Великодушные раджи
Было это давно, очень давно. Жил один грозный и могущественный царь по имени Каран, и этот царь дал себе клятву ежедневно раздавать нищим по десять пудов золота, а без этого не есть и не пить.
И вот каждый день за полчаса до того, как раджа Каран садился за трапезу, выходили из дворца царские слуги с большой корзиной и пригоршнями разбрасывали золотые монеты собравшейся толпе бедного люда. Нечего и говорить, что приглашённые ни разу не заставили себя ждать и с раннего утра толпились у ворот дворца.
Они толкались, и спорили, и шумели, и волновались, а когда последняя монета была поймана, раджа Каран мирно садился за трапезу и ел с приятным чувством выполненного долга.
Смотрел народ на такую небывалую щедрость и тихонько покачивал головою. Ведь должна же была рано или поздно истощиться царская казна? А тогда радже придётся, пожалуй, умирать голодной смертью: он, по-видимому, не такой человек, чтоб нарушить клятву. Однако месяцы и годы проходили, и каждый день слуги щедро наделяли звонкой монетой собравшуюся толпу. А когда народ расходился, всякий мог видеть, как великодушный повелитель спокойно и весело усаживался за трапезу и ел, по-видимому, с большим аппетитом.
Надо сказать, что дело было не так просто, как казалось на первый взгляд. Царь Каран заключил договор с одним очень благочестивым, но вечно голодным факиром, поселившимся на вершине соседнего холма; договор был такого рода: раджа обязался давать себя ежедневно жарить и съедать, а за это получал от факира, тоже ежедневно, по десять пудов чистого золота.
Будь факир простой смертный, договор оказался слишком невыгодным для раджи, но это был совсем особенный факир! Он с наслаждением съедал царя, даже косточки все обгладывал, а затем бережно собирал их, складывал, произносил два-три заклинания - и готово! Раджа Каран вновь стоял перед ним весёлый и бодрый, как всегда. Факиру, конечно, ничего не стоило всё это проделать, но радже, в сущности, не могло доставить особого удовольствия бросаться ежедневно живьём на огромную раскалённую сковороду с кипящим маслом, и он с полным сознанием мог сказать, что честно зарабатывает свои десять пудов золота. Положим, со временем он привык к своему положению и спокойно шёл каждое утро к домику благочестивого голодного старца, где уже над священным огнём висела и шипела огромнейшая сковорода. Тут он любезно сообщал факиру, какое время, чтоб тот не мог упрекнуть его в неаккуратности, и беззаботно погружался в кипящую масляную ванну. Как он славно потрескивал там и шипел! Факир выжидал, пока он хорошенько прожарится и подрумянится, неспешно съедал своё особенное жаркое, обгладывал косточки, складывал их аккуратно, пел своё заклинание, а затем выносил ожидавшему его радже свой старый засаленный халат и тряс его, пока не натрясёт обещанной кучи золота.
Так ежедневно выручал раджа Каран свою щедрую милостыню, и надо согласиться, что способ заработка был не совсем обыкновенный.
Далеко-далеко оттуда лежала чудная страна, а в ней великое озеро Мансарабор. На этом озере водились диковинные птицы, вроде диких лебедей, и питались они исключительно жемчужными зёрнами. Случился у них голод, жемчуг стал вдруг настолько редок, что одна пара этих птиц решила попытать счастья в другом месте и покинула родной край. Пролетали они над садами великого раджи Бикрамаджиты и спустились отдохнуть. Увидел их дворцовый садовник. Ему очень понравились белоснежные птицы, и он стал приманивать их зёрнами. Но напрасно бросал он им всевозможные зёрна и другой корм: птицы ни к чему не прикасались. Тогда садовник отправился во дворец и доложил радже, что в саду появились диковинные птицы, которые не идут ни на какой корм.
Раджа Бикрамаджита сам вышел посмотреть на них, а так как он умел говорить по-птичьи, он спросил залётных гостей, отчего они не хотят отведать предложенного зерна?
- Мы не можем есть ни зерна, ни плодов, - отвечали птицы, - мы едим только чистый неотделанный жемчуг.
Тогда раджа велел немедленно принести корзину жемчуга и с тех пор каждый день ходил в сад кормить птиц из собственных рук.
Раз среди жемчужин попалась одна проткнутая: птицы тотчас же заметили её и решили, что, вероятно, у раджи начинается истощаться запас жемчуга и что пора им покинуть его. Как ни упрашивал их раджа, птицы настояли на своём, распростёрли свои широкие белые крылья, вытянули гибкие шеи по направлению к родному краю и исчезли в синеве небес. Но, поднимаясь, они громко пели и славили великодушного Бикрамаджиту.
Пролетали они над дворцом раджи Карана. Тот как раз в это время сидел на террасе, поджидая своих слуг с золотыми монетами, и услышал над собой громкое пение:
- Хвала Бикрамаджите! Хвала Бикрамаджите!
"Кто это такой, кого даже птицы славят? Я даю себя жарить и съедать каждый день, чтоб иметь возможность ежедневно раздавать милостыню, а меня, однако, ни одна птица не славит!" - задумался раджа.
Он тотчас же приказал поймать птиц и посадить их в клетку. Приказание было исполнено, и клетку повесили во дворце. Раджа разложил перед птицами всевозможный корм, но птицы тоскливо поникли белоснежными головами и пропели:
- Хвала Бикрамаджите! Он кормил нас чистым жемчугом!
Раджа Каран не хотел, чтоб кто-нибудь оказался щедрее его, и послал за жемчугом, но гордые птицы презрительно отвернулись.
- Это ещё что такое! - гневно воскликнул раджа, - разве Бикрамаджита щедрее меня?
Тогда поднялась самка и гордо сказала:
- Ты называешь себя раджой, но какой ты раджа? Раджа не сажает в тюрьму невинных. Раджа не ведёт войны с женщинами. Будь Бикрамаджита здесь, он во что бы то ни стало освободил меня!
- Так лети же на свободу, строптивое создание! - промолвил Каран, открывая клетку. Ему не хотелось уступить в великодушии Бикрамаджите.
