придётся подвергнуться очень тяжёлым испытаниям. Если он готов выдержать их, тогда пожалуйста.

С этого времени человек понял, что он очень сильно желал найти этот самый путь, Путь Мастеров. Поэтому он был готов подвергнуться любой беде, чтобы не упустить этот шанс. Мастер посвятил его. А после Посвящения в тех сферах жизни, где он преуспевал как известный и богатый человек, произошли большие перемены. И тогда всё пошло вверх дном, он стал терять мирское состояние. Следуя указаниям Мастера, он выбросил из своего дома всё, что использовал для поклонения той волшебной силе. В конце концов, он дошёл до такой бедности, что даже не мог прокормить себя. Но это не очень беспокоило его. Однако люди, кто раньше был дружелюбен с ним, а также его родственники стали очень суровы к нему. Они уверяли, что он совершил очень большую ошибку, когда принял Посвящение у Мастера, отказавшись от волшебных сил. Те несчастья, трудности и бедность, от которых он страдал, были действительно великим проклятием той волшебной силы. Пора оставить Мастера и начать снова поклоняться волшебной силе, которая опять была бы в его распоряжении, и он вернулся бы к прежней обеспеченной и процветающей жизни. Но он был твёрд и решил не сдаваться. Несмотря на противодействие и убеждения людей, он держал своё обещание и хранил верность Мастеру.

Но на этом испытания не закончились. Мастер послал к нему человека, который собирал деньги на строительство Золотого Храма, сохранившегося до сих пор. Ученик был очень рад, что Мастер помнит о нём, и принял посыльного с почтением и уважением. Но он оказался в очень затруднительном положении: откуда ему взять деньги, которые необходимо срочно внести? Это было самым важным для него.

Для этого он устроил своего сына на службу к богачу сроком почти на два года, и, получив деньги, отослал их Мастеру.

Таким путём ему удалось выполнить указания Мастера и получить его расположение.

Спустя несколько месяцев снова пришла весть через посыльного от Мастера. Требовалось ещё больше денег на эту великую стройку, и каждый должен был внести свою лепту в её завершение. Сердцем он был очень счастлив, но практически это оказалось трудноразрешимой проблемой. Что делать?

На этот раз он устроил свою жену работать в доме богача, чтобы причитающиеся деньги за два или три года её служения могли быть подсчитаны и выплачены. Таким путём он получил больше денег и отослал их также для Миссии Мастера. Так как теперь он был свободен, ему самому захотелось отправиться к Мастеру и физически служить ему. У него не было жены, не было сына и не было никакой другой ответственности. Он остался совсем один, он был свободен, что соответствовало его цели. Он начал работать на кухне. Наряду с медитациями он ходил в лес за хворостом и трудился на кухне весь день до поздней ночи. Он служил очень преданно. Тем, кто работал на кухне, очень нравились его смирение и готовность всегда служить. Он мог предложить себя любому, кто нуждался в его помощи. Поэтому люди признали его самого и его работу и хорошо отзывались о нём.

Мастер был очень счастлив видеть преданное служение своего ученика. Но он хотел очистить его ещё быстрее и сделать совершенным. Тогда Мастер спросил у людей:

- Где он берёт пищу, которую ест?

Другие ученики сказали, что он обычно, как и все, берёт пищу с общей кухни. Тогда Мастер произнёс:

- Здесь нет ничего особенного. Любой может приходить, работать и брать пищу с кухни. Но я требую от тех людей, которые всецело преданны, зарабатывать отдельно на своё личное проживание. Тогда их служение можно назвать действительно самоотверженным, и это принесёт огромную пользу

Пожелание Мастера передали ученику. Так он понял, что поступал правильно, беря пищу с кухни, ибо таким путём он получал плату за своё служение. Но всё же было бы намного лучше, если бы он сам зарабатывал на своё проживание. Таким образом, в дальнейшем его служения были бы действительно служениями для Миссии Мастера.

Поэтому, кроме хвороста, он собирал лекарственные травы и другие дары леса и продавал их на рынке. Вырученные деньги он использовал на проживание. Все дополнительные служения были для Мастера, и он не уменьшал прежних служений.

