Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игра Бога

Однажды Мастер объяснял понятие о том, что сотворение мира - это "лила", игра Бога; а Вселенная - его игровая площадка.

- Цель духовности, - говорил он, - сделать жизнь игрой.

Для одного пуританина, слышавшего эту речь, она прозвучала слишком легкомысленно.

- Что же получается, в жизни нет места для работы? - возмутился он.

- Конечно есть. Но работа становится духовной лишь тогда, когда она превращается в игру.

 

Иди вперёд

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

- Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом - алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхъестественных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

 

Идите за мудрым человеком

Несколько человек вышли к реке и, будучи здесь чужими, хотели узнать, можно ли в этом месте перейти на другой берег.

Хромой сказал им:

- Здесь переходить реку опасно, пройдите ниже по течению.

Они ему не поверили: ведь сам он не мог перейти реку вброд!

Слепой сказал:

- Здесь можно перейти, только сначала поверните налево, а потом направо.

Они не последовали его совету: откуда ему было знать? Наверняка его переправлял через реку кто-нибудь другой.

Наконец, появился человек, который вызвался перевести их вброд.

- Я часто здесь переправляюсь, я живу на том берегу, а земля моя - на этом.

Они уверенно последовали за ним и беспрепятственно достигли другого берега.

 

Изображение в зеркале

Жил-был в Дели один богач, самодур, каких свет не видывал. Часто издевался он над людьми, и всё ему было нипочём. Втихую творил, что хотел, но прикидывался добрым человеком - боялся, как бы к судье не потянули.

Как-то раз задумал он новую пакость. Зазвал к себе художника и велел сделать своё изображение, но чтобы оно было точь-в-точь похоже на него, не то он не заплатит за работу. Записали они с художником свой уговор на бумаге. Пошёл художник домой и с превеликим усердием принялся рисовать богача. Когда работа была закончена, он понёс её заказчику. Слуги доложили о приходе художника. Богач сперва умело изменил своё лицо, а потом вышел к художнику. Увидев его, живописец-бедняга удивился, пробормотал что-то и, пообещав нарисовать другой портрет, ушёл.

Сделал он новый портрет и принёс богачу, а тот опять выкинул такую же штуку - изменил лицо, и изображение оказалось неточным. Так плутовал он пять раз, и пять раз приходилось художнику заново рисовать богача. Наконец он догадался, что его обманывают, и потребовал плату за работу. Богач стал его бранить:

- Ты не сумел сделать моё точное изображение, с какой стати, спрашивается, стану я тебе платить? Понапрасну только людей обманываешь - называешь себя художником. Проваливай отсюда живо, не то я тебя проучу, будешь знать, как морочить людей!

Художник стоял на своём, и долго они спорили, ругались, но художник ничего не добился. Пришлось ему идти за помощью к Бирбалу.

Рассказал он визиру про своё дело и показал все пять портретов. Бирбал понял, почему богачу удавалось обманывать художника: он, видно, умел изменять лицо.

- Послушайте меня, и вы непременно выиграете дело. - сказал Бирбал.

Художник, конечно, согласился.

- Купите на базаре хорошее зеркало и пойдите с ним к богачу. Как свидетели с вами пойдут два моих чиновника, но никто не должен знать, кто они. Вы скажете: "На этот раз я сделал ваше точное изображение". Богач захочет взглянуть на него, и тогда вы поставите перед ним зеркало, и тут пусть он изменяет своё лицо сколько его душе угодно. Всё равно изображение будет точным. Так он и попадётся к вам в руки.

Художник купил на базаре добротное, из толстого стекла, зеркало и с двумя свидетелями явился в дом богача.

- Господин, на этот раз ваше изображение совсем точное. Надеюсь, вы будете довольны, - с этими словами художник поставил перед хозяином зеркало.

- Куда как хорошо! - закричал богач. - Зачем это ты суёшь мне зеркало? Покажи-ка портрет, что сейчас так нахваливал.

- Господин, это ваше изображение, здесь вы точь-в-точь такой, какой вы есть сейчас.

Богач насторожился и стал увиливать, чтобы скрыть свой обман:

- Да и когда это я заказывал тебе своё изображение?

- Зачем отказываетесь от своих слов? По вашему требованию я нарисовал вам один за другим пять портретов, а вы каждый раз отказывались от них и заставляли меня уходить несолоно хлебавши. А теперь, когда я вас всё-таки припёр к стене, вы пустились на новый обман - отрекаетесь от уговора. Нет, так не пойдёт. Придётся вам выполнить наш уговор.

"Надо всё-таки его одурачить, оплести", - подумал богач и стал от всего отпираться.

Тут вмешались люди Бирбала:

- Придётся вам, господин хороший, пойти к падишаху. Вы заставили этого человека принести шесть ваших изображений, но не заплатили ни за одно. Теперь вашим плутням конец.

- А вы что за птицы? - со злостью ответил богач. - Вы кто такие, чтобы тянуть меня к падишаху?

Чиновники распахнули плащи, и богач увидел их чиновничье платье. Тут он опомнился и поневоле согласился расплатиться с художником. Но дело зашло слишком далеко, чиновники схватили его и повели к Бирбалу. Бирбал не раз слыхал про богача мошенника. Он стал допрашивать богатея, а тот ни на один вопрос толком не ответил. Да и что ему было говорить? Как бы он оправдался? Разве построишь стену на песке?

