Узнать падишаха
Желая воздать должные почести мудрости и уму Аппаджи, делийский падишах направил Райе письмо с просьбой прислать к нему главного советника виджаянагарской империи. Не сомневаясь, что человеку столь достойному будет оказан достойный приём, Райя решил исполнить желание падишаха.
Когда Аппаджи явился на заседание государственного совета в Дели, на троне сидел главный советник в падишахских одеждах, сам же делийский падишах, наряженный главным советником, сидел вместе с другими советниками.
Войдя в тронный зал, Аппаджи не раздумывая поклонился истинному падишаху и разложил перед ним свои дары.
- Как ты узнал, что это я повелитель Дели? - спросил поражённый падишах.
- Мир не становится темней от того, что мы закрываем глаза, - ответил Аппаджи. - Лотосы всегда обращены к солнцу. Все взгляды придворных всегда устремлены на повелителя.
Падишах долго восхвалял его ум. Затем наградил Аппаджи и с почестями проводил в обратный путь. А своим придворным сказал:
- Райя не платит нам дани только потому, что у него такой мудрый советник, как Аппаджи. И до тех пор, пока южной империей будут управлять подобные ему люди, этой державе суждено процветать, она останется свободной!
Умение видеть целое
Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Однажды кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец: "Спроси его, в чем истина, и он поведает тебе об этом".
Юноша нашёл колодец и задал свой вопрос, в ответ из глубины прозвучало:
- Иди на площадь в своём посёлке. Там ты найдёшь то, что ищешь.
Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой - кусочки дерева, в третьей - тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из него доносилось только эхо.
Шло время. Продолжая искать истину, юноша постепенно стал забывать о колодце. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки: кто-то вдохновенно играл на ситаре. Юноше захотелось приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошёл к играющему и долго смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом стал рассматривать ситар. И неожиданно его поразило открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения!
Наконец он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.
Уникальные ценности человечества
Во время битвы на Курукшетре, длившейся восемнадцать дней, Вьясу мучило раскаяние, так как он был связан родством с обеими враждующими сторонами. Потому он не в силах был смотреть на братоубийство. В один из тех дней он так терзался угрызениями совести, что поспешил уйти с пропитанного кровью поля брани, где вот-вот должна была начаться битва. Он шёл по дороге и вдруг увидел паука, быстро ползущего по земле.
- Чего ты так спешишь? - спросил мудрец.
Паук сбежал с дороги, заполз на муравьиную кучу и уже с этого возвышения ответил:
- Будто ты не знаешь, что боевая колесница Арджуны проедет сейчас по этой дороге! Если я попаду под её колёса, мне конец!
Вьясу рассмешил этот ответ, и он сказал:
- Ни один глаз не увлажнится, если ты умрёшь. Мир не ощутит потери, когда тебя убьют. Не останется пустоты, когда ты исчезнешь!
Паука это оскорбление задело за живое, и, весь трясясь от возмущения, он воскликнул:
- Как же так? Ты, надутый старик! Тебе кажется, что, если ты умрёшь, это будет огромная потеря, а обо мне никто даже не станет горевать. У меня ведь тоже есть жена и дети, которых я люблю, у меня тоже есть дом и запасы еды, я так же привязан к жизни, как и ты. Я чувствую голод, жажду, боль, печаль, радость, восторг и тоску при расставании с родными и близкими. Мир во мне и для меня так же велик, как и в людях и других существах.
Вьяса опустил голову и молча удалился, бормоча строку "сааманъям этатп пашубхир нарани" (Всё едино: и человек, и зверь, и насекомое, и червь). И всё же он сказал себе: "Познание высшего предела, стремление к красоте, правде и добру, постижение единства мира - все эти отличительные атрибуты мудрости являются уникальными сокровищами человека". И пошёл своим путём.
Ученик мудреца и слон
В одном лесу жил мудрец, имевший большое число учеников. Он учил их истине: "Бог живёт во всех вещах, и, зная это, вы должны преклонять колени перед всем, что увидите".
Раз один из его учеников пошёл в лес за дровами. По дороге он увидел мчавшегося ему навстречу взбесившегося слона. Человек, сидевший на слоне, закричал:
- Сходи с дороги, скорее сходи с дороги! Слон взбесился!
Но ученик, вместо того, чтобы убежать, вспомнил уроки своего учителя и начал рассуждать: "В слоне живёт Бог, так же как и во мне. Бог не может нанести какой-нибудь вред Богу. Зачем мне бежать?" Думая таким образом, он остался стоять на месте и приветствовал слона, когда тот подбежал ближе. Погонщик продолжал кричать: "Прочь с дороги!", - но ученик не двигался. Бешеный слон схватил его, поднял в воздух и со всей силой швырнул на землю. Ученик остался лежать на земле, весь окровавленный и без сознания.
Мудрец, услышав о несчастном случае, пришёл с другими своими учениками, чтобы отнести пострадавшего домой. Когда через некоторое время ученик пришёл в себя, он рассказал, что с ним случилось. Мудрец ответил ему:
- Мой друг, это правда, что Бог проявляется во всём, но если он был в слоне, он был также и в погонщике. Скажи же мне, почему ты не обратил внимания на предупреждение погонщика?
Учёные ничтожества
Жили в северной стране пятеро учёных. Один из них с десяти до тридцати лет изучал только логику - и ничего больше. Другой овладел наукой о языке. Третий преуспел в танцах и музыке. Четвёртый в совершенстве постиг искусство гадания. Пятый же врачевал недуги. Все впятером они отправились на юг в надежде нажить богатство и выгодно жениться.
Райя принял их в своём дворце, и каждый из пятерых в полном блеске показал свои способности.
- Какие умные люди! - сказал Райя.
- О, государь! - воскликнул Аппаджи. - Есть справедливая пословица: "Из книжной тыквы кари не приготовишь". Их знания - книжные знания. Может быть, они и великие знатоки в том, что изучали, но не сомневаюсь, что в повседневной жизни они окажутся не менее великими глупцами. Поручите-ка им приготовить себе обед.
Вняв его совету, император велел им сварить обед.
Пятеро учёных, укрывшись в тени большого дерева, принялись за дело. Подосланные Аппаджи соглядатаи наблюдали за каждым их движением, чтобы потом донести обо всём императору.
Знаток музыки и танцев поставил глиняный горшок на огонь и замурлыкал какую-то песенку. Мыслитель-логик набрал на пальмовый лист масла и стал размышлять: "Что же первооснова - масло или лист?" В поисках ответа на этот вопрос он перевернул пальмовый лист, и масло пролилось на землю.
- Ого! - вскричал он с видом человека, совершившего великое открытие. - Стало быть, первооснова - пальмовый лист.
Языковед отправился покупать творог. Услышав, как молочница кричит: "Кому твоооорогу! Кому твоооорогу!" - он начал выговаривать ей за то, что она растягивает гласные. Они долго бранились и ссорились, и языковед возвратился без творога. Прорицатель полез на дерево, чтобы нарвать листьев. Услышав, однако, цоканье ящерицы, он решил, что это недобрая примета, и спустился с пустыми руками. Лекарь перебрал овощи и отверг всё по разным причинам: от пизанга-де бывают ветры, от картофеля - несварение желудка, бобы - слишком тяжёлая пища. Услышав, что вода в горшке забурлила, знаток музыки и танцев принялся отбивать ритм. Но он никак не мог попасть в такт и в сердцах грохнул горшок оземь.
Так пятеро учёных возвратились во дворец голодные.
Соглядатаи доложили обо всём Аппаджи, а главный советник передал их рассказ Райе.
- Чего вы достигнете в жизни, если даже не умеете приготовить себе обед? - сказал император учёным ничтожествам и, щедро наградив их деньгами и золотом, отпустил восвояси.
Фотографирование лягушки
Однажды лягушка надумала сфотографироваться.
Естественно, рот у лягушек очень широкий, но эта лягушка не желала, чтобы её рот на снимке выглядел большим. Она надеялась, что фотограф сможет сделать, чтобы рот казался меньше.
Фотограф велел ей говорить: "Шампунь, шампунь". Таким образом, её губы округлялись, и рот выглядел меньше.
Но во время съёмки лягушка увидела в углу мармелад и вместо слова "шампунь" произнесла "мармелад".
Из-за этого её рот растянулся и стал ещё шире, чем прежде.
Хан - Тридцать Смертей
Жил в одной деревне человек. Был он большой хитрец и ловкач. И хотя ни читать, ни писать он не умел, но легко обводил вокруг пальца даже самых известных грамотеев и умников. А за работу он дал себе зарок никогда не браться. Хитростями и разными проделками добывал он себе кое-какое пропитание и большего не желал.
Однажды сел он есть. А поднос с едой облепила целая туча мух. Схватил он ветку, принялся их бить и бил до тех пор, пока не устал. Тогда он позвал жену и велел ей сосчитать дохлых мух. Жена насчитала тридцать штук.
- Хорошо, - произнес муж, - с нынешнего дня зови меня Хан - Тридцать Смертей.
Мало-помалу и жена и соседи привыкли звать его этим именем.
Случился как-то в их местах неурожай. Хан - Тридцать Смертей оставил свой дом и вместе с женой перебрался в другую деревню. Однажды призвал его к себе раджа и спросил:
- Чем ты занимаешься?
- Я делаю то, что не удается другим, - ответил хитрец.
- На эту деревню каждую ночь нападает лев, - сказал раджа. - Убей его и доставь мне. Убьёшь льва - получишь в награду сто рупий, не убьешь - наутро тебя повесят.