И птица взмахнула широкими крыльями, полетела обратно к Бикрамаджите и сообщила радже, что милый супруг её томится в плену у грозного раджи Карана.
Бикрамаджита, великодушнейший из раджей, тотчас же решил освободить несчастную птицу, но он знал, что ему не уговорить упрямого Карана. И он решил действовать хитростью. С этой целью он уговорил птицу вернуться к супругу и там ждать его, а сам нарядился слугою и отправился в государство раджи Карана.
Там он под именем Бикру поступил на службу к царю и стал наравне с другими носить корзины с золотою казною.
Скоро он убедился, что тут кроется какая-то тайна, и стал следить за раджой. Однажды, спрятавшись, он увидел, как раджа Каран входил в домик факира, увидел, как он погружался в кипящее масло, как он шипел там и зарумянивался; увидел, как голодный факир набросился на жаркое и обгладывал косточки, а затем увидел, как тот же раджа Каран жив и невредим спускался с холма со своей драгоценной ношей.
Тут он сразу сообразил, что ему следует делать. На следующий день он встал с зарёю, взял кухонный нож, сделал себе несколько глубоких надрезов, затем взял перцу, соли, разных пряностей, толчёных гранатовых зёрен и гороховой муки; смешал это всё и усердно натёрся по всем направлениям, несмотря на жгучую боль. В таком виде незаметно прокрался он в домик факира и улёгся на приготовленную сковороду. Факир ещё спал, но шипение и потрескивание жаркого скоро разбудило его. Он потянулся и повёл носом:
- О, боги! Как необыкновенно вкусно пахнет сегодня раджа!
Действительно, запах был так соблазнителен, что факир не мог дождаться, когда жаркое зарумянится, и накинулся на него с такою жадностью, словно век ничего не ел. И немудрено: после пресной пищи, к которой привык факир, раджа под приправою показался ему чем-то совсем необыкновенным. Он чисто-чисто обглодал и обсосал все косточки, и, пожалуй, готов был бы съесть и их, да побоялся убить курочку с золотыми яйцами. Когда всё было готово, а раджа вновь здрав и невредим встал перед ним, факир нежно посмотрел на него:
- Что за пир устроил ты мне сегодня! Что за запах, что за вкус! Как это ты ухитрился? Объясни, я дам тебе всё, что пожелаешь.
Бикру объяснил, как было дело, и обещал ещё раз проделать то же, если факир отдаст ему свой старый халат.
- Видишь ли, особого удовольствия, право, нет в том, чтоб жариться! А мне ещё вдобавок приходится таскать на себе по десять пудов золота. Отдай мне халат, я и сам сумею его трясти.
Факир согласился, и Бикру ушёл, унося с собою халат.
Тем временем раджа Каран не спеша подымался по холму. Каково же было его удивление, когда, войдя в домик факира, он нашёл огонь потушенным, сковороду опрокинутой, а самого факира - как всегда погруженного в благочестие, но ничуть не голодного.
- Что тут такое? - прогремел раджа.
- А? Кто тут? - спросил кротко факир. Он был всегда близорук, а тут его ещё клонило ко сну после сытного обеда.
- Кто? Да это я, раджа Каран, пришёл, чтоб сжариться! Тебе разве не нужен завтрак сегодня?
- Я уже завтракал! - и факир вздохнул с сожалением. - Ты страшно был вкусен сегодня… право, с приправой куда лучше.
- С какой приправой? Я ввек ничем не приправлялся, ты, верно, кого-нибудь другого съел!
- А ведь, пожалуй, что так, - сонно пробормотал факир, - я и сам, было, думал… не может быть… чтоб одна приправа… так… - Дальше нельзя было разобрать: факир уже храпел.
- Эй, ты! - кричал раджа, яростно тормоша факира. - Ешь и меня!
- Не могу! - бормотал удовлетворенный факир. - Никак не могу! Ни чуточки… нет… нет, благодарю!
- Так давай мне золото! - ревел раджа Каран. - Ты обязан его дать: я своё условие готов выполнить!
- Право, жаль… не могу… тот, другой… убежал с халатом!
Раджа Каран в отчаянии пошёл домой и приказал царскому казначею выдать ему требуемое количество золота, после чего, по обыкновению, сел за трапезу.
Прошёл день, другой: раджа по-прежнему раздавал золото и обедал, но сердце его было печально и взор темнее ночи.
Настал, наконец, третий день; на террасу явился царский казначей, бледный и трепещущий, и пал ниц перед раджой.
- О, государь! Будь милостив! Нет ни одной пылинки золота во всём государстве.
Тогда раджа медленно встал и заперся в своей опочивальне, а толпа, прождав несколько часов у закрытых ворот дворца, разошлась по домам, громко негодуя - как не совестно обманывать так честной народ!
На следующий день раджа Каран заметно осунулся, но твёрдо решил не нарушать своей клятвы. Напрасно уговаривал его Бикру вкусить чего-нибудь, раджа печально покачал головой и отвернулся лицом к стене.
Тогда Бикру, то есть Бикрамаджита, вынес волшебный халат и, потряхивая им перед царём, сказал:
- Возьми своё золото, друг мой, а лучше всего возьми себе халат, только отпусти на свободу ту птицу, что ты держишь в неволе.
Поражённый раджа тотчас же приказал выпустить птиц, и они взвились и понеслись к родному озеру Мансарабор, и долго звучала в воздухе их радостная песнь:
- Хвала тебе, Бикрамаджита! Хвала тебе, великодушнейший из раджей!
А раджа Каран задумчиво понурил голову и подумал про себя: "Правы божественные птицы! Не равняться мне с Бикрамаджитою. Я давал себя жарить ради золота и собственного обеда, а он решился собственноручно нашпиговать себя, чтобы вернуть свободу одной единственной птице".
Велю обрить голову
Жил в Дели знаменитый учёный-брахман. Вёл он жизнь благочестивую и за это пользовался при дворе уважением. У пандита был такой нрав: не подумав, за дело не возьмётся, но коль сказал своё слово, будет на том стоять - и жизни не пожалеет. Слуги боялись его как огня.
Однажды случилась такая история. Сидит пандит в чауке (место у очага), обедает, как вдруг попался ему в еде волос. Рассердился пандит на жену.