При допросе были и стражники. Бирбал приказал им дать богачу плетей. Подняли они плётки, шагнули вперёд. Увидел богач плётки над головой - сразу же за ум взялся и во всём повинился. Бирбал дал ему наказание по заслугам, отправил в тюрьму.

 

Императорский запрет

Опасаясь шутовских выходок Тенали Рамана, который не щадил и самого императора, советники уговорили Кришну Деву Райю запретить ему доступ во дворец.

Послушался их император и строго-настрого предупредил шута:

- С завтрашнего дня не смей показывать глаз во дворце! Преступишь мой запрет - прикажу выпороть!

На другой же день перед дарбаром Райя узнал, что Тенали Раман присутствует на заседании совета и смешит всех своими шутками. "Значит, он нарушил запрет!" - вознегодовал император и поспешил в зал совета. Увидев там Рамана с большим горшком на голове, он расхохотался и даровал ему своё прощение.

 

Испытание Бирбала

Как-то в месяце ашвин (седьмой месяц индийского календаря) Бирбал заболел и слёг в постель. Соскучился по нему Акбар и отправился с двумя слугами навестить Бирбала.

Обрадовался вазир, увидев падишаха, повеселел. Долго они беседовали: ни падишах не желал уходить от Бирбала, ни Бирбал не хотел расставаться с падишахом. Понадобилось Бирбалу выйти. И тут задумал падишах испытать, по-прежнему ли внимателен и мудр Бирбал, как до болезни.

По его приказанию в отсутствие Бирбала слуги подложили под все четыре ножки кровати по листку бумаги. Вернулся Бирбал, лёг в кровать и продолжает беседовать с Акбаром. Слушает он падишаха и всё посматривает по сторонам, будто что-то его беспокоит. Он смотрел то вверх, то вниз, словно мерил глазами высоту стен. Наконец падишах не выдержал и спросил, отчего это он такой рассеянный сегодня.

- Да всё кажется мне, повелитель, будто что-то в комнате переменилось, что-то не так…

- Что же тут могло перемениться? - спросил падишах с невинным видом.

- Не могу понять: то ли стены стали чуть ниже, на толщину листка бумаги, то ли моя кровать стала на столько же выше, - ответил Бирбал.

- Да-да, так часто бывает: когда человек долго болеет, у него разум слабеет, как вот у тебя, а на самом деле ничего такого не произошло… - старался падишах обмануть Бирбала.

- Быть этого не может, владыка мира! Хоть я и болен, но разум мой крепок - твёрдо стоял на своём Бирбал.

Понял тогда падишах, что Бирбал так же мудр, как раньше, и всё ему рассказал.

 

Истинная жертва

После битвы на поле Курукшетра пятеро братьев Пандавов совершили большое жертвоприношение и принесли очень большие дары для бедных. Все выражали изумление по поводу величины и богатства жертвы, говоря, что мир никогда не видывал ничего подобного. Но по совершении обряда явился маленький мангуст - животное вроде кошки. Половина его тела была золотая, а другая половина - тёмная. Он начал кататься по полу в жертвенном зале и сказал присутствующим:

- Все вы лжёте: это не жертва.

- Почему ты говоришь, что это не жертва? Разве ты знаешь, сколько денег и драгоценностей отдано бедным и сколько людей стало богатыми и счастливыми? Это самая удивительная жертва, какую совершал человек.

Но мангуст сказал:

- В одной деревушке жил бедный брахман со своей женой, сыном и невесткой. Они были очень бедны, жили скудными дарами, приносимыми им за проповедь и учение. В стране этой три года длился голод, и бедный брахман страдал более, чем когда-либо. Семья голодала уже несколько дней, когда, наконец, отец принёс немного муки, которую ему посчастливилось достать. И он разделил её на четыре части между членами семьи. Не успели они сесть за еду, как кто-то постучал в дверь. Отец открыл дверь - за ней стоял гость. В Индии гость священен; он почитается, как бог, и с ним обращаются как с таковым. Поэтому бедный брамин сказал:

- Войди, господин, мы тебя приветствуем.

Он поставил перед гостем свою часть пищи; гость быстро её съел и сказал:

- О господин, ты убил меня, я голодал уже десять дней, и это маленькое количество пищи только увеличило мой голод.

Тогда жена сказала мужу:

- Отдай ему мою часть.

Но муж ответил:

- Нет, не отдам.

Жена настаивала, говоря:

- Он бедный человек, и наш долг хозяев - позаботиться, чтобы он был сыт. Раз у тебя больше ничего нет, то моя обязанность, как твоей жены, отдать ему свою часть.

И она отдала свою часть гостю. Тот съел, что ему дали, и сказал, что его по-прежнему мучает голод. Тогда сын сказал:

- Возьми мою часть; сын обязан помогать отцу в исполнении его долга.

Гость съел и эту часть, но его голод не был утолён. Тогда и жена сына уступила ему свою часть. Гость насытился и ушёл, благословляя их. В ту же ночь эти четверо людей умерли от голода.

Несколько пылинок муки упали на пол, и когда я покатился по полу, то стал наполовину золотым, как вы видите. С тех пор я хожу по всему свету, надеясь найти другую такую жертву, но нигде не нахожу, поэтому другая половина моего тела не превращается в золотую. Потому-то я и говорю, что ваша жертва - это не жертва.