Хан - Тридцать Смертей вернулся домой, сел, понурив голову, и стал раздумывать, как ему выпутаться из беды. "Я за всю свою жизнь льва и не видел ни разу. Где уж мне убить его! Скорее он сам меня съест. А не убью льва - утром раджа повесит меня".
При мысли об этом из глаз у него полились слёзы. Жена принялась его утешать:
- Стоит ли об этом плакать? Вот стемнеет, и мы убежим отсюда куда-нибудь подальше.
Хану - Тридцать Смертей понравился совет жены. И они стали готовиться к ночному побегу. День прошёл. Наступила темнота. Все в деревне заснули.
- У нас набралось слишком много вещей, - сказала жена, - нам не унести всего. Сходи за деревню, там пасутся ослы горшечника. Приведи одного осла, мы нагрузим на него нашу поклажу и отправимся.
Хан - Тридцать Смертей вышел за деревню и наткнулся на того самого льва, который по ночам нападал на людей и утаскивал их. Хан - Тридцать Смертей никогда прежде не видел льва, к тому же и ночь была совсем тёмная. Он принял льва за осла, схватил его за уши, притащил домой и привязал к дереву. А жене он велел взваливать пожитки на осла.
Жена вытащила вещи из дома и вернулась, чтобы принести светильник. Выйдя со светильником, она увидела, что у дверей привязан не осёл, а лев.
- Лев! Лев! - закричала она в ужасе.
Хан - Тридцать Смертей со страху чуть не упал без памяти. Кинулись они в дом, заперли изнутри все двери, забились в угол и просидели так до утра.
Утром, едва рассвело, соседи увидели, что перед домом Хана - Тридцать Смертей привязан лев! Они побежали к радже и доложили, что Хан - Тридцать Смертей ночью поймал льва живым и привязал его возле своего дома. Раджа удивился и пожелал увидеть это чудо собственными глазами. Он велел позвать к себе Хана - Тридцать Смертей, но тот из-за запертых дверей ответил:
- Дайте мне поспать! Я всю ночь гонялся за львом и устал. Те сто рупий, что полагаются мне в награду, пусть просунут в дверную щель, а льва убьют и доставят во дворец.
Как ни звал раджа Хана - Тридцать Смертей, тот так и не вышел из дома. Да ещё пригрозил, что, если ему сейчас же не выдадут обещанную награду, он приведёт льва во дворец и выпустит там на свободу: пусть лев всех во дворце съест! Раджа испугался и велел тотчас просунуть в дверную щель Хану - Тридцать Смертей сто рупий. Привязанного льва кое-как убили.
А как только раджа уехал, Хан - Тридцать Смертей вышел из дома и начал перед всем народом хвастаться своею храбростью.
Хвост собаки
- Можно ли выпрямить хвост у собаки? - спросил однажды на совете Райя. - Если да, отсюда следует, что можно путём особых упражнений выправить человеческий нрав.
- Можно, - хором откликнулись придворные учёные. Но как ни старались они выпрямить собачий хвост, на какие только хитрости ни пускались - это им так и не удалось.
Тенали Раман долгое время морил своего пса голодом и довёл его до такого состояния, что бедняга даже не мог поднять хвост. Тогда-то наконец его висящий хвост и выпрямился.
Раман показал своего пса императору и так объяснил ему свой способ выпрямления хвоста:
- О государь! Сытая собака радостно вертит хвостом. Чтобы выпрямить её хвост, надо не давать ей еды или просто убить. Только таким путём можно изменить и людской нрав.
Хитрость против хитрости
В третий раз захотел делийский падишах испытать находчивость главного советника Райи. Одарив одну из своих танцовщиц золотом и дорогими вещами, он велел ей поехать в Виджаянагар и научил, как опозорить трон виджаянагарского императора.
Танцовщица так дивно плясала и пела во дворце Райи, что, не помня себя от восторга, император воскликнул:
- О чудо искусства! Проси у меня чего только пожелаешь. И я исполню любую твою просьбу.
Танцовщица поспешила поймать его на слове.
- О праведный государь! - вскричала она. - Разрешите мне справить большую нужду на ваш трон, великолепием которого восхищается весь мир!
Эти слова возмутили весь государственный совет. Но Райя вымолвил спокойным голосом:
- Я обещал - и сдержу своё слово. Завтра на восходе солнца можешь прийти сюда и выполнить своё намерение.
Безмерно огорчённый, император удалился в андапурам, велел позвать Аппаджи, который отсутствовал во время выступления танцовщицы, и рассказал ему обо всём случившемся.
- Не печальтесь, государь, - успокоил его Аппаджи, - я не позволю девадаси осквернить ваш трон, что-нибудь придумаю.
Наутро девадаси вошла в тронный зал, взобралась на трон и, не смущаясь присутствием мужчин, хотела было справить большую нужду.
Но тут Аппаджи крикнул ей:
- Погоди, бесстыжая. Император разрешил тебе справить большую нужду, но не маленькую. Если хоть одна капелька прольётся на трон, берегись - не сносить тебе головы!
Большая нужда справляется всегда одновременно с маленькой - так уж устроен человек. Поняла танцовщица, что её хитрость не удалась, и, опозоренная, бежала в Дели.
Хитрый торговец и мулла-простак
Однажды падишах Акбар спросил у Бирбала:
- Кто в житейских делах самый хитрый, а кто самый глупый?
- Владыка мира! - не раздумывая, ответил Бирбал. - В житейских делах нет никого хитрее торговцев, а муллы - глупее всех.
- Ошибаешься, Бирбал! Не может этого быть, - не поверил падишах. - Муллы - люди учёные, почему же ты считаешь их глупцами?
- Хорошо, хузур! Не пожалейте денег, и я на деле докажу свою правоту. Тогда вы сами скажете, глупы муллы или нет. Только, что бы я ни делал, пожалуйста, не вмешивайтесь, смотрите, слушайте и молчите.
Падишах согласился. Тогда Бирбал послал за главным делийским муллой.
Когда главный мулла явился в дарбар, Бирбал подозвал его, усадил около себя и сказал ему спокойно и мягко:
- Знаешь, мулла-джи, его величеству понадобилась твоя борода. Тебе заплатят за неё из казны, сколько ты пожелаешь.
Муллу словно громом поразило. Ещё по дороге во дворец у него колени подгибались, шёл он и думал: "Зачем это меня вдруг в дарбар требуют?" А от слов Бирбала у него совсем в глазах потемнело, голова кругом пошла.
- Господин вазир! - промолвил он дрожащим голосом. - Как такое возможно?! Борода Богу угодна, как же я её отдам?
Видит Бирбал, что мулла от страха чуть жив. "Вот теперь пора…" - сказал он себе и начал:
- Мулла-джи! За добро надо добром платить. Столько лет падишах был к тебе милостив, а теперь нужна ему от тебя всего лишь борода, а ты - отказываешься! А если потребуется что-то более важное, то уж на тебя, видно, и надеяться нечего. Нехорошо это, нехорошо! Сказано ведь: "Если живёшь в воде, не ссорься с крокодилом". Захотел бы государь - и просто отобрал бы всё, что у тебя есть. Лишь по милосердию своему его величество берёт твою бороду не задаром и согласен за неё заплатить.
Задрожал мулла. Ох, как бы и впрямь не разгневался на него повелитель… Тогда жди ещё худшей беды. Как говорится: "Не до жиру, быть бы живу". Мулла покорно опустил голову, вздохнул и промолвил смиренно:
- Что ж, господин вазир, прикажите заплатить мне двадцать пять рупий.
По приказу Бирбала казначей тотчас выдал мулле деньги. Пришёл брадобрей и вмиг обрил мулле бороду. Мулла сделал салам падишаху и пошёл домой. По дороге он не раз воздал хвалу Всевышнему, что ещё легко отделался, ведь могло всё и хуже обернуться.
Как только мулла ушёл, Бирбал послал слугу за известным в городе торговцем - владельцем длинной, окладистой бороды. Получив приказ, торговец поспешил в дарбар.
- Его величеству понадобилась твоя борода. Тебе заплатят за неё, сколько пожелаешь, - сказал Бирбал и купцу.
- Его величество - наш господин, на всё его воля, не смею перечить. Но, господин вазир, дело в том, что я человек бедный, - канючил торговец.
- Бедный, богатый, - какая нам разница! - строгим голосом сказал Бирбал. - Падишаху нужна эта борода, назови свою цену и отдавай бороду. Сколько скажешь, столько и получишь.
Торговец не скрывал своего смятения.
- Благодетель, вы - наш отец, - начал он со слезами в голосе, - можете делать всё, что вам угодно, но всё-таки…
- Чего хитришь, загадки загадываешь, - перебил Бирбал. - Говори прямо, сколько хочешь за бороду?
- Ваша милость, когда мой отец скончался, я потратил пять тысяч рупий на похоронные обряды, и всё ради этого пучка волосков, - торговец огладил свою густую бороду. - Потом умерла матушка, и на погребальные обряды истрачено было столько же, стало быть, тоже пять тысяч рупий. После, о благодетель, мы ездили к святым местам, возносили молитвы в храмах, приносили дары на поминовение усопших родителей, а как воротились, потратились брахманам на угощение, - на всё это ушло пятнадцать тысяч рупий. Известно и вам, о покровитель бедных, что за этот пучок волосков, - тут торговец опять дотронулся до своей окладистой бороды, - нам на базаре от всех почёт и в общине - уважение…
- Ну хватит, хватит. Ты насчитал всех расходов на двадцать пять тысяч рупий, вот тебе записка к казначею, получишь их. А теперь садись, брадобрей тебя обреет.