- Это твой первый промах, поэтому я его прощаю. Но если ещё раз увижу в еде волос - велю обрить тебе голову.
Бедняжка жена знала крутой нрав пандита и с того дня жила в постоянном страхе. Тщательно укладывала, убирала волосы, когда готовила и накрывала на стол.
Некоторое время спустя пандиту опять попался в еде волос. Рассердился он не на шутку и пошёл за цирюльником - обрить жене голову. Испугалась жена гнева мужа и заперла дверь изнутри. Пандит стучал в дверь, ругал жену, угрожал ей, но всё напрасно. Женщина не открывала дверь. А упрямый пандит не отступался.
"Плохо моё дело, долго мне так не продержаться, надо скорее что-нибудь придумать", - сказала себе женщина. Она незаметно подозвала к окну соседа и послала его в дом своих родителей - позвать на подмогу братьев. А было у неё четыре брата. Узнав, что их сестру так унижают, они очень встревожились, упрямство зятя их огорчило. Задумались они: как же выручить сестру? Вдруг старший брат вспомнил о своём давнем знакомстве с Бирбалом и поспешил к нему за советом.
Бирбал лежал на кровати и читал книгу. Услышав, что пришёл знакомец, он пригласил его войти, усадил и стал расспрашивать о житье-бытье. Гость рассказал про горе сестры и закончил такими словами:
- Я пришёл к вам за советом. Как вызволить сестру из беды? Помогите, сделайте милость.
- Вы все, обнажив головы, ступайте к зятю и ведите себя так, будто кто-то умер. Тут и я подоспею, - ответил Бирбал.
А в это время пандит, не сумев заставить жену открыть дверь, весь кипел от ярости.
- Сию минуту зовите плотника и ломайте дверь! - приказал он слугам.
Тут как раз подошли её четыре брата с непокрытыми головами, а вслед за ними явился Бирбал. В руках у него были разные принадлежности для погребального обряда. Бирбал вошёл во двор и стал вязать из бамбуковых палок носилки, на каких покойника переносят на костёр. Братья кинулись на пандита, связали его по рукам и ногам и завернули в саван. Тот начал было протестовать, но они прикрикнули на него:
- Но-но! Лежи да помалкивай. Мы с тобой распрощаемся раньше, чем ты посмеешь поднять руку на нашу сестру.
Братья подтащили связанного пандита к Бирбалу. А в это время сбежался народ, во дворе собралась целая толпа - посмотреть на невиданное зрелище. Стыдно стало пандиту: на глазах у соседей так его позорят! Он низко опустил голову и начал упрашивать шуринов отпустить его. Жена всё видела в окно, и её словно кольнуло в сердце, что муж так унижается перед её братьями. Ей, чистой душе, стало жалко своего непутёвого мужа. "Как бы то ни было, не могу я видеть его горе. Он - мой супруг, я погибну, если буду его гневить. Пусть распутницы радуются, подняв супруга на смех, я же преданная жена и не к лицу мне это".
Она открыла дверь, вышла и начала упрашивать братьев освободить мужа. Братья её не послушались, тогда Бирбал сам стал просить за пандита и наконец приказал отпустить его. Пандита развязали. Теперь он и сам сожалел о своём упрямстве.
Так Бирбал проучил пандита, напомнил ему, что по древнему обычаю голову бреют только вдовам, а при живом муже так делать не положено.
Верный путь к освобождению
Один царь имел обыкновение просить всех, кто появлялся в его царстве, указать ему путь к духовной реализации. Каждый называл свой способ, опираясь либо на традиционные тексты, либо на высказывания старших, и говорил, что именно этот путь и может привести к мокше (освобождению).
Близкому к царю слуге пришлось выслушать множество описаний правильного пути к освобождению, и он понял, что царь, хотя и беспрерывно слушает о различных методах достижения мокши, не пытается осуществить на практике ни один из них. Тогда у него возникла идея преподать царю урок.
В один прекрасный день, когда царь сидел в тронном зале и, как обычно, вёл разговор со многими людьми, слуга вбежал в зал с громким криком. Царь поднялся и спросил, отчего он кричит. Тот, изобразив на лице тревогу, ответил, что все дворцовые верблюды карабкаются на крышу террасы. Царь спросил, каким образом верблюды могут влезть на крышу. И слуга ответил, что если царь, утопая в роскоши, мечтает о том, чтобы одолеть путь, ведущий к освобождению, нет ничего удивительного, что верблюды карабкаются на террасу, а потом бросаются вниз.
Весы и мальчик
Жил в одном городе купец по имени Надука. Истратив своё состояние, он задумал отправиться в другую страну. А дома у него были весы, сделанные из тысячи пал железа, доставшиеся ему в наследство от предков. И, отдав их на хранение начальнику купцов Лакшмане, он отправился в другую страну.
Долго бродил он по собственному желанию в других странах и, снова вернувшись в свой город, обратился к тому начальнику купцов:
- О, Лакшмана! Верни мне весы, отданные на хранение.
Тогда Лакшмана ответил:
- О, Надука! Твои весы съели мыши.
Услышав это, Надука сказал:
- Не виноват ты, Лакшмана, в том, что их съели мыши. Таков ведь круговорот этой жизни. Ничто здесь не вечно. Однако я пойду к реке совершить омовение. Так пошли со мной своего сына по имени Дханадева, чтобы он понёс принадлежности для омовения.
А этот Лакшмана, обеспокоенный своим мошенничеством, сказал сыну Дханадеве:
- Дитя! Этот Надука, брат твоего отца, пойдёт к реке совершить омовение. Иди же вместе с ним, захватив принадлежности для омовения.
И вот обрадованный сын Лакшманы пошёл вместе с Надукой к реке, захватив принадлежности для омовения. А Надука, омывшись в реке, посадил сына Лакшманы Дханадеву в горную пещеру, загородил вход в неё большим камнем и вернулся в дом Лакшманы. Тогда Лакшмана спросил его:
- О, Надука! Скажи, где остался сын мой Дханадева, который ушёл с тобой?
Надука ответил:
- О, Лакшмана! Сокол унёс его с берега реки.