 

История одного садху

Жил когда-то садху (святой). Однажды он пошёл на базар, и, пока ходил там, его хижина загорелась. Соседи успели вынести из хижины кое-какое имущество, затем стали носить ведрами из реки воду и тушить пожар.

Когда садху вернулся с базара и увидел, что соседи заливают огонь, он собрал спасённые пожитки и бросил их в пламя. Соседи не могли поверить своим глазам.

Потом пошёл дождь. Огонь стал затухать, и люди перестали подносить воду. Тогда садху схватил вёдра, стал носить воду из реки и поливать хижину. Соседи удивились ещё больше и спросили, зачем он это делает. Садху ответил:

- Если появился огонь, я рад и помогаю ему. Когда идёт дождь, я тоже рад и помогаю ему.

 

Кабир - певец жизни

В Магахар Кабир переехал только на старости лет. А всю свою жизнь он провел в Бенаресе. Этот город считается самым святым для индусов и одним из самых древних городов мира. Невозможно найти ни одного священного писания, каким бы оно ни было древним, чтобы там не упоминался этот город. Казалось, что он существовал всегда. В этом городе время от времени собирался Великий совет индусов. Однажды Кабира попросили возглавить его. Он пытался отказываться, мотивируя тем, что никогда не читал священных писаний. Ему отвечали:

- Тебе и не надо ничего читать. Тебе не надо ничего говорить. Достаточно твоего присутствия. Оно сделает нас мудрыми.

Кабир не принадлежал ни к одной религии. Однажды, когда муэдзин громко взывал к Богу с минарета, Кабир спросил:

- Разве ваш Бог глухой?

Но никто никогда не обижался на него. Мусульмане считали его своим, индуисты - своим, суфии - своим. Рождён он был в мусульманской семье, а воспитывался индусским монахом, нашедшим его рано утром на берегу Ганга.

Когда это произошло, была тёмная ночь. Очевидно, родители мальчика голодали и оставили его в надежде, что какой-нибудь добрый человек найдёт его и приютит. Монах принёс его в свой ашрам. Многие пытались убедить его, что это нехорошо:

- Мы не знаем, к какой касте относится этот ребенок, а ведь ты - брахман, и твои ученики - брахманы; может получиться никому ненужный скандал. Он наверняка из касты неприкасаемых. Раманада, так звали монаха, ответил:

- Это не имеет значения. Куда же я дену бедного ребенка? Если кому-то это не нравится, пусть уходит.

Он был смелым человеком. Многие ученики покинули его, но Раманаду не очень волновало, что о нём говорят люди; он начал воспитывать ребёнка.

Кабир был не очень маленьким. Когда Раманада нашёл его, тот сказал ему свое имя. Он знал несколько слов, но не знал имен отца и матери. Спустя годы Раманада, уже будучи престарелым человеком, сказал:

- Я ничего не потерял. Все эти ученики и учёные мужи не стоят одного Кабира. Да, я потерял приверженцев. Меня стали сторониться, но я не мог поступить иначе. И я счастлив. Мальчик вырос, и о нём начали говорить. К нему потянулись со всех концов света: мусульмане, индусы, суфии. Все его любили и почитали, как своего святого.

 

Каждый велик на своём месте

Некий царь имел обычай спрашивать всех саньясинов, приходивших в его страну: "Кто выше: тот ли, кто, отрёкшись от мира, становится саньясином, или тот, кто живёт в мире и исполняет обязанности мирского человека?" Многие мудрецы пытались разрешить эту задачу. Некоторые утверждали, что саньясин выше, тогда царь требовал, чтобы они доказали это. И когда они не могли этого сделать, он приказывал им жениться и жить в миру. Затем приходили другие и говорили: "Семьянин, исполняющий свои обязанности, выше". И от них тоже царь требовал доказательств. И когда они не могли дать их, он также заставлял их жить жизнью домохозяев.

Наконец пришёл один саньясин, и царь задал ему тот же вопрос. Саньясин отвечал:

- О царь, каждый велик на своём месте.

- Докажи мне это, - сказал царь.

- Я докажу, - сказал саньясин, - но ты должен прежде пойти со мной и жить несколько дней так же, как я, чтобы я мог доказать тебе то, что говорю.

Царь согласился, последовал за саньясином, вышел с ним из своей страны и, пройдя много других стран, дошёл до одного большого царства. В столице, куда они пришли, происходила торжественная церемония. Царь и саньясин услышали бой барабанов, музыку и крики глашатаев; народ толпился на улицах в праздничных одеждах, и везде глашатаи возвещали о том, что должно было произойти. Царь и саньясин стояли и смотрели на происходившее. Глашатай возвестил, что дочь царя той страны собирается выбрать себе мужа из числа собравшихся.

Согласно старинному обычаю, царевны в Индии выбирали себе мужей таким образом. Каждая царевна имела своё представление о том, какой ей нужен муж: одна желала стать женой самого красивого человека; другая - самого учёного; третья - самого богатого. И каждая выбирала того, кто ей нравился. Так было и здесь.

