ВКонтакте – самая крупная социальная сеть в русскоязычном Интернете, которая занимает первое место по популярности в Белоруссии, второе – в России и Украине, четвертое – в Казахстане и 25-ое – во всем мире.
Социальная сеть создавалась для студентов и выпускников высших учебных заведений России, но, в связи с растущей популярностью, стала позиционировать себя в качестве ресурса для быстрого и удобного общения в Интернете всех и со всеми. Согласно данным 2012 года, ежедневная аудитория ВКонтакте составляет более 38 миллионов человек.
История развития
Создатель сети, Павел Дуров, занимался созданием студенческих сайтов задолго до появления ВКонтакте. Первый его проект – durov.com – представлял собой просто глобальную шпаргалку для студентов-гуманитариев. Его посещаемость возрастала до небывалых показателей в период сессии, так как там можно было найти ответы практически на все экзаменационные вопросы гуманитарного направления.
Следующий проект Дурова – сайт Санкт-Петербургского государственного университета spbgu.ru, ориентированный прежде всего на студентов. Сам Дуров утверждает, что именно его сайт стал родоначальником остальных студенческих порталов различных вузов России, Украины и Белоруссии. Именно на форуме этого сайта Дуров в 2006 году и разместил объявлении о запуске сети ВКонтакте – "закрытого приложения к форуму".
Датой создания социальной сети ВКонтакте считается 10 октября 2006 года, когда был запущен первый вариант сайта – с регистрацией только по приглашению и при условии указания настоящих имени и фамилии. Альфа-версия ВКонтакте начала функционировать еще в июне 2006 года, бета-тестирование началось в сентябре, а 1 октября ООО ВКонтакте зарегистрировало доменное имя vkontakte.ru.
Почти сразу же после запуска – в ноябре 2006 года – ВКонтакте открылся для свободной регистрации, с чего и начался рост его популярности, и к ноябрю 2007 года количество пользователей сети уже составило 3 миллиона человек. По итогам года сайт ВКонтакте занял лидирующие позиции в рунете по объему трафика и количеству просматриваемых страниц. ВКонтакте обошел башорг, и занял второе место по версии народного голосования Премии Рунета.
В следующем году ВКонтакте запустил сервис мнений, ввел рейтинговую систему и украиноязычный вариант интерфейса. В марте 2008 года во ВКонтакте появилось видео и возможность поиска по видео – сервис ВКадре.ру, аккумулирующий на тот момент более 20 миллионов видеосюжетов. После чего был запущен сервис приложений, позволивший добавлять интерактивные программы и игры. 5 ноября 2008 года ВКонтакте торжественно объявил о 20-ти миллионном участнике социальной сети. К началу декабря по независимым данным ВКонтакте обошел по посещаемости Одноклассники.ру, который до этого был самой популярной соцсетью в России.
Уже в 2009 году ВКонтакте начинает продвижение на международный рынок и приобретает домен vk.com. К концу ноября 2010 года во ВКонтакте зарегистрировался 100-миллионный пользователь.
В том же 2010 году ВКонтакте запускает платежную систему (которая окончила свое существование уже в 2011 году) и сервис SMS-оповещений об обновлениях в сети. А 20 сентября по аналогии с Like в Facebook была создана кнопка «Мне нравится».
В 2011 году было запущено приложение для iPhone, а также клиент для платформы Android. В 2012 году сеть окончательно переезжает на vk.com, обновляет мобильные версии и добавляет некоторые функциональные возможности (прикрепление фото, видео и аудио к комментариям и сообщениям, видеозвонок и др.).
Название
По словам Павла Дурова изначально рассматривались варианты названий вроде "студент.ру" либо "Studlist.ru", однако такая формулировка значительно сокращала круг потенциальных пользователей.
Название "ВКонтакте" возникло, во-первых, как переосмысление слогана радиостанции Эхо Москвы "В полном контакте с информацией", а во-вторых, как словоформа идеи "всегда быть в контакте с бывшими одногруппниками". При этом, слово контакт не ассоциировалось ни с каким конкретным классом или социальной категорией.
Функционал
Основные функции социальной сети ВКонтакте схожи с функционалом других социальных сетей – возможность создавать свой профайл, наполнять его текстовой, визуальной, звуковой и видеоинформацией, распространять информацию, общаться с людьми публично на своей или их странице либо в личной переписке, просматривать ленту событий и т. д.
Кроме того, пользователи могут оставлять комментарии к опубликованному контенту, добавлять в "друзья" либо исключать из них других пользователей, загружать видео- и аудиозаписи, создавать личные плей-листы и многое другое, благодаря чему сайт ВКонтакте стал одним из крупнейших меди-архивов Рунета.
Предусмотрена возможность создания групп и сообществ по интересам, с собственным контентом, как закрытых, так и открытых. Общение в группах предусматривает возможность личной и публичной переписки, проведения опросов и т.д. Существует мобильная версия сайта, а также разработаны приложения для работы на различных платформах (Android, iOS, Windows Phone). На сегодняшний день интерфейс ВКонтакте доступен на 50 языках.
Разработаны инструменты для интеграции с соцсетью сторонних ресурсов – виджеты, которые позволяют пользователям легко экспортировать контент с сайта в свой профайл в соцсети, а также оставлять комментарии к материалам, принимать участие в опросах и т.д. без регистрации, используя свой профайл ВКонтакте.