Лакшмана сказал:
- О, лживый Надука! Как мог сокол унести Дханадеву, который велик телом?
Надука сказал:
-О, Лакшмана! Неужели мыши съели весы из железа? Так верни мне весы, если тебе нужен сын.
Так, споря, оба они подошли к воротам дворца. Там Лакшмана громким голосом произнёс:
- Увы! Несправедливость, несправедливость совершается! Этот Надука похитил у меня сына Дханадеву.
Тогда судьи сказали Надуке:
- Эй, верни сына Лакшманы.
Надука ответил:
Что мне делать? На моих глазах сокол унёс его с берега реки.
Они сказали:
- О, Надука! Неправду ты говоришь. Как может сокол похитить пятнадцатилетнего мальчика?
Тогда Надука сказал, смеясь:
- О, послушайте мои слова: где может маленькая мышь сожрать весы железные, там сокол унесёт слона, а мальчика - тем более.
Те спросили:
- Как это?
И Надука рассказал им историю с весами. Услышав её, они со смехом вернули одному весы, а другому - мальчика.
Вечная жизнь
Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммед. На освещённом солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека.
В сопровождении своих придворных царь подошёл к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы.
- Что же ты делаешь? - спросил царь.
- Я сажаю ореховые деревья, - ответил старик.
Царь удивился:
- Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?
Старик взглянул на него и ответил:
- Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды.
Взывай к милости Бога
Одним из величайших царей в истории человечества был Акбар. За доброжелательство и справедливость к людям его называли Хранителем человечества. В своё правление он значительно расширил и укрепил Индию, как государство.
Часто царь Акбар объезжал свою столицу, по обычаю того времени, в богатой карете с упряжкой из восьми лошадей. Герольды и телохранители трубили о его приближении по всем городским кварталам. Наперекор всей этой помпезности и торжественности царь издал строгий указ: останавливаться всякий раз, когда кто-либо из его подданных хочет обратиться к нему лично с жалобой или прошением.
Однажды возничий остановил лошадей, потому что один нищий-калека протянул к нему руки с мольбой о милостыне. Он громко восхвалял царя и восклицал: "Только царь может дать мне счастье!".
Акбар обратил внимание на то, что неподалёку сидел ещё один нищий и, как бы возражая первому, громко кричал: "Только Бог может облагодетельствовать человека, только Бог может дать человеку счастье!".
Акбар задумался над их словами.
Возвратившись во дворец, он велел испечь каравай хлеба и запечь в нём небольшой слиток золота. На следующий день он специально поехал по этой дороге. Сцена повторилась, и Акбар отдал хлеб тому нищему-калеке, который взывал к милости царя. Второму же нищему он не дал ничего, потому что тот не обращался с просьбой к нему, а взывал только к Богу.
Через некоторое время он снова проезжал по этой улице. Возничий опять остановил лошадей, потому что нищий-калека протягивал руки с мольбой о помощи к царю. Царь вышел из кареты и спросил его:
- Почему ты опять просишь меня о помощи? Разве я не дал тебе каравай хлеба, в котором был слиток золота?
Нищий-калека был удивлён:
- Я не знаю, о каком золоте ты говоришь. Хлеб, который ты дал мне, показался слишком тяжёлым, и я решил, что он плохо испечён. Поэтому я отдал его моему соседу-нищему за 10 монет.
Царь посмотрел вокруг. Второго нищего рядом не было. Тогда он велел разузнать, что стало с ним. Когда ему доложили, что нищий отдал хлеб своей жене, и та обнаружила в нём золото, купила дом и поправила все дела, Акбар посоветовал другому нищему взывать отныне не к царю, а к Богу, и уповать лишь на Его милость.
Вивекананда
В поисках Бога Вивекананда, будучи ещё молодым искателем, посетил однажды Махариши Девендранаху. Была тёмная ночь, Махариши расположился в лодке на водах Ганга.
Вивекананда вплавь добрался до лодки, толкнул дверь жилища, сделанного на ней, и увидел, что Махариши находится в медитации. Он начал трясти его за плечи. Махариши открыл глаза и был очень удивлён, увидев перед собой мокрого, дрожащего молодого человека.
- Скажи, - спросил Вивекананда. - Видел ли ты Бога?
- Многие задавали этот вопрос, - сказал Махариши, - но никто этого не делал таким образом.
Несмотря на то, что вопрос был задан в такой поздний час и в таких странных условиях, Махариши был спокоен. Немного поколебавшись, он сказал:
- Садись, сын мой, успокойся, и мы поговорим.
- Теперь нечего и говорить. Твоё колебание дало мне ответ, - сказал Вивекананда, прыгнул в воду и поплыл к берегу.
В отчаянии Махариши звал его, но Вивекананда не вернулся.
Через два месяца он пришёл в Рамакришне и задал тот же вопрос:
- Есть ли Бог и видел ли ты Его?
Рамакришна выслушал его и ответил:
- Нет ничего, кроме Бога! То, что ты хочешь узнать, лежит за пределами слов.
Вивекананда спросил:
- Видел ли ты Бога?
- Да, видел! Вот так, как и тебя вижу!
Теперь пришла очередь удивляться Вивекананде. Он написал в своём дневнике: "До сих пор я удивлял своих учителей. Мне никогда не приходило в голову, готов ли я искать Бога, но этот человек отнёсся ко мне совсем иначе, чем другие. Все, кого я спрашивал, имели при себе одни слова. У Рамакришны был опыт".
Рассказывают, что Вивекананда доставлял Рамакришне много беспокойства. Физически он был очень сильным человеком, занимался боксом и футболом. Рамакришна же был щуплым человеком, маленького роста и совершенно неграмотным. Вивекананда, разговаривая с Рамакришной, всё время старался уличить его в незнании Вед. И когда это произошло в очередной раз, Рамакришна неожиданно стукнул его по лбу костяшками пальцев. В результате этого Вивекананда погрузился в глубокое самадхи и пробыл в этом состоянии довольно долго. Придя в себя, Вивекананда сел у ног Рамакришны и уже до конца своих дней оставался его учеником.