Торговец спрятал записку в пояс и сел к брадобрею, приговаривая:
- Как будет угодно вашей милости!..
В те давние времена у цирюльников не было ни мыла, ни кисточек. Брадобрей черпал из горшка воду горстями и смачивал густую бороду торговца. Стараясь намочить волосы получше, он нечаянно больно за неё дёрнул. Купец разозлился и дал оплеуху цирюльнику.
- Эй, ты! Поаккуратнее! - закричал он. - Ты что думаешь, это борода какого-то купчишки?! Не знаешь разве, что это теперь борода его величества падишаха?
Разгневался падишах на торговца за его непристойное поведение и приказал слугам надавать грубияну по шее и выгнать его вон. Очутившись за дверью, торговец кинулся бежать что есть духу, зажав рукой пояс, где лежала записка к казначею.
Когда гнев падишаха утих, Бирбал сказал:
- Хузур! Видите, как хитёр торговец - двадцать пять тысяч рупий получил да свою бороду и ноги унёс подобру-поздорову. А мулла-простак простился с бородой всего за двадцать пять рупий.
Подивился падишах, но признал справедливость и мудрость Бирбала.
Царевич и пастух
Жили на свете два друга - пастух и царевич. Однажды царевич поклялся: когда он станет раджой, сделает своего друга-пастуха министром.
- Прекрасно, - ответил на это пастух.
В мире и согласии текли их дни. Пастух приходил на луг пасти коров, и друзья, обнявшись, усаживались под деревом. Пастух играл на флейте, царевич слушал. Так безмятежно проводили они свои дни.
Пришло время, и царевич стал раджой. В жёны себе он взял рани (царицу) Канчонмалу - истинную жемчужину страны. Не до пастуха было теперь царевичу. Совсем забыл он своего друга.
Как-то раз пастух пришёл во дворец и остановился у входа в царские покои: он-де не видел ещё рани своего друга!
- Вон, вон отсюда! - закричал на него привратник.
Пастух обиделся и ушёл, и никто не знал, куда он делся.
На следующее утро проснулся раджа, а глаз открыть не может. Глядит на него рани, глядят придворные - а у раджи всё тело покрыто иголками. Что за наваждение? Во дворце поднялся плач.
Раджа перестал есть, спать, говорить. Сердцем он понял, что нарушил обет, данный другу-пастуху, и теперь расплачивается за свой дурной поступок. Но сказать об этом он никому не решился. Совсем расстроились дела бедного раджи, от горя поникла его голова. Управлять царством стала опечаленная рани Канчонмала.
Как-то раз рани отправилась на реку искупаться. Вдруг подходит к ней неизвестная красавица и говорит:
- Если рани желает купить служанку, этой служанкой могла бы быть я.
- Если бы ты могла избавить моего мужа от иголок, я купила бы тебя в услужение, - ответила рани.
Красавица взялась исполнить это условие, и рани за браслет купила её. Тогда служанка сказала:
- Рани-ма (ма - ласковое обращение к женщине), уж очень ты ослабела. Кто знает, сколько дней ты как следует не ела, не купалась? Украшения болтаются на твоём исхудалом теле, волосы на твоей голове спутались. Сними-ка ты свои украшения да вымойся хорошенько поташом.
- Нет, ма, к чему мыться, пусть всё остаётся как есть, - ответила рани.
А служанка словно ничего не слышала: она сняла с рани украшения и, натерев её поташом, сказала:
- Теперь, ма, попробуй окунись.
Рани послушалась, вошла по горло в воду и окунулась. А служанка вмиг накинула на себя сари рани, надела её украшения и, встав на берегу, начала приговаривать:
Эй, прислуга Панко (водоплавающая птица),
Слышишь, ты служанкой стала,
Ждёт тебя на берегу реки Канконмала,
Ждёт красавица тебя, что ты там пропала?
Хватит мыться, госпожа выйти приказала!
Оглянулась рани и видит - перед ней стоит не служанка, а госпожа.
Во дворце Канконмала подняла всех на ноги. Министру она выговаривала:
- Почему ты не приготовил слонов и лошадей, раз я возвращаюсь с купанья?
Дворецкого она допрашивала:
- Почему нет свиты и паланкина, когда я возвращаюсь с купанья домой?
И обоих казнили. Все пришли в смятение, никто ничего не мог понять, никто от страха не смел вымолвить слова. Таким-то образом Канконмала стала рани, а Канчонмала - служанкой. Но раджа ни о чём не догадывался.
И вот сидит Канчонмала на грязном дворе, чистит рыбу и причитает:
За ручной браслет себе я служанку нанимала,
Но служанкой стала я, а служанка рани стала,
За какие же грехи пострадала Канчонмала?
О, раджа, за что, за что нас судьба так покарала?
Горькими слезами заливается рани. Но и страданиям раджи нет предела: впиваются в его кожу мухи, от игл огнём горят его лицо и тело. Некому овеять раджу опахалом, некому подать ему лекарства.
Однажды отправилась Канчонмала на берег стирать бельё. Видит: сидит под деревом человек, а возле него мотки пряжи. Человек этот приговаривает:
Если б получил я тысячу иголок,
Я себе тогда бы мог арбуз купить;
Если б я пять тысяч получил иголок,
Я б тогда на ярмарке мог бы походить;
Если б я сто тысяч получил иголок,
Я бы царский трон сумел соорудить!
Услышав такие слова, Канчонмала осторожно подошла к человеку и сказала:
- Если ты хочешь иметь иглы, я могу дать их тебе. Только сможешь ли ты их вытащить?
В ответ на это человек молча поднял мотки с пряжей и пошёл за рани.
По дороге Канчонмала поведала незнакомцу о своём несчастье. Он выслушал её и произнёс:
- Прекрасно!
Когда они пришли во дворец, незнакомец сказал Канчонмале:
- Рани-ма, рани-ма, сегодня день молочного поста, и потому всем в царстве надо раздавать пирожки. Я пойду покрашу пряжу в красный и синий цвета, а вы идите нарисуйте во дворе альпона (рисунок, наносимый рисовой пастой на полу или стене по случаю праздника) и приготовьте всё для пиршества. Пусть Вам поможет Канконмала.
- Что ж, пусть и Канконмала делает пирожки, - согласилась Канчонмала.
И они вдвоём отправились стряпать.
О ма! Пирожки, которые испекла Канчонмала, походили скорее на плоские, жёсткие лепёшки. Зато пирожки Канконмалы были сделаны очень искусно: одни - в форме полумесяца, другие - в виде флейты, третьи - трубочек, четвёртые - листьев сандала.
И незнакомцу стало ясно, кто служанка, а кто настоящая рани.
Покончив с пирожками, женщины принялись за альпона. Размолов целый ман (37,3 кг), Канчонмала вылила в него сразу семь кувшинов воды и, макая в эту жижу помазок из конопли, перепачкала им весь двор.
Канконмала же сначала выбрала во дворе уголок, чисто его вымела, потом взяла немножко риса, размолола, подлила в него воды и, обмакнув кусочек тряпочки, осторожно стала рисовать лотосы и лианы, семь золотых кувшинов, а под кувшинами - корону с гирляндами из рисовых стеблей по обеим сторонам. Она нарисовала также павлина, богов и след золотой стопы матери-Лакшми (богини благосостояния и красоты).
Тогда незнакомец позвал Канконмалу и сказал ей:
- Не отпирайся, это ты служанка! И как ты осмелилась с таким лицом выдавать себя за рани?! Негодная служанка, купленная за ручной браслет, ты стала рани, а рани сделалась служанкой. Отвечай мне, разве я не прав?
Вспыхнула Канконмала, мнимая рани, и закричала диким голосом:
- Это что за негодяй?! Вон отсюда!
Она кликнула палача и приказала:
- Отруби-ка голову служанке и этому неведомому человеку! Не буду я Канконмала, если не искупаюсь в их крови.
Палач схватил Канчонмалу и незнакомца. Но незнакомец вынул моток ниток и проговорил:
Нитка, нитка с узелком,
У раджи вверх дном весь дом.
Нитка, нитка, ты свяжи-ка
Палача кругом.
И вмиг палач был с ног до головы опутан нитками. А незнакомец спросил:
- Нитка, ты чья?
- Кому принадлежит моток, тому и я, - ответила нитка.
- Нитка, нитка, если ты служишь мне, отправляйся на нос Канконмалы, - сказал незнакомец.
Два моточка ниток взобрались на нос Канконмалы. Испуганная Канконмала побежала в дом с криком:
- Двери! Закрывайте двери! Он полоумный! Служанка привела полоумного!
А незнакомец тем временем приговаривал:
Нитка, нитка тонкая, где твой дом, скажи?
Ты проденься в иглы бедного раджи!
Не успел незнакомец обернуться, как сто тысяч ниток проделись в сто тысяч иголок на теле раджи. И иголки заговорили:
- Нитки пролезли в нас. Что нам зашить?
Незнакомец отвечал:
- Глаза и рот негодной служанки.
Сто тысяч иголок с тела раджи тотчас же устремились к глазам и рту Канконмалы. Забегала, заметалась Канконмала!
А раджа тем временем прозрел и увидел, что перед ним его друг-пастух. Старые друзья обнялись и пролили море радостных слёз.