ВКонтакте vs Facebook
ВКонтакте неоднократно называли «клоном» социальной сети Facebook – причем, не только по самой идее, но и по ее реализации, по дизайну сайта и его архитектуре: схожесть логотипов, оформление в сине-белых тонах, первоначальный вид страницы пользователя и т.д. Впрочем, сам Павел Дуров даже не отрицает, что на идею создания социальной сети его вдохновил Facebook.
Однако адаптация ресурса под систему образования в России и вообще в СНГ потребовала написания собственного кода, а похожие элементы дизайна руководство ВКонтакте объясняет тем, что используемая концепция стилей является открытой, и вполне доступна всем и каждому. И главный аргумент создателей ВКонтакте – это то, что многие механизмы, которые используются в социальных сетях, были разработаны именно для ВКонтакте.
Впрочем, даже если идея изначально и была подсмотрена Дуровым у Цукерберга, ее реализация в российском исполнении сильно отличается от американской версии. На сегодняшний, день даже страница пользователя ВК и FB выглядят совершенно по-разному.
Обвинения
Социальную сеть ВКонтакте главным образом обвиняют в нарушении авторских прав. Первое обвинение в несоблюдении авторских прав было выдвинуто 1 ноября 2008 года Всероссийской Государственной телевизионной и радиовещательной компанией за незаконное размещение фильма "Остров". ВГТРК требовала от ВКонтакте 3 миллиона долларов, но в результате в 2010 году получила только 1 миллион рублей.
В январе 2011 года против одного из пользователей ВК было открыто уголовное дело за нарушение авторских прав из-за того, что он выложил в свободном доступе 18 песен, которые были скачаны более 200 раз. За этим делом последовали и многие другие, после чего, начиная с 12 декабря 2012 года, композиции некоторых российских исполнителей были изъяты из бесплатного доступа.
Кроме несоблюдения авторских прав, социальную сеть ВКонтакте обвиняли в экстремизме, разжигании межрасовой вражды, популяризации педофилии и порнографии – на большинство этих обвинений руководство ВКонтакте особо не реагирует, и до суда они не доходят. Единственное реальное ограничение, наложенное на данную социальную сеть в связи с распространением контента развратного характера – это внесение данного сайта в черный список некоторых программ "родительского контроля".
Также сайт ВКонтакте был обвинен в клевете (правда, до суда дело не дошло), когда 25 июля 2010 года в качестве причины временной недоступности портала была названа авария на Ленэнерго. Так как никакой аварии не было, Ленэнерго пообещал подать в суд на ВК в случае, если данные не будут опровергнуты, после чего ВКонтакте "признался", что на самом деле авария произошла в дата-центре.
Дополнительные проекты
Дочерние проекты
- ВКадре – публичный видеоресурс, синхронизированный с сетью ВКонтакте. Он позволял всем желающим просматривать видео того или иного пользователя, открытое им для публичного доступа. Содержал в себе более 20 миллионов роликов. Ресурс существовал с 2007 по 2010 год.
- ВШтате – вариант социальной сети для соискателей и работодателей. Анкеты для поиска работы можно было размещать в автоматическом режиме, так как ресурс был интегрирован с ВК. К началу 2009 года на сайте было опубликовано уже более 2 миллионов резюме. Данный проект должен был стать коммерческим – за счет работодателей, размещающих вакансии, планировалось получить 5-10 миллионов долларов в год. Так как данных показателей достигнуть не удалось (на 2008 год сайт нанес убыток в размере 4,6 млн рублей), проект вскоре был "заморожен" – последние обновления ВШтате датируются 2010 годом.
ВКонтакте как инструмент SEO
Социальные сети, в том числе и ВКонтакте, предоставляют достаточно широкие возможности как для SEO-продвижения и ресурсов в целом, так и для рекламы конкретного продукта. Существует две основных стратегии – SMM (продвижение в самих соцсетях) и SMO (продвижение ресурса за счет интеграции с социальными сетями).
Высокая эффективность продвижения сайтов в социальных сетях связана с большой аудиторией, возможностью выделить конкретную ЦА, доступным общением непосредственно с пользователями и др. Главный же плюс грамотного продвижения в соцсетях – это то, что искренне заинтересованная сайтом аудитория будет распространять о нем информацию самостоятельно и абсолютно бесплатно. Необходимо только заинтересовать пользователей.
Что касается конкретно социальной сети ВКонтакте, то здесь основной упор делается на создание соответствующих пабликов (публичных страниц, групп), посвященных интересующей целевую аудиторию тематике (например, последним гаджетам) с большим количеством действительно полезного и интересного контента и небольшим количеством рекламы.
Способы продвижения, которые чаще всего используются одновременно:
- Уже упомянутое создание тематических групп, встреч и сообществ.
- Создание профиля вымышленного персонажа, который добавляет в "друзья" представителей целевой аудитории, а потом рассылает рекламу, ссылки либо привлекает внимание друзей к собственным обновлениям рекламного характера.
- Регистрация страницы бренда – то же самое, что регистрация страницы для вымышленного человека, с той лишь разницей, что рекламный характер профиля не скрывается.
- Проведение вирусного маркетинга.
Если говорить об SMO, то оно подразумевает возможность легкого экспорта контента из продвигаемого ресурса ВКонтакт, возможность комментировать материалы, размещенные на ресурсе, от лица пользователя сети ВКонтакте, использование профиля ВКонтакте в качестве регистрационных данных и т. д.
Кроме того, в социальных сетях нередко используется и контекстная реклама, тематически соответствующая основным интересам пользователя.