Итак, он уже подвергся такому большому испытанию, но оно всё ещё не закончилось. Другой экзамен ждал его, ибо тот, кому следует очищаться, должен пройти испытание огнём. Однажды, находясь на окраине леса, он собрал хворост и понёс его на голове к дому Мастера. Он шёл навстречу пыльной буре и вынужден был передвигаться маленькими шагами. Воздух был так наполнен пылью, что невозможно было открыть глаза. Если бы он открыл их, они забились бы пылью и песком. Поэтому ему пришлось идти с закрытыми глазами. Продвигаясь в такой борьбе, он не мог видеть дороги. Он шёл интуитивно и сбился с пути. Внезапно он упал в колодец, находившийся на тропе. Сухая связка хвороста также упала вместе с ним. Но он сразу же попытался вытащить её из воды и положить на голову, чтобы она не намокла - общественная кухня не должна страдать из-за нехватки сухих дров.

Однако Мастер не был только молчаливым наблюдателем. Когда он узнал, что его ученик в беде, он тотчас же собрал людей и отправил их с верёвками к нему. Мастер сам первый добрался и бросил верёвку, чтобы ученик мог выбраться и оставить внизу связку хвороста, не беспокоясь о ней, тем самым показывая, как он ценен Мастеру. Но ученик не захотел сделать так. Он настоял на том, чтобы сначала подняли связку хвороста, ибо он ценен благодаря своему служению. Это служение придавало ему ценность. И если нет служения, тогда его тело ничего не значит: оно представляет собой пыль и ценно лишь в служении Мастеру. Поэтому сначала - служение Мастеру, а только потом - забота о себе. Так и было сделано. Сначала вытащили связку хвороста, а потом его самого.

Теперь его экзамен закончился, он прошёл окончательную проверку и имел успех, он стал таким, каким хотел его видеть Мастер. Итак, его отправили к себе домой. С этих пор он стал совершенным и мог работать для дела Мастера. Он должен был проповедовать в своей деревне. Ему были даны силы для того, чтобы он мог с полной самоотдачей продолжать дело Мастера в своей деревне, где его хорошо знали. Когда он вернулся с теми силами, он мог проповедовать послание Мастера во всей округе.

Эти испытания, как в этом случае, предназначены для того, чтобы очистить человека от любой грязи, подготовить его к предстоящей работе. Впоследствии в честь него ежемесячно собирались тысячи людей.

 

Бесполезное золото

Жил один царь, привыкший раздавать много золота нищим и бедным. Он делал это ежедневно. После смерти он очутился на небесах во дворцах из золота. Они были обставлены мебелью из золота: золотые стулья, золотые столы - всё из золота, только из золота. Он был счастлив, что эти дары явились ему как хорошо заслуженная награда.

Но немного погодя король почувствовал сильную жажду и сказал людям, что хочет пить. Ему ответили:

- Всё, что ты посеял, должно находиться внутри дворца. Заходи и ищи, если найдёшь.

Но он не мог найти внутри ни капли воды.

Спустя некоторое время он проголодался и опять сказал, но другим людям, что хочет есть. Они ответили:

- Всё, что ты посеял, должно находиться в твоём дворце!

Но король убедился, что всё было сделано из золота, и только золото находилось там. Он почувствовал себя очень несчастным: "Что хорошего в этом золоте? Я голоден! Я не могу есть золото, оно бесполезно для меня".

Тогда он попросил ангела смерти снова дать ему шанс: ещё немного продлить срок человеческой жизни, для того чтобы сделать все необходимые дела. Он также хотел посеять семена для всех других необходимых вещей, чтобы комфортно жить там.

И ему было дано ещё пятнадцать дней. И все эти пятнадцать дней он ходил, раздавал пищу и воду, одежду и другие необходимые вещи нуждающимся.

 

Бирбала не испугаешь

Однажды ночью явилась Бирбалу Махакали (супруга бога Шивы) в страшном образе - огромная, многоликая. Взглянул Бирбал на богиню, засмеялся, простёрся перед ней ниц, а потом встал и с горестным видом опустил голову.

- Мой верный Бирбал! Почему ты, когда увидел меня, сперва засмеялся, а потом опечалился? - спрашивает Многоликая.