Однажды Вивекананда спросил своего Учителя о его первых шагах к Богу. И тот рассказал ему, как, будучи юношей, служил в храме жрецом. Там было множество изображений Бога. И вот, глядя на них, он задавался вопросом, что стоит за этими изображениями.
Эта идея овладела юношей, и вся его жизнь сосредоточилась теперь на ней. Целыми днями он только и думал, повторяя со слезами: "Правда ли, что ты существуешь, Боже, или ты - лишь красивая выдумка?" Эта идея с каждым днём становилась всё настойчивей, и вскоре он был не в состоянии думать ни о чём другом. Оставив свою должность, он удалился в лес и совсем забыл о себе, не замечая ни восхода, ни заката солнца, забывая о пище, сидя в исступлении. В этот период за ним с любовью приглядывал один из его родственников. Он укрывал его, если было холодно, клал ему кусочки пищи в рот, и тот автоматически жевал. Так проходил день за днём. И когда наступал вечер, в лес долетали звуки вечерних колоколов из храма, и глубокая печаль охватывала его.
- Ещё день прошёл, о Боже, - тосковал он. - Ты опять не пришёл. Ещё один день этой короткой жизни прошёл, и я не познал Тебя, - восклицал Рамакришна. И в душевной муке он бросался лицом на землю и плакал. Так проходили дни, недели, месяцы - в постоянном стремлении души постичь Истину. И такое устремление не могло не принести своих плодов.
Вид поклонения
Однажды Рамана Махариши вместе со многими другими людьми жестоко избили грабители. После этого он говорил своим ученикам:
- Вы поклоняетесь мне цветами и подношениями, а они - дубинками. Но это тоже вид поклонения. Если я принимаю ваши знаки внимания, почему же не принять также и те, которые оказали мне эти разбойники?
Винаяка - повелитель всех
Боги решили избрать предводителя ганы - сонма полубогов, служителей Шивы. Для этого они устроили состязание, участники которого должны были быстро обежать вокруг земли и вернуться к стопам Шивы. Боги отправились в путь, используя свои собственные средства передвижения.
Старший сын Шивы вступил в соревнование с большим энтузиазмом. У него была слоновья голова, и ехал он на мыши! Продвигаясь поэтому с большим трудом, он недалеко ушёл, когда перед ним вдруг появился святой мудрец Нарада и спросил:
- Куда держишь путь?
У сына Шивы это вызвало раздражение, перешедшее в ярость, ибо то, что случилось, было дурной приметой, вдвойне неблагоприятной для тех, кто отправлялся в дорогу. Плохо, если первым, кого вы встретите на пути, будет одинокий брахман. Нарада - будучи, правда, главным среди брахманов (он был сыном самого Брахмы) - явился дурным предзнаменованием!
Однако Нарада смог смягчить гнев сына Шивы. Он выведал у него причину его трудностей и понял, что тот хочет выиграть соревнование. Нарада успокоил его, убедил не поддаваться отчаянию и дал ему совет:
- Имя Рамы - это семя, из которого рождается гигантское дерево, называемое Вселенной. Сию же минуту напиши это имя на земле, обойди вокруг него и поспеши назад, к Шиве, за призом.
Он так и сделал. Когда его спросили, как мог он вернуться так быстро, он рассказал о Нараде и его совете. Шива признал действенность этого совета, и приз был присуждён сыну, которого провозгласили Ганапати - господином сонма полубогов и Винаякой - единовластным повелителем.
Влюблённый брахман
В городе Бомбее жил один учёный брахман. Однажды, привлечённый красотой юной Чампы, он пришёл к ней в дом:
- О, Чампа! Я так влюблён в тебя, возьми моё сердце и прими меня в свои объятия!
И ответила Чампа:
- Если ты учёный брахман, ответь на мой вопрос. Сколько страсти в мужчине и сколько страсти в женщине?
И ответил юноша:
- В женщине страсти девять частей, а в мужчине - одна.
- А сколько разума в женщине и сколько - в мужчине?
- В женщине разума одна часть, в мужчине - девять частей.
Тогда сказала Чампа:
- О, юноша! Если мне хватает одной части разума, чтобы победить девять частей страсти, как же тебе девять частей разума не хватает, чтобы победить всего лишь одну часть страсти?
Возвращение солдата
Во время британского правления в Афганистане один солдат сражался за кабульскую власть. При отправлении на фронт у него было около двух тысяч рупий наличными, которые он сдал на хранение государственному кассиру. Правительство обеспечивало сохранность денег людям, уходившим на фронт. По возвращении с фронта они могли взять их обратно. Если кто-то погибал, то деньги посылали его семье. Поэтому солдат сдал свои деньги и, оставив домашний адрес кассиру, ушёл на фронт. К несчастью, он был убит. Когда кассир узнал о смерти солдата, он вычеркнул поступление солдатского вклада. Таким образом, он был уверен, что никто не заявит о деньгах, и никто ничего об этом не узнает.
Спустя некоторое время в доме кассира родился сын. Сын постоянно болел, и много денег было потрачено на лечение.
Когда сыну было около семнадцати лет, отец привёл человека, обладающего некими божественными силами, чтобы осмотреть его. Традиционные способы лечения не помогали. Кассир чувствовал: что-то необъяснимое создаёт помехи, которые сможет устранить человек, обладающий духовными силами. Кассир заплатил этому человеку за работу около пяти рупий. После того как этот человек осмотрел мальчика, ребёнок заулыбался. Кассир увидел, что сыну теперь стало лучше, и работа человека с тайными силами была не напрасной.
Он спросил ребёнка:
- Как ты себя чувствуешь теперь?
Сын ответил:
- Сейчас я совершенно здоров. С сегодняшнего дня ничто больше не будет беспокоить меня. Мой счёт теперь закрыт, и я ухожу обратно.
Отец был удивлён:
- Моё дорогое дитя, о каком счёте ты говоришь? Я так тебя люблю, что готов платить сколько угодно. Я никогда не брал никакой суммы с твоего счёта и никогда не сделаю этого.