- Друг, не вини меня, - сказал раджа, - будь уверен, что даже в ста рождениях моих я не найду такого, как ты, друга. С сегодняшнего дня ты будешь моим министром. Столько несчастий произошло со мной после того, как я покинул тебя! Больше мы не расстанемся.
- Хорошо, - ответил пастух, - но я потерял твою флейту. Тебе придётся подарить мне новую.
Раджа тотчас приказал изготовить для своего друга золотую флейту.
А Канконмалу день и ночь кололи иголки, и она вскоре умерла. Несчастья Канчонмалы кончились.
Пастух же днем выполнял обязанности министра, а ночью, когда лунный свет заливал небосклон, вместе с раджой отправлялся на берег реки и там, усевшись под деревом, играл на золотой флейте. Обняв друга-министра, раджа слушал его чудесные песни.
С тех пор жизнь раджи, Канчонмалы и пастуха потекла счастливо.
Цель
Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один ответил:
- Я вижу дерево и мишень на нём.
Другой сказал:
- Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе…
Остальные отвечали примерно то же самое.
Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь?
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, - последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.
Цена драгоценного камня
Гуру Нанак дал одному из своих последователей драгоценный камень и сказал:
- Иди и постарайся продать этот драгоценный камень на рынке. Но продай его лишь после того, как скажешь мне, сколько за него дают. Только тогда мы продадим его, когда меня устроит цена, близкая к его настоящей стоимости, которую тебе будут давать. В ином случае, если мы не получим за него соответствующую цену, мы должны хранить его и не выбрасывать просто так.
Сначала ученик пришёл к лавочнику, продающему овощи. Лавочник взглянул на камень и вручил ему несколько морковок и редисок:
- Ладно, бери их в обмен за него, - сказал он.
Ученик отказался и пошёл к владельцу магазина. Он, соответственно, предложил ему сахар и другие вещи, сказав:
- Ты можешь взять это вместо него.
В конце концов, ученик вернулся домой и рассказал гуру Нанаку, что обошёл четыре-пять магазинов, и объяснил, что предлагали ему взамен драгоценного камня.
Мастер ответил:
- Это не подходит. Камень - очень драгоценный, но эти люди не знают его настоящей стоимости. - И он отправил его к одному ювелиру. - Тот ювелир заплатит тебе настоящую цену.
Тогда ученик пошёл к ювелиру и предложил ему камень. Ювелир взял в руки камень, взглянул на него, открыл свой кошелёк, вынул сто рупий, положил камень на деньги и вручил всё вместе ученику. Ученик не понял, что происходит. Он подумал, что ювелир дал ему сто рупий за покупку камня, а камень возвращает по ошибке, и сказал:
- Ты можешь оставить камень у себя, раз заплатил за него правильную цену.
Ювелир дружелюбно посмотрел и ответил:
- Сто рупий - не цена для этого камня. У меня нет денег, чтобы заплатить за него настоящую цену. Это только цена за один взгляд на камень, чтобы удостовериться в нём. Вот за это я и заплатил. Другими словами, этот камень такой драгоценный, что его невозможно купить.
Тогда ученик понял, насколько драгоценен этот камень. Один взгляд на него стоит сто рупий. Но кто заплатил эти сто рупий? Единственный ювелир, который знал настоящую цену камня. Другие практически ничего не предлагали, потому что они не знали его цены.
Божественное сокровище ценится слишком мало в этом мире. Людей, связанных только с этим миром, не волнуют Божественные сокровища, однако счастливчики собирают сокровища и пользуются их великолепием за пределами тела. Они не беспокоятся о мирских богатствах, а продолжают собирать Божественные. Драгоценностями в этом теле можно наслаждаться вечно самым наилучшим образом. Внутренние богатства Наама (Слова) так драгоценны, что чем больше вы наслаждаетесь, тем больше они увеличиваются. Что бы вы ни захотели, что бы вы ни пожелали, будет доступно вам. Такова контролирующая и снабжающая Сила Бога. Что бы вы ни попросили или ни пожелали, в чём бы ни нуждались, она даст вам всё.
Цена падишаха
Падишах Акбар очень любил и привечал умных людей. По этой-то причине его двор и прославился "девятью сокровищами".
Однажды собралась на дарбар вся знать: эмиры, раджи, махараджи. Все сидели на своих местах и слушали, как Бирбал докладывает падишаху о всевозможных исках и тяжбах, а падишах, внимательно его выслушав, решает и судит каждого по заслугам.
Наконец с делами было покончено, и все заговорили, кто о чём. Один придворный втайне давно "точил зуб" на Бирбала и в этот день задумал посрамить его. Он учтиво попросил падишаха:
- Шахиншах! Позвольте мне спросить?
Падишах позволил.
- Покровитель бедных! - начал придворный. - Сегодня мне довелось услышать на улице странный разговор. Один богач сказал своему слуге: "Ты, видно, ни на что не годен. Очень уж ты глуп". На что слуга смиренно ответил: "Господин купец! Хотя я ваш слуга, осмелюсь всё же сказать, что не умеете вы ценить человека. Подумайте немного, и сами поймёте, как я вам полезен". Услышав это, я очень удивился. В самом деле, какова же цена человеку? Владыка мира! Сделайте милость, рассейте мои сомнения.
Выслушав придворного, падишах задумался, но не сумел ответить на вопрос. А мысли в голову полезли беспокойные: "Сегодня слуга купца так говорит, а завтра кто-нибудь из моих вельмож, чего доброго, скажет: "А кто такой падишах? Не потому ли он сидит на троне, что мы сами его туда посадили?" Что я отвечу? Надо сейчас же потребовать, чтобы они определили мне цену".
Акбар повторил в совете вопрос придворного и вдобавок спросил, какова же цена ему самому, падишаху?
Советники и придворные опешили, не знали, что ответить. Тогда один старик, из завистников Бирбала, сказал:
- Покровитель бедных! Из всех нас один лишь Бирбал так велик умом, чтобы ответить на ваш вопрос.
- Можешь ли ты сказать, Бирбал, сколько я стою и какой имею вес? - спросил Акбар.
Но Бирбал, воздев руки к небу, воскликнул:
- Владыка мира! Как я могу что-то или кого-то оценивать? Это дело ювелиров, они ведь хорошие оценщики. Прикажите позвать купцов, ювелиров, менял, ростовщиков со всего города.
Старик метил поймать в ловушку Бирбала, но, по милости мудрого Бирбала, сам попался в западню: он как раз был ювелиром.
По приказу падишаха во дворец созвали самых искусных ювелиров, менял, ростовщиков со всего Дели. Они изрядно перепугались, получив вдруг приказ явиться во дворец.
Речь к ним держал Бирбал:
- Господа ювелиры, менялы, ростовщики! Вас созвали для того, чтобы вы сообща решили, какой вес имеет падишах и сколько он стоит?
Ювелиры онемели, услышав такой вопрос. Оценить простого смертного - ещё куда ни шло, но как можно определить цену и вес падишаха? Наконец старейшина общины ювелиров взмолился:
- О покровитель бедных! Как только мы получили ваш приказ, тотчас же поспешили сюда, и сердца у нас трепещут от страха, никак в себя не придём. Если бы нам предоставили срок, мы бы спокойно посоветовались и дали ответ.
Падишах внял просьбе старейшины и даже велел Бирбалу помочь им. Бирбал увёл ювелиров и менял к себе. Там они долго судили, рядили, но так ничего и не придумали. Под конец Бирбал сказал:
- Это дело непростое, и сразу нам его не решить. Тут нужно время. Давайте попросим у падишаха пятнадцать дней сроку. Тринадцать дней будем размышлять в одиночку, а на четырнадцатый соберёмся у меня. Каждый скажет своё слово, составим сообща ответ и на пятнадцатый день доложим о нём падишаху. Уж за это время какое-то решение непременно найдётся.
Бирбал был единственной опорой ювелиров, ведь никто из них не мог с ним умом равняться. Они согласились с Бирбалом и вернулись в совет. Все уселись на свои места, а старейшина встал и сказал:
- Покровитель бедных! Мы не пришли к единому решению, дайте нам ещё пятнадцать дней сроку на раздумья.
- Да будет так, - ответил падишах. - Идите, даю вам ещё пятнадцать дней.
Ювелиры были совершенно расстроены. Ведь речь шла об их жизни, так недолго и головы лишиться. Теперь они ни днём не знали покоя, ни ночью - сна. И у Бирбала на душе было неспокойно, но уже через два дня он придумал, как поступить. Отправился он на монетный двор и приказал отлить один золотой мохур на одну ратти тяжелее обычного. Вскоре монета была готова, и Бирбал положил её в кошелёк.
На четырнадцатый день ювелиры собрались в доме Бирбала, и он сказал:
- Приходите завтра в назначенное время во дворец и принесите с собой весы. Там вы увидите кошелёк с золотыми монетами. Вынимайте монеты по одной и взвешивайте. Ту, что окажется тяжелее, чем положено, отложите в сторону. Её возьмёт старейшина, положит к ногам падишаха и скажет: "Владыка мира! Вот эта монета - ваша цена". Когда падишах спросит: "Неужели цена мне - одна эта монета?", старейшина должен ответить: "Ваше величество! Как эта монета на одну ратти тяжелее других монет, так и вы на одну ратти весомее, чем другие люди". Если после этого падишах задаст ещё вопросы, вы будете отвечать сообразно их смыслу.