Все соседи-царевичи нарядились в лучшие одежды и явились в город. Некоторые из них имели своих собственных глашатаев, провозглашавших их достоинства и объяснявших, почему они надеялись, что царевна выберет их. Царевну, в роскошном блестящем уборе носили в паланкине, и она смотрела и слушала; если ей не нравилось то, что она видела и слышала, она говорила слугам, нёсшим её: "Дальше!" - и больше не обращала внимания на отвергнутых женихов. Если же царевне нравился кто-нибудь из них, она бросала ему гирлянду из цветов, и он становился её супругом.

Царевна была прекрасна, как заря, и её супруг должен был получить всё царство после смерти её отца. Царевна хотела иметь мужем самого красивого человека, но не могла найти такого, который бы понравился ей. Уже много раз происходили подобные собрания, но царевна не могла выбрать себе супруга.

Это собрание было самым блестящим из всех; народу собралось больше, чем когда-либо. Царевна появилась в роскошном паланкине, и носильщики носили его с места на место. Но, по-видимому, ей опять никто не нравился, и присутствующие с разочарованием думали, что собрание и на этот раз закончится ничем.

Как раз в это время явился молодой человек, саньясин, прекрасный, как солнце, сошедшее на землю; он стал в стороне, наблюдая за происходящим. Паланкин с царевной приблизился к нему. И, как только царевна увидела прекрасного саньясина, она остановилась и набросила на него гирлянду цветов. Молодой саньясин схватил гирлянду и, сбросив её с себя, воскликнул:

- Что за глупость! Я саньясин. Какой для меня может быть брак?

Царь, думая, что он слишком беден и поэтому не смеет жениться на царевне, сказал:

- За моей дочерью я даю половину царства сейчас и всё царство после моей смерти, - и снова возложил гирлянду на саньясина.

Но молодой человек опять её сбросил, говоря:

- Глупости! Я не хочу жениться, - и быстро ушёл.

Царевна же так полюбила молодого саньясина, что сказала:

- Я должна выйти за него замуж или я умру, - и последовала за ним, желая его вернуть.

Тогда саньясин, приведший царя, сказал ему: "Пойдём за ними", - и они последовали за ними, но на значительном расстоянии. Молодой саньясин, отказавшийся жениться на царевне, вышел из города и дошёл до леса в нескольких милях от города; царевна последовала за ним, и те двое тоже.

Молодой саньясин хорошо знал этот лес и все запутанные тропинки в нём; он неожиданно свернул на одну из них и скрылся, так что царевна не смогла найти его. После долгих и бесполезных попыток она села под деревом и начала плакать, потому что не знала, как выйти из леса. Тогда царь и другой саньясин, подойдя к ней, сказали:

- Не плачь, мы покажем тебе, как выйти из леса; но теперь слишком темно, и мы не найдём дороги. Вот большое дерево, отдохни под ним, и рано утром мы проводим тебя.

На дереве в гнезде жила маленькая птичка с самкою и тремя птенцами. Эта птичка глянула вниз и, увидев под деревом людей, сказала своей жене:

- Милая, что же нам делать? В нашем доме гости; но теперь зима, и у нас нет огня.

Она вылетела из гнезда, нашла горящую щепку, принесла её в клюве и бросила гостям; те собрали топлива и развели большой огонь. Но птичка ещё не была довольна. Она опять сказала своей жене:

- Милая, как нам быть? Нам нечем накормить этих людей, а они голодны! Мы хозяева, и наш долг - накормить этих людей. Мы хозяева, и наш долг - кормить всех, кто приходит к нашему дому. Я сделаю, что смогу, - я отдам им своё тело.

И с этими словами птичка бросилась в огонь и сгорела. Люди видели, как она упала в огонь, и попытались спасти её, но было уже поздно.

Самка увидела, что сделал её супруг, и сказала:

- Их трое, и на всех - только одна маленькая птичка. Этого мало; я не могу допустить, чтобы поступок моего супруга оказался напрасным - отдам и я им своё тело.

С этими словами она бросилась в огонь и тоже сгорела. Тогда трое птенцов, видевших происшедшее и заметивших, что пищи для гостей всё-таки было мало, сказали:

- Наши родители сделали, что смогли, и всё же этого недостаточно. Наш долг - продолжить дело наших родителей; отдадим и мы наши тела.

И все они бросились в огонь. Трое людей, изумлённые увиденным, не могли, разумеется, есть этих птиц. Они провели ночь без пищи, а утром царь и саньясин показали дорогу царевне, и она вернулась к отцу.

Когда они пустились в обратный путь, саньясин сказал царю:

- Царь, ты видел, что каждый велик на своём месте. Если ты хочешь жить в мире, живи, как эти птички, и будь всегда готов пожертвовать собой для других. Если ты хочешь отречься от мира, будь подобен этому молодому человеку, для которого самая прекрасная женщина и целое царство - ничто. Если хочешь быть мирским человеком, пусть вся твоя жизнь будет жертвой для других. Каждый велик на своём месте, но долг одного не может быть долгом другого.

 

Каждый должен верить в себя

Нет такого человека, кто не любит себя, не верит в себя и не имеет желания подняться выше и выше. Даже человек, не верящий в Бога, верит в себя и хочет обрести силу, чтобы поддерживать в себе эту веру.

