Юзабилити – удобство использования (от англ. usability — "возможность использования", "способность быть использованным", точнее – "полезность") — в сфере разработки сайтов используется для обозначения общего удобства интерфейса, простоту использования, понятность, к примеру, программного обеспечения, для пользователя.
Тем не менее, изначально слово "юзабилити" использовалось (и используется по сей день) как одно из понятий в микроэргономике. Юзабилити – это эргономическая характеристика степени удобности предмета для применения пользователями при достижении определённых целей в заданном контексте. Термин имеет связь с понятием эргономичность, но, в отличие от последнего, меньше ассоциируется с техническими характеристиками, внешним видом и т. д. и более привязан к утилитарности "юзабельного" объекта.
Кроме того, юзабилити — это научно-прикладная дисциплина, которая занимается вопросами повышения эффективности, продуктивности и удобства использования самых разнообразных инструментов деятельности. От эргономики юзабилити отличает заинтересованность в эффективности работы пользователя (потребителя), а не человеко-машинной системы в целом.
Международное определение
Существует официальное определение данного термина, принятое во всех странах мира. Оно соответствует международному стандарту ISO 9241-11.
Согласно данному определению, юзабилити – это та степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.
При этом, относительная важность всех трёх аспектов определяется этим самым контекстом.
Отличия и особенности русскоязычного употребления
Как и огромное количество других иностранных вошедших в обиход терминов, понятие "юзабилити" используется без связи с международными стандартами терминологии и уж точно – далеко от инженерии, где оно применялось изначально. При разработке пользовательских интерфейсов словом юзабилити обозначают общую концепцию их удобства при использовании программного обеспечения, логичность и простоту в расположении элементов управления.
Вообще, термин "юзабилити" можно рассматривать как синоним слова "эргономичность" с той разницей, что последняя определяет минимальность конкретных физических усилий при пользовании вещью, а первая — конечную суммарную степень удобства, меру интеллектуального усилия необходимого для получения полезных качеств этой вещи и скорость достижения положительного результата при управлении ею. Поэтому применительно к таким продуктам, как бытовая электроника или средства связи, чаще используют понятие "эргономичность" относительно формы, компоновки узлов и веса, а "юзабилити" — применительно к понятности элементов управления и режимов работы, к количеству и необходимости функций.
В более широком значении термин "юзабельность" употребляется в качестве общего определения удобства использования – удобства использования веб-сайтов, ПО и т. д.
Роль юзабилити в продвижении
Безусловно, юзабилити играет огромную роль в продвижении сайтов вообще и в электронной коммерции в частности, так как непосредственно влияет на показатели конверсии.
На юзабилити сайта влияет иерархия сайта, удобное визуальное руководство, доступность информации там, где она нужна, и отсутствие перегруженности данными там, где в этом нет необходимости, а также многое другое.
Например, при выборе интернет-магазина, пользователи в первую очередь обращают внимание на удобство и простоту использования, и только потом – на ценовую политику, интересные акции и предложения и т. д. При плохих показателях юзабилити пользователь, как правило, покидает сайт максимально быстро (действительно, что делать на ресурсе, на котором все неудобно?), с минимальным количеством внутренних переходов. Поэтому даже сайт, переполненный полезной, но плоходоступной информацией, прекрасными, но малозаметными предложениям и сложной системой переходов рискует оказаться совершенно невостребованным.
Безусловно, о юзабилити следует думать заранее, еще на стадии разработки сайта, что позволит избежать множества проблем. Однако работа по улучшению показателей юзабилити не должна останавливаться практически никогда. Регулярное обновление страниц, добавление новых функций и устранение плохо зарекомендовавших себя старых, появление новых сервисов и интересных для потенциального посетителя возможностей – все это работа над юзабилити, которая, будучи грамотно выполнена, приносит неплохой пользовательский трафик. Интересный, удобный и максимально полезный для пользователя ресурс со временем начинает продвигать себя сам – за счет рекомендаций и естественных ссылок.
Как повысить показатели юзабилити
- Минимальное требование к юзабилити ресурса – это отсутствие раздражителей. Чрезмерно яркие цвета, навязчивый звукоряд, многочисленные флэши и т. п. в большинстве случае действуют раздражающе. Иногда использование одного или нескольких подобных элементов оправдано (например, каталог ночных клубов).
- Второе требование – понятность. Очевидно, что шрифт должен легко читаться, а место нахождения необходимой информации должно быть прямо перед глазами. Небольшие и простые, не перегруженные ключевыми словами, тексты на главной странице, из которых ясно, для чего данный ресурс вообще нужен, заметно повышают статус сайта в глазах пользователя.
- Третье – это главная страница. Главная страница на то и главная, чтобы на ней размещалась главная информация. Главной является не информация о прекрасной фирме, дате ее создания и ее чудесном руководстве. Главная – это информация о конкретных товарах, услугах и выгодах, которые пользователь получит на данном сайте. К тому же, на главной странице не стоит размещать большое количество баннеров и прочей рекламы – сразу возникает уверенность в несерьезности ресурса.
- Четвертый фактор, влияющий на юзабилити, это удобство разделов: каталогов, форумов и т. д. Максимально простая и минимально разветвленная каталогизация поможет пользователю быстро сориентироваться на ресурсе, а, значит, и повысить свое к нему доверие.
Для того, чтобы создать удобный для пользователей сайт (или для того, чтобы провести апгрейд существующему), неплохо сначала провести небольшой аудит, а также изучить карту кликов. Вообще, дополнять функционал и внедрять новые разработки стоит только после их тщательного анализа с точки зрения обычного среднестатистического пользователя – то, что кажется феерически удобным и замечательным разработчику, может вовсе не понравится пользователю и даже вызвать его неприятие. За примерами не надо далеко ходить – практически все нововведения ВКонтакте или Фейсбук изначально воспринимаются пользователями как ухудшения, и лишь немногие из них приживаются окончательно.