Сын сказал:
- Дорогой отец, ничто не остаётся неучтённым. Всё учитывается очень точно, и эти пять рупий явились последним взносом, который ты должен был заплатить. Сейчас это оплачено, поэтому я ухожу. Я тот самый человек, Шер Сингх, который вложил две тысячи рупий, чтобы ты выплатил их его семье. Ты не сделал этого, и мне пришлось вернуться, чтобы получить плату лично.
Воловье молоко
Однажды Акбар и Бирбал вдвоём сидели в саду и развлекались весёлой беседой. Бирбал собрался уже уходить, как вдруг падишах задержал его.
- Друг мой! Вот уже несколько дней я думаю об одном деле, да всё забываю тебе сказать. Один лекарь готовит мне лекарство, для которого ему нужно воловье молоко. Не мог бы ты его достать для меня?
Недаром говорится: "Кто служит, тот и тужит".
- Было бы о чём тревожиться! Через неделю доставлю воловье молоко, - спокойно ответил Бирбал.
- Не беда, если пройдёт и больше недели, но молоко непременно надо достать.
- Постараюсь, - ответил Бирбал и откланялся.
Дома он уединился и, занятый своими думами, не заметил, как день кончился и вечер настал. В это время, как обычно, пришла дочь звать отца ужинать. Увидела она его и чуть не ахнула - от заботы он даже осунулся. Стоит она, стоит, а Бирбал её даже не замечает. Ещё больше заволновалась она и спрашивает:
- Что за забота вас тревожит, отец?
Старшая дочь Бирбала была девушкой умной и сообразительной, уже не раз она отцу советом помогала. Но не думал Бирбал, что сможет она ему в таком трудном деле помочь, и всё отнекивался. А дочка не отстаёт, выспрашивает отца, отчего, мол, невесел, что за беда стряслась? Пришлось Бирбалу рассказать, какую трудную задачу задал ему падишах.
- Только и всего-то? Из-за этого вы так расстроились? Пойдёмте ужинать, а к сроку я сама дам ответ падишаху, это нетрудно.
Слова дочери немного успокоили Бирбала.
Через два дня дочка собрала кучу старой одежды, связала в узел и пошла к полуночи на реку. Намочила она бельё и принялась что было силы колотить его о камни. "Чап-чап-чап!" - гулко разносилось в ночи.
А рядом, на берегу реки, стоял дворец падишаха. Шум на реке спугнул первый сон Акбара. Он позвал стражу и приказал:
- Посмотрите, кто это в полночь стирает бельё? Приведите-ка прачку ко мне.
Караульные быстро спустились к воде и очень удивились, даже смутились, когда увидели, что бельё стирает красивая стройная девушка (стиркой белья в Индии обычно занимаются мужчины из касты дхоби-прачек). Они окликнули её раз, другой, а она, будто не слышит, знай себе колотит и колотит бельё. Наконец, стражник подошёл к ней поближе:
- Эй, ты кто такая? Другого времени для стирки не нашла? Пойдём-ка с нами, тебя сам падишах требует.
Девушке только того и надо было, что попасть к падишаху, но она постаралась скрыть свою радость.
- Что вы хотите со мной сделать? Я не пойду, ни за что не пойду, - со слезами говорила она.
- Молчи, несчастная, не спорь лучше, иди с нами, коль требуют.
Девушка оставила бельё на берегу и пошла следом за стражниками. Когда её привели к падишаху, она учтиво поклонилась и, опустив глаза, скромно стала в сторонке, ожидая вопросов. Разбуженный падишах был в ярости.
- Эй ты, несчастная! Ты кто такая? - крикнул он сердито. - И с чего это ты вздумала в полночь стирать бельё около дворца?
Увидела девушка, что падишах так и пышет гневом, стала причитать, дрожа и заикаясь:
- Ваша милость! Ваша милость! Да я… я… Увидел падишах, что девушка от страха сама не своя, и голос его смягчился.
- Ну, что испугалась? Объясни мне всё толком, и я прощу тебя. А не скажешь - плохо тебе будет.
- Владыка мира! Мне обязательно нужно было выстирать всё бельё сегодня, вот и пришлось идти ночью на реку.
- Ах ты, горемычная! Что ж за беда у тебя случилась?
- Что и говорить, владыка мира! Сегодня в полдень мой отец родил ребёнка, и весь день у меня полно было забот. Только сейчас я, наконец, освободилась, смотрю, а чистого белья нет, вот и пришлось идти стирать - бельё-то срочно нужно.
Странные слова девушки поразили падишаха. Он стал возмущаться:
- Ну и глупа же ты! Что ты болтаешь! Разве может мужчина родить?
Вот тут-то девушке и представился удобный случай.
- Владыка мира! - сказала она лукаво. - Если мужчина родить не может, то откуда же возьмётся молоко у вола?
Падишаху тут же вспомнился разговор с Бирбалом, и он спросил удивлённо:
- Уж не дочка ли ты премудрого Бирбала?
- Вы угадали, владыка мира, я его старшая дочь.
Понравилась Акбару её хитрая проделка. Он щедро наградил девушку и с почётом проводил. Усадили её в паланкин и отправили домой. Возвратившись к отцу, девушка почтительно коснулась его ног и рассказала о ночном разговоре с падишахом. Бирбал был очень доволен своей умной дочерью, которая избавила отца от тяжкой заботы.
Вор, царь и брахман
Некогда в городе Каркатапура правил царь, звавшийся Сурьяпрабха. Жил в его царстве купец, имя которому было Дханадатта. И родилась у его жены Хираньявати дочь, которую нарекли Дханавати. Как-то раз случилось так, что всё богатство Дханадатты по воле судьбы погибло. Он же после разорения, наделав долгов и испытав всякие затруднения, ушёл на тот свет. Тогда по навету кредитора жену и дочь Дханадатты посадили в тюрьму, и Хираньявати так подумала: "Что же это я так и буду жить в тюрьме? Возьму-ка я Дханавати да пойду жить к лучшему другу моего мужа. Он с любовью и почтением будет меня защищать".
Так подумала она, взяла дочь и, дождавшись ночи, сбежала. И встретился ей на пути, когда никого кругом не было, вор. Увидев её дочь, он так сказал:
- Отдай мне, матушка, свою дочь! Вот великое богатство, возьми его, госпожа!