Люди приходили на даршан (лицезрение) к гуру, учившему их мудрецу, с цветами и фруктами. Даров набралось уже очень много, и гуру, позвав ученика, попросил его нарезать фрукты и раздать их людям как прасад (освященную пищу). Когда всё было готово, ученик спросил, кому первому должен он предложить фрукты. Гуру посоветовал начать с того, кому он больше всего доверяет и в кого больше всех верит. Все собравшиеся были уверены, что первым будет учитель, а потом уже остальные. Но ученик поступил иначе. Первый фрукт он взял себе. Изумлённые люди попросили у него объяснения, и он сказал, что, поскольку наибольшие доверие и любовь он испытывает к себе, он и взял фрукт первым.

 

Как брахмана стали звать пандитом

Одного недалёкого умом брахмана одолевало желание прослыть пандитом. Чего только ни делал бедняга, чтобы этого добиться, да всё без толку. Надумал он тогда просить совета у Бирбала и пошёл к нему домой. Дорога была долгой, он устал, но, придя, брахман узнал, что Бирбал ещё не вернулся от падишаха. "Нужда не ждёт" - говорят в народе. Одна забота точила брахмана - прослыть пандитом, и он, чуть живой, поплёлся по дороге, что вела ко дворцу. Идёт, а навстречу ему Бирбал. И стал брахман просить-молить:

- О премудрый господин главный советник! Я совсем неграмотный, не умею ни читать, ни писать, а так хочется мне, чтоб меня звали пандитом. Чего я только ни делал, ничего не получается, не сбывается моё заветное желание. Помилосердствуйте, посоветуйте что-нибудь, а то совсем мне жизни нет.

- Не вижу причины так убиваться, - спокойно отвечает Бирбал. - Дело-то совсем простое. Пойди, встань на перекрёстке, и как только кто-нибудь назовёт тебя пандитом, - бросайся на него с кулаками. Вот и всё. Увидишь, потом, куда ни пойдёшь, везде тебя будут звать пандитом, и никак иначе.

Глупый брахман был рад-радёшенек такому совету. Тотчас же побежал он на перекрёсток и встал на виду у прохожих.

Тем временем и Бирбал подоспел. Недалеко играла ватага мальчишек. Бирбал подозвал их, пошептался с ними, и пошла потеха… Со всех сторон понеслось: "Пандит! Пандит! Пандит!", а брахман с кулаками давай гоняться за мальчишками. Собралась целая толпа: глядя на детей, и взрослые начали кричать: "Пандит! Пандит!" Чем больше брахман ярился, тем больше его дразнили. Так очень скоро глупый брахман прославился. Сбылось его заветное желание. По совету Бирбала он вскоре перестал огрызаться, когда его так окликали, но прозвище "пандит" осталось за ним.

 

Как держать дьявола занятым

"Чтобы успокоить или привести в порядок разум, следует держать его занятым. Разум похож на дьявола".

Один человек согласился держать у себя дьявола для выполнения работ. Дьявол обязан был быть его рабом. Он сразу же взялся за дело и завершил его, затем возвратился и попросил:

- Пожалуйста, дай мне ещё задание.

Дьявол никогда не может сидеть незанятым. Ему всё время давали поручения. Обычно он трудился очень легко и быстро и снова приходил за дополнительной работой.

Вскоре все дела у человека закончились, и он не мог ничем занять дьявола. Тогда дьявол сказал:

- Если ты не будешь держать меня занятым, я буду занимать тебя, беспокоить и даже могу убить тебя.

Человек был очень расстроен. К счастью, он встретил мудреца, который посоветовал ему заставить дьявола соорудить очень высокую колонну. Итак, дьяволу поручили эту работу, и он завершил её снова в короткий срок. Тогда человек сказал ему:

- Хорошо, сейчас поднимайся и спускайся вверх и вниз и продолжай делать так, пока я не попрошу тебя остановиться и спуститься.

Поэтому дьявол оставался всегда занятым, и человек освободился от него.

 

Как за деньги в суде показывали

Это сказка про сантала (индийская народность группы мунда) и деко (так санталы именуют индуистов). Ростовщик-деко подал на сантала в суд за долги. Сантал-то был небольшого ума: все долги свои он уж давно заплатил целиком, да только, когда он ходил долги отдавать, свидетелей с собой он не брал - вот где ему ума не хватило. Долг давно уж уплачен, а ростовщик всё к нему пристаёт:

- Мне с тебя столько вот причитается. Плати, а то в суд подам.

Много они на этот счёт разных слов друг другу сказали. Под конец ростовщик спрашивает:

- Ну ладно. Если ты со мной рассчитался, где твои свидетели? Кто видел, что ты тогда принёс мне столько, а тогда столько? Веди своих свидетелей. Я их спрошу при тебе.

Раз свидетелей не было, так санталу и спорить не о чем. Сказать ему нечего: деньги-то плачены один на один. Набрался он смелости и решил: "Ладно, он говорит, что я ему должен, хоть я ему столько денег отдал. Пускай в суд подаёт, чтоб ему пропасть. Хоть кончится наконец это поганое дело". А поля у сантала были обширные, земли хватало пахать пятью сохами. Надумал он, как было сказано, и разругался с ростовщиком в пух и прах. Вот ростовщик и подал на него в суд.