Все обрадовались совету Бирбала и разошлись по домам. Впервые за всё время к ним в эту ночь пришла надежда сохранить свою жизнь, а с ней вернулся и сон.
На следующий день все отправились во дворец.
Падишах сгорал от нетерпения - очень ему хотелось узнать себе цену. Он приказал поставить в саду за городом огромный навес, чтобы хватило места для всех жителей Дели - от простого люда до именитых купцов и ростовщиков.
В назначенный час начался дарбар. Народу собралось много, все уселись на свои места - по чинам и званиям.
Посередине шатра стоял трон падишаха, а напротив были оставлены места для ювелиров.
Бирбал вошёл первым, а чуть позже появились и ювелиры. Их рассадили полукругом, а перед ними положили кошелёк с золотыми монетами.
Потом всё пошло как по писаному, каждый ювелир вынимал из кошелька по одной монете, пробовал на зуб, проверял на звон, клал на весы и взвешивал. Много монет уже побывало на весах, как вдруг один ювелир закричал:
- Вот она, вот она! Она самая!
Тут поднялся старейшина общины, взял монету, положил её к ногам падишаха и сказал:
- Цена его величества падишаха определена! Падишах поднял монету и спросил удивлённо:
- Неужели цена мне - одна эта монета?
- Да, ваше величество, - степенно ответил старый ювелир. - И таков же ваш вес, ваше величество. Эта монета весит на одну ратти больше, чем другие монеты, и тем, стало быть, отличается от всех. Владыка мира! Мы, обычные люди, - простые монеты, в то время, как вы ни с кем не сравнимы, подобны этой большой золотой монете.
- Так что же, разница между мной и простыми смертными - всего-навсего ратти?
- Да, покровитель бедных, без сомнения! Разница между вами и вашими подданными в одном: они созданы, чтобы жить под вашей властью, а вы - чтобы держать их в повиновении. Как вы - лучший среди людей, так и эта монета лучше остальных золотых. Значит, эта золотая монета и есть ваша цена.
Падишаху пришлись по душе речи старика, он велел наградить его и других ювелиров тоже.
Старейшина возблагодарил в душе Бирбала, а все ювелиры и менялы, довольные, сделали салам и разошлись по домам.
Дарбар окончился.
Чашка и иголка
Когда Тируваллувар, знаменитый тамильский святой и поэт, автор бессмертного произведения "Курал", садился за еду, он всегда клал рядом с тарелкой иголку и ставил маленькую чашку с водой. Хозяин дома как-то спросил его, зачем нужны ему эти предметы, и тот ответил:
- Пища не должна пропадать зря. Каждая крошка имеет ценность. Иногда зёрнышки варёного риса или маленькие кусочки тушёных овощей падают с тарелки, когда я ем. Тогда я подбираю их с пола иголкой, прополаскиваю в чашке с водой и съедаю.
Какой великий урок для тех, кто выбрасывает оставшуюся пищу!
Человек в магазине сладостей
Деревенский житель приехал в город и увидел магазин со сладостями, полный всяких сортов конфет. Он подошёл к владельцу магазина, указывая пальцем на конфеты. Хозяин спросил:
- Что ты делаешь? Что это значит?
Селянин сказал:
- Я хотел узнать, видишь ты или нет. Весь магазин завален конфетами, а ты не ешь их, поэтому я и подумал, что ты слеп, раз не ешь все эти сладости.
Владелец произнёс:
- Знаешь, я мог бы съесть их, но тогда я страдал бы от очень большого убытка.
Селянин ответил:
- Ну ладно, если ты страдаешь от убытка, не ешь их. Позволь мне страдать, я буду есть их.
Человек под банановым деревом
Однажды человек лежал под банановым деревом, которое было очень-очень большим, но плоды на нём были маленькими.
Возле дерева росло маленькое растение, с которого свисали большие огурцы.
Человеку пришло на ум, что Бог воистину несправедлив к этим созданиям. Очень большое дерево имеет маленькие плоды, в то время как маленькое растение приносит большие плоды.
Пока он размышлял, банан упал с дерева и ударил его по носу. От боли у него выступили слезы, и он был благодарен Богу за то, что на этом дереве не росли большие плоды.
Человек с ношей на пальме
В Индии есть заслуживающий особого внимания класс отрёкшихся. Члены этого класса всегда носят свои немногочисленные пожитки с собой: некоторую утварь и одежду. У них есть только то, что они носят на себе. Они всегда держат эти вещи привязанными к себе, как солдаты на войне.
Один из таких отрёкшихся как-то взбирался на пальму. Финиковые деревья очень высокие. И он взбирался на него, чтобы поесть фиников.
Его спросили:
- Зачем ты берёшь с собой свой багаж, залезая на дерево? Ты можешь оставить его на земле, тебе будет легче взбираться на пальму.
Он ответил:
- Разве ты не понимаешь? Если Бог позовёт меня, а я буду на вершине дерева, то мне придётся возвращаться за своим багажом и затем идти к нему. А так я всегда готов, если он позовёт меня. Я сразу могу идти к нему прямо с дерева, и мне не придётся спускаться за своим багажом. Поэтому я всегда готов.
Четыре дурака
Однажды падишах проводил время в беседе с Бирбалом, и вдруг ему в голову пришла мысль: "На свете нет числа дуракам, но мне хочется увидеть четырёх самых глупых, чтобы глупее их никого не было".
- Бирбал! Сыщи мне четырёх глупцов, да таких, чтобы глупее их никого не было.
Бирбал пошёл исполнять приказ Акбара. Шёл он, шёл по дороге и вышел за городские ворота. Вскоре Бирбалу встретился человек, который не шёл, а бегом бежал. В руках человек держал блюдо со сладостями и бетелем, лицо его светилось радостью.
- Почтенный, куда это ты спешишь, от радости ног под собой не чуя? И кому несёшь все эти вкусные вещи? Задержись ненадолго и открой мне свою тайну, - сказал Бирбал.
Сначала человек отказался, боясь опоздать, но Бирбал стал настаивать, и тот нехотя ответил:
- Я действительно опаздываю, но раз вы так просите, придётся объяснить. Моя жена вышла замуж за другого. Она родила от него ребёнка, и как раз сегодня они празднуют двенадцатый день его рождения (на двенадцатый день исполняются торжественные обряды). Меня пригласили на праздник, и я несу подарки.
Бирбал назвал себя и задержал человека.
- Иди со мной. Когда я отпущу тебя, пойдёшь своей дорогой.
Человек испугался, услышав имя Бирбала, и волей-неволей пришлось ему идти с ним.
Пошли они вдвоём по дороге. В скором времени встретился им человек верхом на кобыле, державший на голове охапку травы. Бирбал спросил у всадника:
- В чём дело, братец, почему ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле?
- Видите ли, какое дело, ваша милость, кобыла у меня жеребая, а в такое время её негоже тяжело нагружать. Ведь она уже везёт меня, разве этого мало?
Бирбал и этого человека привёл к падишаху.
- Владыка мира! Вот все четыре дурака и в сборе.
- Но я вижу только двух, - ответил падишах.
- Третий - это вы, ваше величество, которому невесть зачем понадобилось увидеть таких редкостных глупцов, а четвёртый - я, который разыскал их и привёл к вам.
Ответ Бирбала рассмешил падишаха, а когда он узнал о глупых поступках тех двух, то хохотал до слёз.
Четыре охотника и слон
Жили некогда четыре брата, звали их Меткий, Зоркий, Длиннорукий и Большезадый.
Собрались однажды братья охотиться на слонов. Было у них одно ружьё и один патрон. Однако Меткий сказал:
- Я с первого выстрела убью слона, не сомневайтесь.
Сели они в лодку, положили ружьё и патрон на скамеечку и поплыли вверх по реке. Плыли они, плыли, и тут Большезадый качнул лодку. Единственный патрон скатился со скамейки и пошёл на дно. Один Зоркий заметил это.
- Стойте! - сказал он братьям. - Мы уронили в реку наш патрон. Я вижу его на дне реки.
Остановили лодку. А что дальше делать? Тут Меткий и говорит:
- Длиннорукий, это твоя забота! Достань патрон. Иначе нам охотиться не с чем.
Сунул Длиннорукий руку в воду и достал патрон со дна реки. Подул на него и положил на солнце сушиться. А братья взялись за вёсла и поплыли дальше.
Вдруг Зоркий сказал:
- Братья, смотрите! Вон на том берегу в кустах стоит слон.
Меткий охотник зарядил ружьё, вскинул его к плечу, прицелился и выстрелил. Слон упал, поражённый насмерть. И тут Зоркий заметил большую толпу охотников из чужого племени. Они бежали к слону, размахивая копьями, и что-то кричали.
- Братья! - сказал Меткий. - Надо перетащить слона на другой берег и спрятать, а то у нас отнимут добычу. Длиннорукий, это твоя забота!
Привстал Длиннорукий, схватил слона левой рукой за хобот, дотащил до лодки, а потом правой рукой бросил его на другой берег.
Но охотники уже были близко. Они кричали, что это их слон, потому что он жил на земле, где они охотятся. Они кричали, что братья воры, потому что убили слона и перетащили его на тот берег.
- Какой слон? - ответил Большезадый. - Где вы видите слона? Переправляйтесь, ищите. Если найдёте, слон ваш.
Но пока охотники переправлялись через реку, братья успели причалить к берегу. Длиннорукий оттащил слона в яму среди кустов, а Большезадый сел сверху и накрыл своим задом и яму и слона.
