Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шанкара (Шри Шанкарачарья) – индийский философ, проповедник и реформатор индуизма, основоположник классической Адвайта-Веданты, творивший, по современным датировкам, в 7-8 вв. Жизнеописание Шанкары представлено во многих версиях и их вариантах, которые составлялись вплоть до 19 в. включительно. Наиболее ранним жизнеописанием в настоящее время признана Брихат-Шанкаравиджая (Подробное / большое изложение побед Шанкары) адвайтиста Читсукхи (13 в.), наиболее основательным - Прачина-Шанкаравиджая (Собрание побед Шанкары) другого его последователя Анандагири (14 в.), а наиболее популярным - Санкшепа-Шанкаравиджая (Краткое изложение побед Шанкары ), приписывавшаяся адвайтисту Мадхаве-Видьяранье, но на деле составленная, по-видимому, не ранее 17 в.

Шанкара родился в небольшом брахманском селении в Керале (на юго-востоке Индии) у добродетельного брахмана Шивагуру и его супруги Шиватараки (по другой версии, его родителей звали Вишваджит и Вишишта), которые были долгое время бездетными, но просили небо о даровании им сына, посещая святилища Шивы. После очередного паломничества, Шива сам явился во сне Шивагуру в сокровенном образе и предложил ему на выбор рождение сотни обычных сыновей или одного великого, жизнь которого будет краткой. Шивагуру предпочел второе. Шива явился и Шиватараке - уже при всех "регалиях", верхом на священном быке Нандине, - пообещав, что ее сын станет великим Учителем/Ачарьей Веданты. Затем он объявил им вместе, что сам воплотится на земле в виде их сына. Рождение Шанкары, имя которого ("Благой") относится к наиболее почтенным именам Бога Шивы, сопровождалось, естественно, небесной музыкой и пением, благоуханием цветов и умиротворением хищных зверей, тело младенца ослепляло своим сиянием, а над его головой был различим полумесяц - знак Шивы. Спустя год после рождения, Шанкара уже прекрасно говорил и писал на санскрите и совершал чудеса (огромная обвившаяся вокруг его шеи кобра на глазах у всех превратилась в цветочное ожерелье), к пяти годам, когда умер его отец, превзошел местных учителей во всех отраслях наук, а к семи выразил твердую решимость стать странствующим отшельником-санньясином.

Когда однажды Шанкара (ему тогда было восемь лет) переходил с матерью реку (которую до этого заставил течь поближе к дому, дабы избавить Шиватараку от хождения далеко за водой), его схватил огромный крокодил, не желавший его отпускать, пока мать Шанкары не дала согласие на его отшельничество. Шанкара в тот же день оставил дом, пообещав матери посетить ее перед смертью. Шанкара направился к северу и достиг берегов Нармады (Центральная Индия), где было множество шиваитских святилищ и среди лесных отшельников жил Говинда, ученик ведантиста Гаудапады, к которому он обратился как к Учителю.

Ученичество Шанкары длилось как минимум два года (за это время Шанкара успел совершить чудо, забрав разлившиеся воды Нармады в свою чашку для сбора подаяния), после чего Говинда послал его далее на север в священный город Бенарес/Варанаси (где он нашел первого своего ученика - Падмападу). Затем Шанкара двинулся в Бадринатх (Гималаи), где и написал свои знаменитые комментарии к Брахма-сутрам, Упанишадам, Бхагавадгите и некоторые трактаты. Там он узнал о тяжелой болезни матери и возвратился домой. Шанкара стал утешать Шиватараку своим учением об иллюзорности всего сущего, но это только усугубило страдания несчастной, и ему пришлось пропеть ей более жизнеутверждающие гимны Вишну и Шиве. Вскоре пришла весть о кончине Говинды, и Шанкара с несколькими учениками (признавшими в нем Учителя) отправился в другой священный город, Праягу (Аллахабад), где встретился со знаменитым мимансаком Кумарилой. После диспутов, в которых Шанкара проявил великое мастерство, он обратил в свое учение сына другого известнейшего мимансака Прабхакары и мимансака Мандана Мишру (по ведантийским легендам, тот стал его будущим учеником Сурешварой). Шанкара вел дискуссии с вишнуитами, одерживал многочисленные победы над буддистами, а на севере соперничал с шиваитскими тантриками. Обходя всю Индию с проповедью своего учения и неизменно побеждая оппонентов, он собрал общину в Бенаресе в одном из святилищ для совершения погребальных обрядов на берегу Ганга. Там же произошла его встреча с низкорожденным чандалой (сын шудры и брахманки), общения с которым он хотел избежать, но который убедил его в равенстве всех живых существ. Шанкара не только проповедовал, но и основывал ведантийские монастыри-матхи, главные из которых были созданы в Двараке (запад), Бадринатхе (север), Пури (восток), Шрингери (юг) и один в Канчи (крайний юг), учредив 10 "орденов" отшельников-адвайтистов.