- О Вездесущая! От тебя ничего скрыть невозможно, но раз ты спрашиваешь, молчать не буду. Смеялся я от радости, что сподобился счастья тебя увидеть. Ну, а про второе я не скажу, боязно мне.

Богиня ободрила его, пообещала, что никакого вреда ему не будет, пусть смело говорит всю правду. Тогда Бирбал сказал:

- О Мать Вселенной! Я подумал: у меня только одна голова, один нос и две руки, а у тебя десятки голов, десятки носов, но тоже только две руки. Когда у меня случается насморк, я устаю утирать свой нос двумя руками, а если у тебя насморк, каково же тебе утирать себе десятки носов? От этой заботы я и загрустил.

В ответ раздался смех. Сбросив маску и одежды богини, перед Бирбалом предстал падишах. Это он придумал напугать Бирбала и явился к нему ночью в обличье грозной Махакали, но не тут-то было - Бирбала не испугаешь и врасплох не застанешь.

 

Благословения

Один святой раздавал свои благословения разным людям.

Первым он повстречал мальчика-принца. Он сказал ему: "Раджа Путра, мой дорогой царевич, Чаранджива - не умирай никогда, живи вечно".

Затем он увидел одного брахмачария, ученика Ду и сказал ему: "Ма Джива Муни Путрака - ты ученик святого человека - не живи, сейчас же умри".

Следующего, кого он встретил, был святой, и он дал ему благословение: "Джива Ва Мара Ва Садхо. Садху - значит святой - ты можешь жить или умереть - как тебе захочется".

И он также встретил мясника и сказал ему: "Ма Джива Ма Мара, или - ты не живи и не умирай".

Что же означают эти благословения?

Царевич получил благословения жить вечно, поскольку его счастье жить в роскоши будет продолжаться лишь в этой жизни. Следующая жизнь его будет ужасной.

Что касается брахмачария, сына Муни, он совершает аскезы, постится и живёт простой жизнью, не очень-то удобной и приятной. Мудрец ему сказал - умри, потому что благодаря своему благочестию он возвысил себя, и если он умрёт, то сразу отправится на Вайкунтху. Поэтому чем скорее он умрёт, тем лучше.

Святому вайшнаву он сказал - живёшь ты или нет - всё едино. Ты служишь Кришне в этой жизни, и когда ты умрёшь, ты будешь служить Кришне непосредственно.

Что же касается мясника, - не живи и не умирай; ты живёшь в таких отвратительных условиях, ты убиваешь каждый день, это просто невыносимая жизнь, но если ты умрёшь - то отправишься в темнейшие области ада. Так что живёшь ли ты или умираешь - для тебя всё ужасно. Не живи и не умирай.

 

Благочестивые попугаи

Во дворце императора выросло несколько редкостных попугаев, которых Райя научил непрестанно повторять имена богов. "Кришна! Рама! Говиндан! Аччудан! Анандан!" - весь день выкликали птицы.

Кришна Дева был очень горд своими попугаями.

- Никто из людей не сравнится с ними в благочестии, - утверждал император.

Но Тенали Раман опроверг его слова.

- Нет, - сказал он, - набожными или безбожниками могут быть только наделённые разумом люди. Попугаи же твердят имена божьи лишь для того, чтобы получить лакомства. Можете меня сурово наказать, если я сейчас не докажу свою правоту.

Он притащил огромного кота и посадил его возле клетки. И пока кот там сидел, как ни бился Райя, его попугаи выкрикивали только "ки-ки-ки" да "ки-ки-ки".

 

Бог живой

Кришна был духовным наставником Арджуны.

Однажды, сидя в кругу учеников, он проповедовал истины, недоступные для людей, живущих в рабстве у своей чувственной природы.

- Тело, - говорил он, - внешний покров души, есть нечто конечное; но душа, пребывающая в нём, есть нечто невидимое, недоступное тлению, вечное. Земной человек троичен, подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело. Чтобы достичь совершенства, нужно овладеть наукой единства, которая выше мудрости, нужно подняться к божественной сущности, которая выше души и выше разума. Божественная сущность, этот верховный друг, пребывает в каждом из нас, ибо Бог находится внутри каждого человека, но мало кто умеет найти Его.