Пришла санталу повестка. Явился он в суд в назначенный день и час, но без свидетелей. А ростовщик заплатил и достал трёх свидетелей. Все им сказал, как говорить. Вы, мол, говорите про ростовщика: "Он при нас дал тому санталу столько и столько". А один из тех трёх был придурковатый. Потому ростовщик не переставал их наставлять и, как шли по дороге, всё повторял: "Говорите точно, как я сказал. Ничего другого не говорите. А я уж вас угощу и простоквашей, и рисом, и пива дам выпить". Так он их улещал всю дорогу. Ну, а санталу брать с собой было некого, он шёл один. И там, у суда, он ждал один, совсем будто потерянный.

Подходит к нему человек:

- Слушай, почтенный, ты по какому делу?

- Ростовщик на меня за долги подал в суд, - отвечает сантал. - Я ему всё заплатил, а он всё равно на меня подал в суд.

- А свидетели у тебя есть? - спрашивает тот.

- Нету, - отвечает сантал.

- Ну, тогда дай мне две рупии, - говорит тот, - и расскажи все в подробностях с самого начала, а потом веди за свидетеля - тебя оправдают вчистую.

Сантал согласился:

- Ладно, я тебе дам. Только смотри, пусть меня оправдают.

Рассказал он ему всё с самого начала. Не забыл и про свои пять сох помянуть. Выслушал тот человек всё до конца, взял у него две рупии и говорит:

- Покажи мне своего ростовщика и его свидетелей.

Сантал так и сделал.

Тогда он пошёл к тем свидетелям и принялся их расспрашивать. Назадавал им всяких смешных вопросов и повыведал, что у них на уме. Больше всего он спрашивал придурковатого. Ростовщик как увидел, что вокруг него толпа собралась, сразу подумал: "Этого свидетеля они сейчас мне испортят, это уж точно". Подошёл к нему и говорит:

- Вот что я тебе скажу. Что бы тебе люди ни говорили, ты их не слушай. Что сахиб (господин, обращение к чиновнику-европейцу) скажет, то и говори, а с другими ни с кем не разговаривай. Говори только, что сахиб скажет.

Так он опять наставлял своего придурковатого свидетеля.

Скоро дошёл черёд до их дела. Сперва судья расспросил ростовщика и сантала, потом вызвали свидетеля сантала.

Привели его к присяге, и судья спрашивает:

- Что ты знаешь насчёт слов этих двоих? Правду говори, правду; что знаешь насчёт их обстоятельств?

Тот отвечает:

- Хузур, насчёт сох я не знаю. Кому знать, из сала они у него, или из асона, или из дхао (распространённые в Индии древесные породы, идущие на различные поделки). Что пять сох он запрягает, это я знаю. А из какого дерева сохи сделаны, того я не знаю.

Как понёс он такое, его и выставили. Потом спрашивают сантала:

- Есть у тебя другие свидетели?

- Нет, других нету, - говорит он. - Этот один.

Тогда стали вызывать свидетелей ростовщика. Первых двух спросили о чём-то, а потом им и сказать больше нечего. Вызвали придурковатого. Вошёл он, встал перед судьёй, а чапраси (служитель) его к присяге приводит, говорит ему:

- Говори правду.

А тот ни слова в ответ, стоит и молчит. Опять ему то же самое:

- Говори правду.

Он всё молчит. Судья спрашивает:

- Ты что, полоумный?

А он, говорят, сразу в ответ:

- Ты что, полоумный?

Судья велит:

- Ардали (сторож или вестовой при официальной администрации), выведи его!

А тот руку протянул, как судья, и повторяет:

- Ардали, выведи его!

Ну, когда он так сказал, все, кто был в суде, расхохотались. Судья сам громче всех смеялся. Выставили их прочь и дело закрыли.

Вышли они из суда, сантал и спрашивает своего свидетеля:

- Ты о чём говорил? Я чего-то не понял.

- Ох! - тот отвечает. - Я хотел говорить об одном, а судья вдруг спросил меня совсем про другое, про сохи спросил: "Что насчёт сох знаешь?" А ты мне про сохи ничего не сказал, из какого ты их дерева делаешь. Вот я ответил: "Из сала они, или из асона, или из дхао, я того не знаю. Знаю, что он пять сох запрягает". Вспомни, о чём мы с тобой говорили и как судья меня вдруг прервал. Я только хотел всё про дело сказать, тут меня и прочь выгнали.

А две рупии он прикарманил, негодник.

И ростовщик, говорят, тоже стал корить своего придурковатого свидетеля:

- Слушай, я тебя спрашиваю, ты почему не отвечал?

Тот говорит:

- Да ты сам мне сказал: "Что судья скажет, то и говори". Вот я и говорил точно так, как судья. Чапраси мне говорил: "Говори правду". Провалиться мне, если я ему что сказал. Чего мне его слушать? Ты сам мне утром велел ни с кем не разговаривать. А что судья говорил, то и я говорил.

Так ростовщик проиграл своё дело, и пришлось ему выслушать такое решение: "Иск отклоняется".

Вот как сантал был оправдан.

 

Какие лапы виноваты

Четверо приятелей решили заняться продажей хлопка. Они нашли подвал для хранения мешков и, обнаружив, что семена хлопка привлекают крыс, завели кошку, чтобы она отпугивала полчища грызунов. Они привязали к её лапам звоночки, а так как они очень полюбили кошку, то звоночки были не простые, а золотые.