Хотя Шанкаре, как и многим другим учителям, индийская традиция приписывает великое множество произведений, современная индология относит к числу его бесспорных сочинений:

  1. Брахма-сутра-бхашью - обстоятельнейшее истолкование четырех разделов (адхьяи) сутр Веданты, каждый из которых делился на четыре главы (пады);
  2. комментарии к Брихадараньяка- , Чхандогья- , Айтарея- , Тайттирия- , Кена- , Иша- , Катха- , Мундака- , Шветашватара - и Прашна- Упанишадам, которые стали "каноническими" благодаря авторитету Шанкары;
  3. комментарий к Бхагавад-Гите ;
  4. комментарий к Мандукья-Карике Гаудапады;
  5. трактат Упадеша-сахасри (Тысяча наставлений), состоящий из 19 глав в стихах и прозе.

Основным учением Шанкары является учение о Пара-Брахмане - простом, безличном и бескачественном (ниргуна) мировом Сознании - как единой и единственной Реальности, на которую каким-то неведомым образом проектируется универсум "имен и форм" (нама-рупа), множественного и становящегося феноменального мира, в результате "наложения" (адхьяса) друг на друга Атмана и не-Атмана как следствия безначального действия мирового незнания (авидья), обусловливающего состояние сансары и страдания (духкха). Выход из них - "освобождение" (мокша) мыслится как осознание идентичности Я (т. е. своей Духовной Сущности) и Абсолюта.

Шанкара осознавал, что это весьма оригинальное учение (то есть Адвайта-Веданта) находится в противоречии:

во-первых – с реальным опытом, не позволяющим считать весь внешний мир иллюзией;

во-вторых – с религиозным сознанием, сопротивляющимся отождествлению Я с Абсолютом и "снятию" реальности самих объектов почитания;

в-третьих – с логикой, по которой достаточно трудно совместить строгий монизм/адвайту с признанием какого-либо другого (помимо самого Абсолюта), мистифицирующего первоначала мира (при включении же его в сам Абсолют последний раздваивается, теряя свою "простоту").

Из первого затруднения Шанкара пытался выйти, применив аргументацию буддистов-виджнянавадинов (последователей Асанги и Васубандху) о трехчастном делении Реальности на уровни - а) Абсолютной Реальности (парамартха) Пара-Брахмана, б) относительной реальности эмпирического мира, и в) фантомной реальности собственно иллюзорных объектов типа рогов зайца, небесного цветка или сына бесплодной женщины. Второе затруднение помогает преодолеть другая буддийская конструкция - деление уже самой Истины, развивавшееся последователями Нагарджуны и учителем его учителя Гаудападой, - по которой различаются Истина безусловная и условная, позволяющая признать почитание божества-Ишвары как создателя, хранителя и разрушителя мира, а также всего пантеона и соблюдение предписаний дхармы для тех, кто еще не "реализовал" до конца конечную истину Адвайта-Веданты.