Послушала она его слова и говорит:
- Что ты, сынок, какой же тебе толк, осуждённому, жениться!
Вор ей и отвечает:
- На мои деньги, матушка, ты высватаешь почтенного человека, и дочь твоя с ним будет проводить дни в любовных забавах. Родившийся же от него сын сослужит мне, когда я буду на том свете, хорошую службу.
Всё это Хираньявати выслушала, взяла у вора золото и прочие сокровища, о которых он говорил, и отдала ему в жёны Дханавати. После того, как сыграли свадьбу, вор отправился на тот свет.
Вот пришла Хираньявати с дочерью в дом мужнина друга, жившего в Тамралиптике, а он, увидев жену своего приятеля с дочерью, всяческое почтение им выказал и поручил своей супруге заботиться о них. По повелению мужа та отправила дочь торговать у городской стены.
Однажды увидел стоявшую там Дханавати некий брахман, звавшийся Сомасвамин, и влюбился в неё. Дханавати же, заметив этого красивого брахмана, терзаемая любовью, рассказала обо всём матери. Хираньявати помнила слова вора и, всяческое уважение выказав, уговорила брахмана продать своё семя, и после сочетания с ним у Дханавати родился сын.
Хираньявати же явилась во сне богиня Катьяяни и сказала:
- Для того чтобы было мальчику благо, ты, почтенная, положив его к царским дверям, пойди к царю и так ему скажи:
- Сыне, того ребёнка, которого ты сегодня найдёшь, сделай своим сыном.
И когда мальчик родился, как велела ей богиня насчёт царских дверей, так она всё и сделала.
Царь рано поутру нашёл мальчика, сделал его своим сыном и отдал на попечение своей жене. И сын Дханавати рос и изучал всякие науки и политику, царь же дряхлел и наконец умер. Все советники согласились сделать сына Дханавати царём, ибо думали, что это и есть сын царя.
Однажды он совершил паломничество в Гая и, когда совершал жертвоприношения, к жертве потянулись три руки: одна, помеченная знаками вора, другая - брахмана, третья - царя. Стоял юноша, а сердце его раздирали сомнения: кому же отдать поминальную жертву?
- Скажи, о царь, кто же его отец - брахман, вор или царь?
И так отвечал на это раджа:
- Знай, вор и есть ему отец!
Время ли беспокоить меня?
Жил великий учёный, который распевал по утрам молитвы три, четыре, пять часов подряд. И так продолжалось годы напролёт. Он был великим учёным, великим знатоком санскрита, очень образованным человеком.
Наконец Кришна сжалился над ним и однажды пришёл к нему. Он встал позади этого человека, положил свою руку на его плечо. Человек посмотрел вверх и спросил:
- Что вы делаете? Разве вы не видите, что я творю свои молитвы? Время ли беспокоить меня?
И Кришна отпрянул и исчез.
Всемирный совет зверей
Человек - самое благородное животное, конечный продукт бесчисленных веков прогрессивной эволюции. Но он не борется за то, чтобы быть достойным своего статуса.
Звери собрались на всемирный совет, чтобы обсудить, прав ли человек, считая себя венцом творения и властелином всего живого на земле.
Лев вёл дискуссию. Тигр поставил под сомнение притязания человека; леопард поддержал резолюцию решительного протеста. Он произнёс пространную речь, осуждающую человека:
- Он повсюду позорит животных. Он изготовляет и пьёт смертоносные напитки, он гордится своей глупостью. Он обманывает себе подобных и тратит всю свою энергию и силу на производство дьявольского оружия, чтобы смести с лица земли своих сестёр и братьев. Он стегает кнутом лошадей и собак, понукая их мчаться из последних сил, и играет на скачках и собачьих бегах. Он жесток, жаден, бесстыден, ненасытен и безнравственен. Хотя он и наделён сильными чувствами и интеллектом, его поведение омерзительно и низко. Мы не знаем, где и как добудем себе пищу, у нас нет надёжных и удобных укрытий, и у нас нет иной одежды, кроме собственной кожи. И всё-таки последний из нас - более достойное божье создание, чем это чудовище, именуемое человеком, - так закончил свою речь леопард.
Лиса поднялась и добавила:
- У нас есть определённый срок для случки, человек же - мне стыдно даже говорить об этом - отказался от всяких правил и не знает никакого удержу. Он сам себе закон. Он - напасть для всех.
Встал лев, чтобы подвести итог обсуждению. Он согласился с общим направлением высказываний против человека, вызванных его необоснованным притязанием на главенство. Но он не согласился с тем, что все люди одинаковы. Он сказал, что среди них есть те, кто хуже зверей, но есть и такие, кто преодолел свои животные качества с помощью особых даров - интуиции и отречения. Последних, сказал он, все звери должны считать вожаками и наставниками, тогда как первые заслуживают осуждения и сурового наказания.
Всё началось с крыс
Один человек, святой, жил в маленькой хижине. Ночью в его комнате бегало много крыс, что сильно раздражало его. Тогда он купил кошку, чтобы избавиться от крыс. Без сомнения, он избавился от крыс, но теперь вынужден был заботиться о кошке, так как ей требовалось молоко.
В то время он жил в лесу и негде было купить молоко. Так он обзавёлся коровой. Теперь молока стало много, гораздо больше, чем требовалось кошке и ему самому, и он подумал: "Если бы здесь была хозяйка, она могла бы служить мне, по-настоящему заботиться обо всём - как о корове, так и о молоке".
Итак, он женился. А раз появилась жена, появились и дети.
Таким образом, с избавления от крыс началась игра, которой не было конца.
Вы должны испытать это
К Рамакришне однажды пришёл знаменитый учёный, и тот спросил его:
- Я слышал, что вы создали общество интеллектуалов в Калькутте и весь цвет общества входит в ваш кружок. Не могли бы вы сказать мне, почему вы верите в Бога и любите Его?
Учёный тут же перечислил десяток причин, по которым он верит в Бога. Слушая его, Рамакришна тихо смеялся над каждой из них. Его ученикам было неловко. Ведь все эти причины были так логичны, а учёный был очень известным человеком. К тому же Рамакришна ничего не отвечал, а только тихо смеялся.