Кошка, прыгнув как-то с кучи мешков, стала хромать на одну лапу. Приятели приложили к ушибленной лапе бальзам и обмотали её бинтом. Повязка развязалась, и кошка, не ведая, что за ней тянется длинный матерчатый "хвост", села у огня, а когда бинт загорелся, стала метаться туда-сюда и угодила прямо в подвал. Весь хлопок вмиг вспыхнул и превратился в пепел.

Друзья ещё давно "поделили" между собой лапы любимой общей кошки; теперь трое требовали от четвёртого - "владельца" ушибленной лапы - возмещения понесённых убытков.

Дело дошло до суда, и, выслушав показания обеих сторон, судья сказал:

- Повреждённая лапа не несёт за происшедшее никакой ответственности, так как её, вместе с огненным "шлейфом", внесли в подвал три другие лапы. Поэтому убытки должны быть возмещены владельцами здоровых лап владельцу ушибленной лапы.

 

Каково занятие, таков и человек

Однажды утром после затяжного, на всю ночь, дождя Райя и Аппаджи отправились за город - посмотреть, велика ли прибыль воды в реке. В лесу они увидели молодого овчара. Овцы его разбрелись, а сам он крепко спал, прикрывшись лёгкой травяной накидкой. Под головой у него был камень, другой камень - под поясницей и третий - под ногами.

- Аппаджи! Как он может спать на камнях, да ещё в такой дождь? - изумился император. - Незакрытого окна в моём дворце достаточно, чтобы я схватил простуду. А ему, видно, всё нипочём.

- О, государь, - ответил Аппаджи, - каково занятие, таков и человек. Какова еда, таково и тело. Если бы этот человек занимал высокий пост и жил во дворце, если бы он питался отборным рисом и молоком, спал на пуховике, надёжно укрытый от ветра, дождя и росы - в скором времени и он стал бы подвержен всякого рода хвори.

Решив проверить правоту его слов, Кришна Дева поселил овчара во дворце, среди богатства и роскоши, и назначил его на высокий пост. Через некоторое время он велел овчару вернуться в его хижину. Ещё до того, как он возвратился домой, Аппаджи приказал своим слугам положить кусок мокрой коры на порог его жилья. Едва овчар наступил на эту кору, он тотчас же захворал. Пришлось Райе послать бедняге своего лекаря. Так император лишний раз убедился в мудрости своего главного советника.

 

Камаль - сын Кабира

Своего сына Кабир назвал Камаль, что означает "Чудо". Перед смертью он позвал его и прочитал ему свои ранние стихи. Они поистине прекрасны!

О, друг мой, возлюбленный мой, я пустился в Путь - искать самого Себя.

Но случилось нечто странное.

Вместо того чтобы найти себя, я исчез - так же, как капля исчезает в океане.

Капля упала в океан. Возможно ли найти эту каплю вновь?

Прочитав стихи, он сказал:

- Прежде чем я уйду из этой жизни, ты должен исправить одно из моих стихотворений. Я написал: капля упала в океан. Ты должен изменить это. Просто переставь слова: океан упал в каплю. Потому что теперь я познал это с другой стороны. Мой первый опыт был на этом берегу. Теперь я говорю с другого берега, из запредельного! Я понял: не капля упала в океан; это океан упал в каплю.

Камаль сказал:

- Я уже думал об этом.

И он показал свои записи, в которых эта строка была подчёркнута.

Кабир сказал:

- Ты действительно "Чудо"! Это удивительно, но ты понял это раньше меня!

Камаль был необыкновенным человеком. Ещё юношей он ставил отца в тупик своими вопросами. И часто это происходило в присутствии сотен последователей Кабира. Это иногда раздражало. Однажды Кабир так разгневался, что сказал сыну:

- Моя семья заканчивается на мне.

Это случилось после того, как он узнал, что Камаль берёт у людей деньги и подарки. Кабир всю жизнь работал ткачом и, даже став просветлённым Мастером, продолжал ткать и никогда не брал у людей никаких подношений. Камаль ответил возмущённому Кабиру:

- Если твоя семья заканчивается на тебе, то моя семья начинается на мне.

Он ушёл и построил хижину напротив дома отца.

Ум человека постоянно сравнивает и оценивает. Он так устроен. Комплекс неполноценности или мания величия возникают как следствие и, развиваясь, порождают все человеческие проблемы и страдания. Поэтому разумный человек, стремящийся к свободе и просветлению, должен перестать оценивать и судить. Но даже святой человек, ни к чему не привязанный и просветлённый, в тайниках своей души может иметь тончайшее эго. Сын Кабира создаёт условия, которые провоцируют отца и показывают ему тончайшую привязанность.

Император Бенареса был приверженцем Кабира и часто посещал его. Однажды он пришёл и, не встретив Камаля, спросил:

- Где твой сын? Почему я не вижу его?

Кабир ответил:

- Это печальная история. Я так рассердился и резко выговорил ему, что он ушёл от меня и построил хижину напротив.

Император спросил:

- Что же случилось? Почему ты вдруг рассердился?