Арджуна в порыве обратился к Кришне:

- Дай нам узреть Его, если это возможно.

И тогда Кришна начал говорить с невыразимой силой о Существе, которое дышит во всякой твари, обладает бесконечно разнообразными формами и образами и смотрит бесчисленными очами. Когда он говорил так, в глазах его зажёгся луч света такой могучей силы, что ученики не выдержали его блеска и попадали ниц к его ногам. Волосы на голове Арджуны встали дыбом, и, покорно сложив руки и склоняясь, он сказал:

- Господи! Твои слова пугают нас, мы не в состоянии смотреть на то высокое Существо, которое ты вызываешь перед нашими глазами. Вид Его потрясает нас.

Далее Кришна поучал:

- Многие рождения остались позади меня и позади тебя, о Арджуна! Я знаю их все, но ты не знаешь своих. И хотя я по природе моей не подлежу рождению и смерти и есть Творец всего сущего, тем не менее, повелевая своей природой, я проявляюсь собственной силой. И каждый раз, когда добродетель падает в мире, а порок и несправедливость преобладают, я делаюсь видимым, и, таким образом, я рождаюсь из века в век для спасения справедливого и сокрушения злого, и для восстановления праведного закона.

Кришна всегда говорил о Боге Живом. Это восхищало и увлекало людей, но иногда какой-нибудь учёный или гордец с неверием просил его объяснить природу Бога. Кришна отвечал так: "Учёность человека полна тщеславия, все добрые дела его обманчивы, если он делает их не во имя Бога".

 

Бог повсюду

Нанак, основатель сикхизма, был простым и красивым человеком. У него был всего один ученик, которого он ничему никогда не учил. Он просто вдохновенно пел, а ученик подпевал ему и играл на простом музыкальном инструменте.

Рассказывают такую историю. Однажды Нанак отправился путешествовать. Он обошёл Аравию и добрался до Мекки, где хранится святыня мусульман - чёрный камень Кааба. Было уже поздно. Нанак помолился и прилёг отдохнуть. Но к нему подошли хранители святыни и сказали, что такое поведение кажется им невероятным:

- Вы пришли из Индии, где люди знают, как быть уважительными. Вы легли ногами в сторону нашего священного камня. Это задевает наши религиозные чувства. Для нас этот камень представляет Бога, в нём заключено божественное.

Нанак сказал:

- Вы сказали, что ваш Бог заключён в этом камне, но мой Бог не заключён ни в чём. Поэтому куда бы я ни повернул свои ноги, Он будет там.

 

Божий суд

Есть город Шалипура, в нём жил купец Шалига с женой Джаликой. У них был сын Гункара, женатый на Шриядеви. А Шриядеви состояла в связи с купцом Субддхи. Несмотря на то, что об этом уже появился слух в народе, влюблённый в неё муж ничего слушать не хотел. Однажды свёкор застал Шриядеви спящей с любовником. Она почувствовала, что свёкор снял с её ноги браслет. Тогда она отпустила любовника, привела мужа и легла спать с ним. Потом она разбудила мужа и сказала:

- Твой отец снял у меня с ноги браслет и унёс.

Муж ответил:

- Завтра я сам у отца возьму его и верну!

Гункара, ругаясь, потребовал у отца браслет. Отец сказал:

- Я взял браслет, потому что увидал твою жену спящей с чужим мужчиной.

Жена возразила:

- Я спала с твоим сыном. Готова хоть божьему суду подвергнуться. Тут в северней части деревни есть изваяние якши (полубожественные существа; согласно легенде, они

служат богу богатств Кубере и способны принимать любой облик). Я пройду между его ног. Известно, что, кто прав, тот может пройти между ног статуи.

Свёкор согласился.

Неверная жена ещё до наступления дня отправилась к любовнику и сказала ему:

- Милый, сегодня утром я по божьему суду буду проходить между ног статуи якши. Ты приди к статуе, изобрази помешательство и бросься обнимать меня.

Тот согласился, и она вернулась домой.

Утром она собрала весь народ, взяла цветов, невыколосившихся злаков и прочее, пошла к храму якши, совершила омовение в ближайшей реке, и, когда пришла совершить моление, её любовник по уговору, как одержимый бесом, охватил её за шею руками.