Учёный, закончив перечислять аргументы, спросил:
- Этого достаточно?
В ответ Рамакришна сказал:
- По причине всего этого вы верите в Бога? Но все эти доводы можно оспаривать; логик посильнее вас разрушит все ваши доказательства. Я необразованный человек, однако понимаю, что в мире нет аргумента, на который нельзя было бы найти контраргумент. Лично у меня нет никаких доказательств. Но я уверен! Я уверен так же, как человек, у которого есть глаза. Нет никаких причин для этой уверенности. Доказательства нужны только тому человеку, который не видит свет. И никакие аргументы ему не помогут. Так что не сердитесь и не обижайтесь, пожалуйста. Я хочу сказать вам: забудьте все эти аргументы! Вы должны испытать это, прийти к этому!
Где Бог?
Отшельник в оранжевом одеянии пришёл как-то в деревню, где было полным-полно неверующих. Его окружила молодёжь, призывавшая его показать, где же обитает Бог, столь глубоко им чтимый. Он сказал, что может это сделать, но сначала пусть дадут ему чашку молока.
Когда молоко поставили перед ним, он не стал его пить, а долго и молча глядел на него со всё возрастающим любопытством. Молодые люди проявляли нетерпение, их требования становились всё настойчивей. Тогда отшельник сказал им:
- Подождите минутку; говорят, в молоке содержится масло, но в этой чашке, как я ни старался, его не увидел.
Молодёжь стала смеяться над его наивностью.
- Глупый ты человек! Не делай таких нелепых заключений. В каждой капле молока содержится масло, оно и делает его питательным. Чтобы получить и увидеть его, нужно вскипятить молоко, остудить его, добавить простокваши, подождать несколько часов, чтобы оно свернулось, потом сбить и извлечь кусок масла, который появится на поверхности.
- Ах так! - сказал аскет, - теперь мне гораздо легче объяснить вам, где обитает Бог. Он - повсюду, в каждом существе, в каждом атоме Вселенной, благодаря чему все они существуют и мы воспринимаем их и радуемся им. Но чтобы увидеть Его как реальную сущность, вам нужно строго, ревностно и искренне следовать предписанным правилам. Тогда, в конце этого процесса, вы ощутите Его милость и Его могущество.
Гиена и стервятник
Жил в одной деревне богатый человек. Дни свои он проводил в веселье и удовольствии. Но никакое богатство не смогло защитить его от смерти. Однажды богач заболел и умер. Родственники оплакали его и похоронили, а за могилой следить не стали.
Недалеко от места, где был похоронен богач, жила гиена. Увидела она свежую могилу, почуяла поживу и сказала сама себе:
- Разрою-ка я землю и наемся досыта. Не каждый день хоронят людей. Кто знает, когда ещё выпадет такой случай.
Она тотчас принялась за работу и рыла землю, пока не добралась до трупа. А возле самой могилы росло дерево. На нём сидел стервятник. Он увидел, что делает гиена, и, едва она собралась приступить к трапезе, закричал:
- Эй, гиена! Ты должна поделиться со мной!
Гиена испугалась, посмотрела вверх и увидала стервятника.
- Нет, - сказала она, - не стану я с тобой делиться. Я трудилась, а ты ничего не делал. Ничего тебе не полагается. Ни кусочка я тебе не дам.
- Ах, так! - сказал стервятник, которому вовсе не хотелось отказываться от поживы. - Не поделишься добром - узнаешь, какой у меня клюв. - И он кинулся на гиену.
Стали они драться. Долго дрались, никто не хотел уступать. Наконец решили оба пойти к царю этой страны, чтобы он их рассудил.
Так и сделали. Пришли к царю и рассказали ему о своей тяжбе.
- Ты говоришь, что всю работу сделала одна? - спросил царь гиену.
- Да, - отвечала она.
- А ты говоришь, что помогал ей? - обратился царь к стервятнику.
- Да, - нагло отвечал тот.
- Можете вы представить свидетелей?
- Могу, - сказала гиена. - Полевая мышь целый день бегает под этим деревом, она всё видела.
- Я тоже могу представить свидетеля, - сказал стервятник.
- Приведите их сюда, - приказал царь.
Но гиена попросила царя самого пойти к дереву, потому что мышь ни за что не станет удаляться от своей норы. Царь согласился и вместе со своими советниками отправился в путь.
А стервятник опередил их. Он разыскал летучую мышь и сказал ей:
- Подтверди царю, что я помогал гиене раскапывать могилу, не то я тебя убью.
Вот пришёл царь и стал допрашивать свидетелей. Полевая мышь подтвердила, что могилу раскапывала гиена. А летучая мышь уверяла, что всё делал стервятник.
- Я видела это ночью, - сказала она. - Я ночное животное. Ночью я летаю, устаю, а днём мне надо спать. Что было днём, я не знаю.
Царь задумался. Он не знал, кто же из них говорит правду. Советники тоже пребывали в сомнении. Тогда бог Махапрабу сжалился над ними. И он решил спор так, чтобы никому не было обидно: взял и оживил покойника.
Царь увидел, что мертвец ожил, и очень обрадовался, что ему больше нет надобности ломать голову над этой тяжбой. Он велел восставшему из мёртвых поскорей вернуться в свою деревню. Тот так и сделал, вернулся домой, где его встретили обрадованные родственники.
А между гиеной и стервятником с тех пор установилась вражда. И как увидят мёртвое тело, сразу начинают драться.
Глубина молитвы
Одна девушка из Пенджаба проходила по полю, где религиозный человек возносил свои молитвы. Закон религии не позволяет пересекать такое место. Когда деревенская девушка шла обратно, религиозный человек сказал:
- Как ты грубо поступила, о девушка, ведь это грех - проходить по тому месту, где человек возносит молитвы.
Она остановилась и спросила:
- Что вы имеете в виду под молитвами?
- Молитвами? - воскликнул он. - Ты что, не знаешь, что они означают? Возносить молитвы - это думать о Боге.
Девушка спросила:
- Как же вы увидели меня, если думали о Боге? Когда я проходила здесь, я думала о своём молодом человеке и не видела вас.