Критике Шанкары подвергаются как "неортодоксальные" философские доктрины, так и положения тех "ортодоксальных" даршан, которые претендовали на мирообъяснение и сотериологию, альтернативные ведантийским. Шанкара полемизирует с материалистами, отождествлявшими Атман с телом, с джайнами, учившими о соразмерности души телу, с буддистами всех основных направлений, доказывая, в частности, что способ опровержения виджнянавадинами реальности объектов внешнего мира (Шанкара постоянно дистанцируется от иллюзионизма) вполне подходит и для опровержения признаваемой ими реальности Cознания. Cреди неприемлемых положений "ортодоксальных" даршан - учения санкхьи о бессознательной Первоматерии мира, вайшешиков об атомах как конечных началах вещей, отдельных "теистов" о том, что Божество является лишь инструментальной, но не материальной также причиной мира. Шанкара расходится и с мимансаками, которые утверждали, что конечное благо есть реализация дхармы и его можно "заработать" выполнением ведийских предписаний.

Примерами экзегезы Шанкары могут служить его истолкования "великих Речений" Упанишад вроде "Брахман есть блаженство", "То еси ты" и др. или соответствующая его учению трактовка Бхагавад-Гиты , при которой в текст "вчитывается" идея, что никакой альтернативы между "путем познания" и "путем действия" на деле не существует, а потому бескорыстное действие (как и третий "путь" Гиты - преданности-бхакти) целесообразно для "очищения" тех, кто стремится к пути познания - единственному с точки зрения конечной Истины.

Влияние Шанкары на развитие всей последующей индийской мысли огромно. Комментарии к его произведениям, составляемые до настоящего времени, не поддаются калькуляции, а библиография посвященной ему литературы могла бы составить солидный том. Первыми последователями Шанкары были четыре его ученика, каждому из которых он, по преданию, поручил возглавить один из четырех основанных им монастырей в Шрингери. Самым трудолюбивым среди них был Сурешвара, составивший комментарий к Брихадараньякопанишад-бхашье в 11 151 стихе, где попытался уточнить соотношение "разделов действия и знания" в Ведах посредством критики мимансаков и некоторых ведантистов, а также к Тайттирийопанишад-бхашье , где он предлагает интерпретации исходного текста, слегка отличающиеся от предложенных его Учителем. Падмапада комментировал основное произведение Шанкары Брахма-сутра-бхашью, но сохранился комментарий лишь к первым четырем сутрам (задающим, правда, всю "аксиоматику" Веданты). Гири=Тотаке принадлежал трактат в 179 стихов Шрути-сара-самуддхарана (Конспект сути ведийских текстов), созданный якобы непосредственно в присутствии Учителя и соучеников. Хастамалаке принадлежало четырнадцатистишье, носящее его имя. Значительной вехой в истории Адвайты был комментарий к Брахма-сутра-бхашье Вачаспати Мишры (9-10 вв.) Бхамати (Лучезарное истолкование). Самым усердным средневековым комментатором Шанкары был Анандагири, истолковавший практически весь корпус его сочинений. Авторитетными для традиции комментариями к сочинениям Шанкары стали толкования Амалананды (13 в.), Мадхавы=Видьяраньи (14 в.) и Шридхарасвамина (14-15 вв.); среди более поздних толкователей выделяется Аппая Дикшитар (17 в.). В концептуальном контексте наследники Шанкары разрабатывали три линии интерпретации незнания (авидья). У Падмапады, а затем Пракашатмана (12 в.) и Читсукхи (13 в.) незнание, в котором отражается Брахман, относительно независимо и "субстанциально". По Сурешваре, а затем Сарваджнятману (10-11 вв.), его местопребыванием является само абсолютное чистое сознание, тогда как для Вачаспати Мишры оно может находиться только в индивидуальных душах.

Самое начало комментария Шанкары на Брахма-сутру гласит: "Не требуется никаких особых доказательств (т. е. это совершенно очевидно) тому, что объект и Cубъект, чьи соответствующие сферы - понятия "Ты" (т. е. "не-Я") и "Я/Сам", и которые противоположны друг другу также, как темнота противоположна свету, не могут быть тождественны/объединены. И уж совсем не могут быть объединены/отождествлены их соответствующие атрибуты. Поэтому из этого следует, что неправильно накладывать на Cубъект, - чья Сущность есть разум, чья естественная область существования есть понятие "Я/Сам", - объект, чья область существования есть понятие "не-Я", и атрибуты объекта, и наоборот, накладывать Субъект и его атрибуты на объект".

 

Учителя в традиции классической адвайта-веданты:

Учителя в традиции современной адвайты (неоадвайты):