- Ах, что же это такое? - вскричала она и пошла опять омываться. Люди схватили бесноватого за горло и удалили оттуда. Жена, омывшись, подошла к статуе якши, принесла в жертву цветы, благовония и прочее и сказала во всеуслышание:

- О досточтимый якша! Если ко мне когда-нибудь прикасался какой-либо мужчина, кроме моего мужа и этого бесноватого, то пусть не пройду я между твоих ног.

С этими словами она на глазах всего народа прошла между ног якши. И якша стоял неподвижно, одобряя про себя такую сметливость. Все стали её хвалить, говоря: "Вот верная жена". И она пошла домой.

 

Бракованные гвозди

Два плотника работали очень старательно, вбивая гвозди в доски. Один из них усердно работал, а другой плотник доставал гвоздь из ящика, осматривал его и выбрасывал. Третий и четвёртый гвозди он, тем не менее, вбивал в доску.

Когда второй плотник выбрасывал гвозди, первый спросил его:

- Зачем ты делаешь это?

Тот ответил:

- Гвозди я выбрасываю потому, что шляпки у них сделаны набекрень.

 

Брахман и его сын

Жил когда-то брахман, который служил в одной домашней кумирне. Однажды он уехал по делам, оставив кумирню на попечение своего сына. Брахман сказал мальчику, чтобы тот ежедневно ставил пищу перед Богом и смотрел, как тот её ест.

Мальчик, следуя наставлениям своего отца, поставил приношения перед изображением Бога и молча ждал. Но Бог ничего не говорил и не ел. Мальчик ждал долго. Он твёрдо верил, что Бог сойдёт со своего пьедестала, сядет перед приношениями и съест их. И он молился, говоря: "О, Господи, сойди и съешь это. Уже становится поздно, и я не могу больше ждать". Но Бог не отвечал. Тогда мальчик начал плакать, говоря: "Господи, мой отец велел мне посмотреть, как ты будешь есть приношения. Почему же ты не хочешь сойти? Ты же сходишь при моём отце и ешь его приношения. Что же я сделал, что ты не хочешь сойти при мне и съесть мои приношения?" Мальчик долго и горько плакал. А когда он поднял глаза и посмотрел на приношения, то увидел Бога, который, приняв образ человека, сидел и ел.

Когда служба закончилась и мальчик вышел из кумирни, хозяева дома сказали ему:

- Теперь служба окончена, принеси сюда приношения.

- Но Бог всё съел, - ответил мальчик.

- Что ты говоришь? - с изумлением спросили его.

И с абсолютной невинностью мальчик повторил:

- Бог всё съел, что я принёс, там больше ничего нет.

И когда люди вошли в кумирню, они остолбенели при виде пустых блюд.

Такова сила истинной веры и истинного желания.

 

Брильянт в песке

Одна супружеская чета отправилась в паломничество в отдалённый ашрам, путь их проходил по густому лесу.

Муж увидел на тропинке драгоценный камень, ярко засверкавший, когда солнечные лучи упали на него сквозь листья. Движением ноги он быстро засыпал его песком, чтобы у его жены не было искушения поднять его.

Жена, заметив его жест, стала упрекать его за то, что он всё ещё делает различие между песком и брильянтом. В её глазах они были одинаковы.

 

Вездесущий вечный Дух

Пребывая в Индии, Александр Македонский увидел однажды дряхлого старца, сидевшего на камне. Александр заговорил с ним, и речи старца очень понравились ему. Он позвал его с собой.

- Нет, мне и здесь хорошо, - ответил тот.

- Я властелин мира, - сказал Александр, - и дам тебе всё, что ты только пожелаешь: богатство, почести, всё…

- Но мне ничего этого не нужно, - отвечал старец.

Раздражённый несогласием с ним, Александр пригрозил ему смертью. Старик рассмеялся:

- Это величайшая из всех глупостей, которые ты когда-либо говорил, царь! Ты не можешь ни убить меня мечом, ни сжечь в огне, ни утопить, ибо я никогда не рождался, никогда не умру, я - всемогущий, вездесущий, вечный Дух.