Кабир ответил:

- Люди приходят ко мне с деньгами, алмазами и изумрудами, но они мне не нужны, я отказываюсь от них, а он сидит рядом со мной и говорит: "Хорошо, если он отказывается, давайте их мне". Он сидит рядом со мной и собирает эти подарки! Я сказал ему, что это неправильно, но он заявил: "Не приказывай мне! Я не твой ученик, я твой сын! Я сам знаю, что хорошо и что плохо. Если ты просветлённый Мастер, то почему такая мелочь беспокоит тебя? Тебя не должно волновать несовершенство других!"

Император сказал:

- Это на него не похоже. Я поговорю с ним.

Он пошёл к Камалю. Они долго беседовали, и перед уходом император сказал:

- Я хочу подарить тебе этот алмаз. Это очень редкий и дорогой камень!

Камаль поблагодарил его и сказал:

- Заложи его в крышу моей хижины.

Император засунул алмаз в полый бамбук над входом и уехал. Через месяц он вновь навестил Камаля и спросил:

- Тебе понравился мой подарок?

Тот ответил:

- Честно говоря, я забыл о нём. Посмотри, пожалуйста, лежит ли он там, где ты его оставил? У меня не было возможности взглянуть на него. Я смотрю внутрь себя.

Император нашёл алмаз там, где оставил. Он пошёл к Кабиру и сказал:

- Ты ошибаешься. Твой сын на самом деле "Чудо"! Его не интересует богатство.

В конце концов Кабиру пришлось отправиться в хижину Камаля и просить его:

- Прости меня. Я ошибался. Ты просто испытывал меня: рассержусь я или нет. И я действительно рассердился, полагая, что в тебе проявляется жадность.

Камаль сказал:

- Я - твоя кровь, твоя плоть, твоя сущность. Как ты мог вообразить, что я жадничаю? Вероятно, жадность есть в тебе, если тебя это рассердило.

Кабир заглянул в себя и согласился с Камалем:

- Наверное, ты прав. Моя заинтересованность и злость на то, что ты собираешь деньги, демонстрирует не твою жадность, а мою. И к тому же мой гнев. Прошу тебя, прости и возвращайся.

И Камаль вернулся в семью. Он был преемником Кабира и не менее великим и осознающим. Но, как ни странно, помнят именно Кабира. Он организовал религию своих последователей - Путь Кабира. У Камаля не было ничего. Он не создал никакого движения. Несмотря на то, что тысячи людей слушали его, он оставался только другом. Он помогал людям, делился с ними своим светом, но никогда не давал никаких ритуалов, никаких заповедей, никаких принципов движения. В этом его величие! Потому что Мастер, дающий учение, неизбежно отступает от центра Истины. Тысячи Мастеров приходили на Землю и своим светом усиливали Поток Жизни. И лишь имена некоторых из них сохранились в истории.

 

Клеймо на поминках

Справляя поминки по матери, Кришна Дева Райя обратился к пурохитам (священнослужителям):

- Перед смертью моя мать просила принести ей плод манго. Но она так и не успела его съесть. Что надо сделать, чтобы её душа успокоилась?

Корыстолюбивые пурохиты ответили:

- О государь! Чтобы душа вашей матери успокоилась, надо сто восемь золотых манговых плодов положить на серебряные блюда и пожертвовать ста восьми брахманам.

Райя последовал их совету.

Видя, как пурохиты вымогают дорогие дары, Тенали Раман решил проучить их за безмерную алчность. На другой день он пригласил всех пурохитов к себе якобы на поминки по матери. Когда они пришли, он запер дом и заклеймил их раскалённой в печи

ложкой. Все в слезах, горестно хныча, пурохиты отправились к Райе и пожаловались ему на Рамана.

Тут же подоспел и Тенали Раман.

- Государь, - сказал он, - у моей матери была болячка на руке. Перед самой смертью она попросила меня раскалить в печи ложку и прижечь ей руку. Но я не успел выполнить её желание. Чтобы душа вашей матери обрела покой, вы пожертвовали сто восемь золотых плодов. А я, для успокоения души моей матери, заклеймил пурохитов ложкой. Что же здесь худого?

Эти слова рассмешили всех придворных.

"Хороший урок дал Раман этим жадюгам!" - подумали они.

 

Клочок бумаги

Самартха Рамадас, великий святой, ходил и просил милостыню.

Он остановился у дворца Шивы, мимо которого пролегал его путь, и крикнул:

- Подайте милостыню!

Шива сам спустился к нему и вложил ему в руки листок бумаги.

- На что голодному клочок бумаги? - спросил Рамадас.

- Пожалуйста, прочти, что там написано, - сказал Шива смиренно и почтительно.

Бумага была документом, по которому Шива передавал всё своё царство под надзор и попечение своего учителя Самартхи Рамадаса. Рамадас рассмеялся и сказал:

- Ну что ж, управляй царством от моего имени, строго следуя своей дхарме, - и вернув Шиве бумагу, отправился за нищенским подаянием.

 

Когда рука дающего ниже

Падишах Акбар однажды спросил Бирбала:

- Скажи, Бирбал, чья рука выше: дающего или берущего. Ведь когда человек даёт что-то другому, обычно его рука выше, а бывает ли наоборот?

Бирбал, недолго думая, сказал:

- Конечно, очень часто так бывает.

- Как же это рука дающего может быть ниже? - сердито спросил падишах.

- А вот когда вы на своей ладони даёте мне табаку, ваша рука всегда ниже моей.

Развеселил падишаха такой остроумный ответ.