Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гаудапада – индийский мыслитель, наставник Говинды Бхагаватпады (иногда сомнительно отождествляемого с Патанджали; учеником Говинды был Шанкара), считается основателем философско-религиозного направления в Индуизме, получившего название Адвайта-Веданта.

 

Жизнь Гаудапады

Гаудапада (другие именования: Гаудачарана, Гаудападачарья, Гаудачарья, Шри Гаудапада, Гауда) - историческое лицо, однако о его реальной жизни известно крайне мало. Некоторые источники относят его жизнь к V веку н. э., другие - к VI-VII векам н. э., третьи - к концу VII - началу VIII века н. э. Судя по всему, жил в Бенгалии. Труды Гаудапады содержат первое систематическое изложение и истолкование Адвайта-Веданты; они оказали огромное влияние на Шанкару и Адвайту в целом. На философию самого Гаудапады немало повлиял буддизм, в чей период большого распространения, несомненно, жил индийский мудрец. Поэтому некоторые высказанные им идеи близки принципам мадхьямиков (шуньявады). Взгляды Гаудапады содержат настолько много буддийских идей, что многие его комментаторы буквально вынуждены были объяснять, что именно имел в виду основатель Адвайта-Веданты; да и сам Гаудапада (например в конце труда "Мандукья-Карики") специально отмечал факт, что его идеи - не идеи Будды. Некоторые же, как Дасгупта, вообще говорят, что философ был вовсе не индуистом: "Гаудапада являлся буддистом и составил комментарий на "Мандукья-Упанишаду" для того, чтобы объединить Веданту и буддизм, так как, по его мнению, буддизм вполне согласуется с системой Упанишад". Однако, это мнение идет вразрез с традицией и некоторыми другими известными о Гаудападе фактами. По преданию, записанному в XIII веке адвайтистом Анандагири, Гаудапада "начал свою деятельность с длительной аскетической практики (тапас) в Гималаях и там, ублажив Нара-Нараяну (Вишну) в Бадарикашраме, получил у него разрешение распространять учение Адвайта-Веданты, которое ему передал легендарный мудрец Шуки. После этого Гаудапада начал писать "Мандукья-Карики" и стал, согласно ещё более позднему ведантисту Балакришнананде (17 в.), одним из наставников народа Гауда, обитавшего у берегов реки Хираравати в Северной Бенгалии".

 

Относительная периодизация текстов Гаудапады

Без сомнения, самым значимым произведением Гаудапады, дошедшим до наших дней, и переведенным на множество языков (и в том числе на русский) является труд под названием "Мандукья-Карики", по сути дела положивший начало Адвайта-Веданте. Кроме того, считается, что Гаудапада создал комментарий на "Уттара-гиту" (Вторую Гиту), а также тантрические сочинения: комментарии к Нрисинхатапания Упанишаде и "Дургасапташати" (Семисотстишье, посвященное Дурге). Ещё одно сочинение, авторство которого приписывается Гаудападе, называется "Сутра о сокровище знания" (Шривидьяратна-сутра). Возможно, Гаудападе принадлежит ещё несколько тантрических сочинений. Гаудапада являлся парамгуру (то есть великим учителем, учителем учителя) знаменитого Шанкары, чьи датировки жизни также вызывают сложности у ученых. Однако, есть взять традиционный вариант, то есть что Шанкара жил в 788-820 годах н. э., то получится, что Гаудапада мог жить лет на 50-70 ранее начала IX века. Тем не менее, один из стихов Гаудапады (отрывок, где говорится, что ошибочно мы можем воспринять веревку змеей, хотя она таковой не является) цитирует мадхьямик Бхававивека, живущий в VI веке, что говорит о том, что либо Гаудапада жил намного раньше и не был парамгуру Шанкары, либо что сам Шанкара жил раньше принятой даты. Сложности с датировками деятельности представителей ранней Адвайта-Веданты возникают у многих ученых, поэтому стоит лишь сказать об этой проблеме, не пытаясь с ходу решить её однозначно. Гаудападу своим парамгуру в своих трудах неоднократно именует сам Шанкара. Например, в труде "Упадешасахасри" Шанкара называет Гаудападу "учителем учителя", то есть наставником его непосредственного учителя Говинды, а в комментарии к самим "Мандукья-Карики" - своим "высшим учителем". Гаудападу не следует путать с его тезкой, комментатором "Санкхья-Карики", который мог быть современником основателя Адвайта-Веданты. Труды Гаудапады цитировали кроме Шанкары Бхававивека (VI век н. э.), ученик Шанкары Сурешвара (VII-VIII века н. э.), Видьяранья (XIV век н. э.). Шанкара написал комментарий на "Мандукья-Карики", который, в свою очередь, в XIII веке прокомментировал Анандагири.

 

О Мандукья-Карики

Великая Мандукья-Карика Гаудапады (6-7 вв н. э.) - это самое древнее, самое первое и аутентичное систематическое изложение и истолкование учения Адвайта-Веданты из всех тех, что дошли до наших дней. Поэтому это компактное произведение пользуется заслуженной популярностью и непререкаемым авторитетом как среди адептов Адвайта-Веданты, так и среди всех тех, кто всерьез занимается изучением восточной мистической философии. Вот мнение о Мандукья-Карике знаменитого индийского мыслителя и йогина Шри Ауробиндо:

Мандукья-Карика Гаудапады представляет собой авторитетное собрание стихотворных афоризмов и рассуждений, в котором емко, с детальной аргументацией изложены позиции крайней монистической школы Веданты, то есть Адвайты. Ясные, краткие и насыщенные смыслом стихи Гаудапады будут безусловно полезны для всех, интересующихся ведической философией. Каждый человек сможет почерпнуть в них весьма ясно и полно изложенную суть Адвайты, сразу же проследить ход мысли адвайтистов, усвоив самые важные их положения. Мандукья-Карика обладает всеми высокими достоинствами, ставящими ее в ряд самых выдающихся шедевров метафизической мысли". Гаудапада был наставником учителя Шри Шанкарачарьи, то есть учителем Говиндапады. Шри Гаудапада в своей Карике демонстрирует очевидные признаки знакомства с буддийской философией, и его стиль и сама доктрина близки по многим пунктам к буддийским учениям, особенно к виджнянаваде-йогачаре.

Мандукья-Карика состоит из четырех разделов: Первый является кратким изложением текста самой Упанишады, выделяя четыре состояния сознания; второй утверждает нереальность вещей, ощущаемых в сновидении, и, по аналогии, вещей, воспринимаемых в бодрствующем состоянии, - все иллюзорно. Гаудапада настаивает на сущностном сходстве состояний бодрствования и сновидения. Третий раздел Карики представляет четкую и ясную позицию Адвайты: Атман-Брахман есть единственная Реальность, а все остальное - иллюзия. Гаудапада учит аджата-ваде, то есть доктрине о не-рожденности. Четвертая часть Карики излагает средства, с помощью которых можно и нужно избавиться от иллюзии двойственности: по сути, это аспарша-йога, упомянутая в третьем разделе.

 

Учителя в традиции классической адвайта-веданты:

Учителя в традиции современной адвайты (неоадвайты):