Долго рыскали вокруг охотники из чужого племени. Знали они, что братья убили слона, но найти его не могли. А братья сидели вокруг Большезадого и посмеивались.
Наконец устали охотники и ушли ни с чем.
Вернулись братья к себе в деревню и заспорили: кто из них сделал больше всего, кому лучший кусок от слоновой туши достанется.
- Я заметил патрон на дне реки, я увидел на берегу слона и чужих охотников, - сказал Зоркий, - без меня ничего бы вы не добыли!
- Я достал патрон со дна реки, я перенёс слона на другой берег, - сказал Длиннорукий, - без меня бы вам ничего не досталось.
- Я убил слона одной пулей, - сказал Меткий, - если бы не я, вам нечего было бы и делить.
- А я сел на слона и спрятал его, - сказал Большезадый, - если бы не я, охотники из чужого племени отняли бы нашу добычу, и тогда выходит, Зоркий зря смотрел, Длиннорукий зря тратил силы, а Меткий зря стрелял. Остались бы мы ни с чем!
Долго спорили братья и наконец решили пойти к вождю. Каждый доказывал, что сделал больше других. Выслушал вождь всех братьев и сказал:
- Все вы сделали, что могли, на этой охоте. Но слон - самый большой зверь на земле, и тот, кто сумел сесть на него и скрыть его от глаз охотников своим задом, - сделал больше всех. Такое не каждый может!
Что важней всего просить у Бога
У одного богатого человека была дочка с плоским носом. Отец хотел выдать её замуж. В дом стали приходить женихи, но, увидев её нос, тут же удалялись, хотя всех и привлекало её богатство. Отец, отчаявшись, объявил, что даст много денег тому, кто женится на его дочери. Жениха кое-как нашли и сыграли свадьбу. Оба супруга отличались набожностью, и после свадьбы совершили ряд паломничеств и омовений в священных реках и посетили много храмов.
Как-то раз они встретили святого, сказавшего им, что только тот, кто сотворил этот нос, сможет сделать его нормальным. Хотя новобрачные и были богаты, счастливы они не были. Молодая женщина видела, как люди потешаются над её носом. Она предложила мужу отправиться вдвоём в Гималаи, где совсем безлюдно и где бы она могла провести месяц, обращаясь с молитвами к Богу. Муж согласился.
У неё было огромное желание обрести красивый нос, и, попав в Гималаи, она стала молиться Богу с великим рвением. Бог явился перед ней и спросил, чего она желает. Она попросила в качестве дара красивый большой нос.
- Да будет так, - сказал Бог и одарил её Своей милостью.
Как только Бог удалился, она взглянула на свое лицо. Увидев большой нос, она поняла, что стала ещё уродливей, чем прежде. Она вновь начала истово молиться, и Бог явился снова и спросил, чего она хочет на этот раз. Она сказала, что ей не нужен такой большой нос. Бог ответил:
- Да будет так.
И она тут же обнаружила, что её нос полностью исчез.
Что есть такое, что нельзя получить от меня?
Один человек, посвящённый Баба Саваном Сингхом, обладал некими тайными силами, которые он приобрёл до Посвящения, потому что занимался другими практиками. Под его контролем находились некоторые души, которых он призывал выполнить для него работу. По характеру он был сердитым человеком и обычно часто ссорился с людьми. Тогда он прибегал к помощи этих душ, чтобы мучить других людей. Вот как он использовал свой "дом-кладовую" с душами. Но после Посвящения он потерял связь с ними.
Однажды он особенно расстроился из-за того, что потерял контакт с этими душами. Он сидел, пытаясь вызвать их, и вдруг все души предстали перед ним. Затем между душами и посвящённым появился Мастер. Лицо Мастера было обращено к душам, и он спросил их:
- С какой целью вы здесь? Почему вы пришли сюда?
Он велел им удалиться и не сметь никогда возвращаться вновь. Души исчезли. Затем Мастер повернулся к посвящённому и спросил его:
- По какой причине ты вызываешь эти души? Что есть такое, что нельзя получить от меня? Почему ты стараешься наладить связь с этими душами? Скажи мне!
Посвящённый был ошеломлён и ничего не мог вымолвить в ответ. Он попросил прощения у Мастера, осознав, что действовал неправильно.
Что нужнее всего в бою
Однажды Акбар спросил Бирбала:
- Что нужнее всего в бою?
Бирбал ответил:
- Повелитель Вселенной! Нужней всего мужество!
- А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - сказал Акбар.
- Государь! Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил Бирбал.
Чувство усталости без ходьбы
Гуру Нанак и несколько его учеников ходили пешком в город. Стоял очень жаркий летний день, точнее, полдень. Они очень устали и присели немного отдохнуть в тени дерева. Им встретились четыре человека, несущих носилки с мужчиной, и они также испытывали жару. Они подошли и поставили носилки. Человек, сидевший на носилках, очень устал и сетовал, что путешествие было очень длинным и утомительным. Носильщики подошли к нему, сделали массаж и оказали все виды услуг.
Последователи Гуру Нанака спросили:
- Мастер, что там происходит? Люди, которые бежали и несли человека на своих плечах, не устали. А человек, сидевший на носилках, не пройдя и ярда, чувствует себя таким уставшим, что ему требуется так много служения? Те, кто нёс его, должны больше устать, потому что спешили, но они не чувствуют усталости.
Мастер пояснил:
- Вам неизвестно то, что человек, который находится сейчас на носилках, чувствует себя уставшим, не пройдя и ярда, потому что он устал в предыдущей жизни, в своей последней жизни, а теперь отдыхает!
Затем ученики спросили:
- А что вы скажете о носильщиках?
Мастер ответил:
- Они отдыхали и наслаждались в прошлой жизни и теперь не нуждаются в отдыхе!
Чудо-камень
Однажды вечером падишах с Бирбалом выехали верхом на прогулку. Вдруг случайно взгляд падишаха упал на одинокую старуху - она стояла у дороги и держала в руках меч в старинных ножнах. Падишах, заинтересовавшись, повернул коня и подъехал к ней.
- Скажи, что это у тебя за меч?
- Покровитель бедных! - ответила старуха кротко. - Я хочу его продать. Давным-давно он у меня дома валяется, а сейчас пришла нужда, есть нечего стало, вот я и вынесла его на продажу.
Падишах вынул оружие из ножен и стал разглядывать. Увы, меч никуда не годился: его разъела ржавчина, лезвие было зазубрено… Падишах вернул его старухе, а она так уставилась на меч, будто впервые его увидела.
- Что случилось? - удивился падишах. - Изменился твой меч, что ли?
- О владыка мира! В том-то и дело, что не изменился! Слышала я, что стоит только чудо-камнем дотронуться до железа, как оно станет золотом. Но вот чудо-камнем - вашей рукой - дотронулись вы до моего железного меча, а он почему-то остался таким, как прежде. Вот это меня и удивило.
Падишах понял намёк и приказал выдать находчивой старухе из казны столько же золота, сколько весил её меч.
Бирбал невозмутимо стоял рядом, а в сердце его радостью отозвались и мудрые слова старой женщины, и щедрость падишаха.
Чьё дерево манго!
Пришёл к Бирбалу крестьянин по имени Кешав и пожаловался:
- Господин визирь! Я посадил манговое дерево, поливал его много лет. И вот, божьей милостью, в этом году дерево уродило. Увидал плоды мой сосед Пемла, пожадничал и затеял ссору со мной - говорит, будто это его дерево. Можно ли надеяться, ваша милость, что вы рассудите нас по справедливости и накажете соседа за жадность?
С большим вниманием слушал крестьянина Бирбал, затем отпустил и приказал опять прийти завтра. Тут же Бирбал велел позвать крестьянина Пемлу.
- Пемла! Чьё это манговое дерево на полянке? Оно в этом году первый раз зацвело и принесло плоды.
- Ваша милость! Это дерево - моё. Семь лет подряд я его поливал, выхаживал, а когда нынче появились плоды, то староста Кешав позарился - моё, говорит, дерево. Вы для нас как отец родной, решите дело по правде.
- Так. Теперь скажи, кто сторожит дерево?
- Защитник бедных! Мы оба вместе наняли сторожа, он и сторожит, да и сами мы всё время ходим туда, поглядываем.
Бирбал отпустил Пемлу и призвал к себе сторожа.
- Кто нанял тебя сторожить манговое дерево?
- Защитник бедных! Я только два месяца сторожу. Наняли меня двое - Кешав и Пемла, а кто из них хозяин, я не знаю.
Бирбал продержал весь день сторожа у себя, а вечером сказал ему:
- Ступай сейчас к Кешаву, а потом к Пемле и каждому скажи так: "К твоему манговому дереву пришли грабители, хотят обобрать все плоды, иди спасай дерево". Но, - добавил Бирбал строго, - гляди! Ни слова лишнего не вымолви. Скажешь, что велено, и тотчас иди домой. Для проверки я пошлю с тобой двух человек.
У сторожа от сердца отлегло, от радости он ног под собой не чуял. Беднягу весь день трясло от страха - кто знает, что с ним визирь сделает?
Бирбал приставил к сторожу двух солдат и наказал им тайком приметить, что он скажет Кешаву и Пемле, что те ответят, что станут делать, а потом прийти и про всё ему, Бирбалу, рассказать.
Сперва все трое пошли к Кешаву, но не застали его дома. Тогда сторож позвал его жену и сказал:
- Когда Кешав придёт, скажи ему: "К манговому дереву пришли разбойники, хотят обобрать плоды, иди спасай дерево".
- Ладно, - ответила жена Кешава, - как он придёт, сразу же скажу, что вы велели.
Один солдат спрятался возле дома Кешава.
Сторож пошёл к Пемле, но его дома не было, и сторож повторил те же слова его жене, а потом ушёл домой.
Другой солдат незаметно пролез в какой-то закуток и стал ждать Пемлу.
Вскорости Кешав воротился домой, и жена повторила ему наказ сторожа.
- Пропади оно пропадом, это дерево, - сердито отозвался Кешав. - Что мне до него? Моё оно, что ли? Я нарочно завёл эту свару, хотел позлить Пемлу, выгорит - хорошо, а не выгорит - ну и ладно! Охота была ночью, в потёмках, бежать и ввязываться в драку из-за дерева.
Солдат ни слова не пропустил из речей старосты и поспешил к Бирбалу, чтобы поведать обо всём, что услышал. Пока он был в пути, воротился домой Пемла. Только ступил ногой на порог, как жена пересказала ему слова сторожа. Пемла схватил оружие и - за дверь. Жена хотела подать ужин, но он и слушать не стал.
- Я тут буду рассиживаться, а там разграбят моё добро - ведь семь лет трудился, дерево выхаживал, - сказал он жене. - Нет, побегу скорей, поесть успею, когда справлюсь и приду домой. А коли пропадёт мое манго, то и кусок в горло не полезет.
Побежал Пемла к дереву и не вспомнил, что на дворе ночь, ни зги не видно.
И другой солдат вышел из потайного места и заспешил к Бирбалу. Оба солдата рассказали визирю подробно про всё, что видели и слышали.
Назавтра пришли оба крестьянина к Бирбалу.
- Братцы, расследовал я ваше дело и узнал, что оба вы - хозяева того дерева, и потому решение моё таково: соберите с него плоды, разделите поровну меж собой, а потом дерево срубите и дрова тоже разделите на двоих - пополам. Ступайте исполняйте, что сказано.
Обрадовался Кешав такому приговору, а Пемла даже в лице переменился.
- Ох, ваша милость! - сказал он с обидой в голосе. - Да разве можно так делать! Ведь плоды манго ещё маленькие, совсем неспелые, что пользы их срывать? И зачем вы хотите убить дерево? Уж раз такая ваша воля - отдайте его хоть Кешаву, только не губите манго понапрасну…
Больше Пемла не мог ни слова вымолвить, комок подкатил к горлу.
Тут визирь сделал знак солдатам - дать плетей Кешаву. Староста струсил и взмолился:
- Господин советник! Не бейте меня, винюсь - дерево не моё, а Пемлы.
Так Кешав сам признался в обмане. А Бирбалу только того и надо было. Он вынес решение, что дерево - Пемлы, Кешаву же велел дать наказание по заслугам.
Чья невеста!
Жил в одной стране богатый купец по имени Дханапал, и хоть занимался он торговлей, но славился своей честностью и добротой. За то и люди его уважали, и богиня богатства Лакшми поселилась в его доме. А когда в семье родилась дочь, красотой и достоинствами она превосходила саму богиню с её тридцатью двумя благородными качествами. Поэтому нарекли её в честь богини Лакшми-деви. Кроме маленькой дочери у Дханапала было трое взрослых сыновей, которые помогали ему в торговом деле. Долго семейство купца жило дружно и счастливо, не зная никаких бед. Только стала с некоторых пор жена Дханапала вдруг худеть и бледнеть, будто грызла её злая тоска. Долго купец допытывался у своей жены, что тревожит бедную женщину, и призналась она ему, что беспокоит её судьба единственной дочери. Вот если бы Лакшми-деви вышла счастливо замуж, материнское сердце перестало бы страдать.
Дханапал, очень любивший свою жену, обещал ей без промедления устроить судьбу дочери. И, верный своему слову, на следующее же утро велел своим сыновьям ехать на север, восток и запад подыскивать жениха для сестры, а сам с той же целью отправился по южной дороге. Стали отец и братья повсюду искать жениха для Лакшми-деви. Слава о красоте её гремела по всей стране, поэтому в женихах недостатка не было. Все молодые люди только и мечтали о такой прекрасной невесте. Гораздо труднее было подыскать ей самого достойного. Но в конце концов и отец и братья каждый остановил на ком-нибудь свой выбор и договорился о дне свадьбы. И по воле случая все назначили один и тот же день.
Первым вернулся домой сам купец. Он радостно сообщил жене, что жениха подыскали и день бракосочетания уже назначен, поэтому в доме тут же начались приготовления к свадьбе К этому времени вернулись из своих странствий и сыновья купца. Они увидели, что в доме во всём разгаре свадебные приготовления и свадьба эта должна состояться в назначенный ими день, и никому из братьев даже в голову не пришло, что родители ещё не знают об их выборе. Как и все в доме, занятые по горло, они не удосужились выбрать времени поговорить между собой. И никто из них не ведал, что в назначенный день в дом прибудут сразу четыре жениха с четырёх сторон света.
Наконец всё было готово: собрались соседи, прибыли родственники и знакомые; особое угощение поджидало жениха и его родню… И вот в один и тот же час с четырёх сторон света к дому купца стали приближаться свадебные процессии - джанти. Отовсюду слышались звуки музыки. Процессии остановились, и в дом вошли четыре жениха, каждый в окружении своей свиты.
Что делать? Растерялись и родители, и братья. Первой пришла в себя невеста. Она приказала подать угощение и для женихов, и для гостей, и для всех, кто прибыл издалека. Чего-чего, а угощать в доме умели, так что всё пока шло гладко. Но близилось время свершения свадебного обряда. По обычаю, невесту должны отдавать жениху перед священным огнём. И вот разложили брахманы костёр; начали читать священные гимны и бросать в огонь рисовые зёрна. Теперь оставалось только связать священной нитью пальцы жениха и невесты. Но не могла же Лакшми-деви стать женой четырёх женихов!
Между тем никто из них не хотел уступать обещанной ему девушки. Тогда невеста сказала:
- О достойные юноши! Только одному из вас мой отец может отдать меня в жёны. Но собралось вас тут четверо, а я ведь одна. Подумайте хорошенько и попытайтесь решить миром, кому из вас я достанусь. Если никто не хочет отказаться от меня, дозвольте мне самой поискать выход и сделать то, что я считаю самым благоразумным.
Но разве откажется кто-нибудь добровольно от такой красавицы! И попросили женихи девушку поступить так, как она считает разумным. А невеста уже всё обдумала и решила. Поклонилась Лакшми-деви отцу с матерью и старшим братьям, обошла вокруг костра и прыгнула в огонь.
Потрясённый гибелью невесты, один из женихов подумал: "Как можно жить на свете, когда знаешь, что невольно стал причиной смерти другого. Теперь собственная жизнь станет мучением. Единственный выход - пойти вслед за невестой. Коль не суждено на земле мне соединиться с ней, так найду я её на том свете". И он тоже прыгнул в огонь.
Другой жених после смерти Лакшми-деви решил вечно странствовать по свету и посвятить свою жизнь памяти покойной невесты.
Третий жених преспокойно отправился домой и женился на другой девушке - какие могут быть обязательства перед умершей, коль она не стала его женой?
И только последний жених не хотел уступать судьбе и решил вырвать у неё свою невесту, каких бы трудов и лишений ни стоило ему это. Преисполнившись столь благостным намерением, юноша отправился в путь. Однажды он попал к одному учёному брахману, а тот давно намеревался посетить святые места, да никак не мог собраться, потому что не на кого было оставить дом. Принял он молодого странника и попросил его вести хозяйство, пока они с женой будут по святым местам ходить; обещал вернуться через четыре месяца и посоветовал изучить по его книгам тайные заклинания - мантры.
Однажды юноше в руки попалась книга, где было написано, как даровать второе рождение умершему. Несказанно обрадовался он, надеясь вернуть свою невесту к жизни. Через четыре месяца, когда возвратился домой брахман, он вручил ему ключ от дома и тут же отправился на родину Лакшми-деви. Он отыскал то место, где в день свадьбы горел огонь священного костра, и принялся читать магические заклинания. Как только он произнёс последнее слово заклинания, перед ним предстала Лакшми-деви, но вместе с девушкой из мёртвых восстал и жених, который прыгнул вслед за нею в огонь.
И снова разгорелся спор за невесту, теперь два жениха не могли решить, кто из них достоин её руки? Тот, кто отдал свою жизнь за девушку, или тот, кто оживил её? Пока они спорили, появился и третий жених, который странствовал по свету, повторяя имя Лакшми-деви. Претендентов на невесту было уже трое. Сами они, конечно, опять не могли решить свой спор. И Лакшми-деви на сей раз не знала, как ей поступить. Решили они тогда пойти на суд к радже княжества Горкха.
Когда раджа узнал о случившемся, он приказал собрать во дворце всех судей своей страны. Рассказали им о своём споре женихи Лакшми-деви и попросили рассудить их по справедливости.
Долго совещались судьи и наконец объявили женихам:
- О юноши! Нет ничего неестественного в том, что вы трое хотите жениться на такой красивой девушке, как Лакшми-деви, и уже многим пожертвовали ради неё. Если бы вы обратились к нам раньше, когда Лакшми-деви советовала вам поладить между собой, вам не пришлось бы напрасно страдать. Но только теперь вы призвали на помощь суд, и мы, судьи, исходя из нынешнего положения, выносим такое решение.
Первое. Жених, который следом за невестой прыгнул в огонь и отправился на тот свет, мог претендовать на руку Лакшми-деви только в первом рождении. Во втором же рождении они связаны между собой родственными узами. Теперь они близнецы, а закон запрещает брак между братом и сестрой.
Второе. Человек, который дал вторую жизнь Лакшми-деви, также не может стать её мужем, поскольку теперь он является её отцом. И судьи раджи княжества Горкха не могут дать своё разрешение на такой брак.
Третье. Исходя из всех этих обстоятельств, судьи пришли к единодушному заключению, что женихом Лакшми-деви может стать лишь единственный из трёх претендентов, который посвятил свою жизнь памяти погибшей и странствовал по свету, произнося имя Лакшми-деви. Этим он доказал свою верность и преданность законной невесте.
Все сочли решение суда справедливым, и прекрасная Лакшми-деви вышла наконец замуж
Шакал-свидетель
Как-то раз один торговец ехал по своим делам верхом на лошади. По дороге увидел он шакала, увязшего в болоте. Шакал тоже заметил торговца и стал просить вытащить его из болота.
- Шакалы - известные обманщики, - ответил торговец. - Не стану я тебя вытаскивать.
Но шакал начал смиренно умолять его:
- Нет-нет, братец, не думай плохого о нас, шакалах. Сделай милость, вытащи меня. Я тебе пригожусь, когда ты сам в беду попадёшь.
Торговец вытащил шакала и поехал дальше. Прибыв в город, он остановился на ночлег у одного маслодела. Лошадь свою торговец привязал возле дома у коновязи, а сам всю ночь спокойно спал.
На другой день маслодел чуть свет вышел из дома, отвязал лошадь торговца, сел на неё верхом и собрался ехать.
Случайно в это самое время вышел из дома и торговец. Увидев маслодела, он закричал:
- Эй, брат, куда же ты поехал на моей лошади?
- Это моя лошадь, - ответил маслодел.
- Нет, моя. Я на ней вчера сюда приехал.
- Неправда! Знаешь ли ты, что моя коновязь каждый год родит по лошади? Эту лошадь она родила нынешней ночью.
- Вах! - удивился торговец. - Где это видано, чтобы коновязь родила лошадь?!
- А почему бы и нет? Вот у меня как раз такая коновязь. Если не веришь, спроси у соседей.
В этом квартале жили одни мошенники, а маслодел был у них за главного. Позвал он соседей, и все они подтвердили слова маслодела. Что было делать бедняге торговцу! Пошёл он в суд искать справедливости у судьи.
Судья позвал мошенника-маслодела. Тот выставил в свидетели всех своих соседей-мошенников, и те как один показали, что коновязь маслодела каждый год родит по лошади. А ту лошадь, которую торговец называет своей, коновязь как раз и родила прошлой ночью.
Тогда судья велел торговцу выставить своих свидетелей. Торговец вспомнил про спасённого им шакала, разыскал его и отправился с ним в суд. По дороге шакал сказал:
- Я лягу спать на веранде, а ты, смотри, не буди меня.
Дошли они до суда. Шакал улёгся на веранде, а торговец вошёл в помещение и обратился к судье:
- Мой свидетель явился.
Судья велел служителю привести этого свидетеля. Служитель стал звать шакала, но тот не отзывался. Тогда служитель вышел на веранду и увидел, что шакал спит. Он растолкал его:
- Что ты здесь делаешь? Разве в суде можно спать? Иди, тебя вызывает судья!
Шакал поднялся и предстал перед судьёй.
- Ты что же это, ночью не спал, что ли, если здесь заснул? - спросил судья.
- Саркар (господин), - ответил шакал, делая вид, что протирает глаза, - нынче ночью в одном пруду случился очень большой пожар. Все рыбы в пруду сварились. Вот я целую ночь и просидел на берегу, вылавливал варёную рыбку и ел.
- Что ты болтаешь? - рассердился судья. - Виданное ли дело, чтобы в воде случился пожар?
- А как же вы, ваша милость, верите маслоделу? Разве неживая коновязь может родить живую лошадь? - спросил шакал.
"Верно", - подумал судья и приказал стражникам:
- Схватите маслодела, а торговцу верните лошадь и отпустите его домой.
Шамтисру - мирный человек
Слова часто расходятся с делом.
Жил один человек, чьё имя было Шамтисру, то есть Мирный.
К нему пришёл гость и спросил:
- Пожалуйста, дорогой Святой, позвольте узнать, как вас зовут?
Он ответил, что его зовут Шамтисру, то есть Мирный. Через десять минут человек снова обратился к нему:
- Пожалуйста, повторите своё имя.
Тот опять назвал своё имя.
Через десять минут человек в третий раз попросил его:
- Я забыл ваше имя. Пожалуйста, не могли бы вы ещё раз повторить его?
Он ответил:
- Я уже дважды говорил тебе. Моё имя Шамтисру, Мирный!
- Хорошо, хорошо, - сказал человек. Но через пять минут он снова спросил. Теперь Шамтисру пришёл в ярость. Выкрикивая своё имя, он взял в руку большую палку и прогнал гостя прочь.
Убегая, человек сказал:
- Теперь-то я понял. Твоё настоящее имя Сердитый Человек, Горячий Человек!
Эгоизм и Бог несовместимы
В Махабхарате есть одна небольшая история. Для того чтобы привлечь к себе Кришну, Сатьябхама, одна из Его жён, пошла к Нараде и попросила указать ей самый простой и быстрый способ, с помощью которого она сможет достичь своей цели. Нарада знал, что Сатьябхама очень эгоистична, а эгоизм никогда не поможет в делах, касающихся Бога.
Нарада хотел преподать Сатьябхаме урок, сказав, что ему известно, каким способом можно привлечь Кришну на её сторону. Это ритуал, по которому она отдает своего мужа кому-то в качестве дара, а затем выкупает его за деньги, вес которых равен весу Господа. Нарада сказал, что, если она пройдет через этот ритуал, Кришна будет принадлежать ей одной.
Сатьябхама соблазнилась этим планом. Следуя ритуалу, она отдала Кришну в дар Нараде, чтобы затем получить Его обратно. На одну чашу весов она заставила сесть Кришну, на другую положила все свои драгоценности, но они не перетянули Кришну! Нарада ухватился за эту ситуацию и сказал Сатьябхаме, что, коль она не может дать золота, равного весу Кришны, он забирает Кришну и с этого дня Он ей больше не принадлежит, а будет принадлежать ему. Сатьябхама тогда подумала о Рукмини (второй жене Кришны) и пошла искать её.
Она нашла её совершающей туласи-пуджу (обряд поклонения с листьями священного базилика). В руке Рукмини держала несколько листьев туласи. Ее поразило, что Сатьябхама пыталась приравнять вес Самого Бога к золоту. Она знала, что это невозможно, и сказала, что золото никогда не перевесит Бога и только имя Бога может быть равно Богу. Нарада не соглашался с этим, говоря, что, поскольку Кришна имеет видимую форму, Он и по весу может быть сравним с чем-то видимым. Рукмини мгновенно оценила ситуацию, вспомнив, что, если отдать Богу фрукт, цветок или даже ложку воды с искренней верой, Он непременно отзовется. И если в этом есть хоть немного правды, Господь откликнется на то, что она собралась сделать. Исполненная веры она, произнося имя Кришны, положила лист туласи на другую чашу весов.
Только любовь и чистое сердце могут помочь обрести Бога. Она победила.
Эксперимент
Однажды Фарид в беседе с царем Акбаром высказал мнение, что чаще всего человек сам виноват во всех своих бедах. Обсудив этот вопрос, они решили провести эксперимент. Положив на мосту кошелёк с золотыми монетами, они велели одному бедняку пройти по мосту на другую сторону. Человек прошёл, не заметив кошелька. Когда на другом конце моста его спросили, что он видел на мосту, он ответил:
- Ничего.
Оказалось, что в тот момент, когда он приблизился к кошельку, что-то заставило его повернуть голову в другую сторону; что-то на реке внезапно привлекло его внимание.
Я научу лошадь летать
Как-то в Древней Индии король приговорил человека к смерти. Человек попросил сохранить ему жизнь и добавил:
- Если король будет милостив ко мне и пощадит мою жизнь, то через год я научу его лошадь летать.
- Согласен, - ответил король. - Но если к этому времени лошадь не полетит, ты будешь казнён.
Когда озабоченные родственники спросили, каким образом ему удастся воплотить в жизнь обещанное, человек ответил:
- В течение года король может умереть. Или лошадь может умереть. Или она сможет научиться летать!
Я - ты, а ты - я
Рамачандра (воплощение Бога) однажды спросил своего великого сподвижника Ханумана:
- Сын мой, в каком отношении ты рассматриваешь меня?
Сподвижник отвечал:
- Когда я думаю о себе, как о воплощённом, я - Твой слуга, и Ты - мой Господин. Когда я думаю о себе, как о дживе (т. е. высшем "Я"), я - Твоя часть, и Ты - Всеобщее Целое. Но когда я думаю о себе, как об Атмане, то я с Тобой - одно. Тогда я чувствую, что я - это Ты, а Ты - это я.
Язык Божественного
Изучавший санскрит учёный был очарован тем, как Мастер мелодично напевает стихи на санскрите.
- Я всегда знал, что нет на земле языка, более подходящего для выражения Божественного, чем санскрит!
- Не будь глупцом! - сказал ему Мастер. - Язык Божественного - не санскрит, а Безмолвие.