Facebook – наиболее крупная социальная сеть в мире на сегодняшний день. Основал ее в 2004 году Марк Цукерберг со своими приятелями-соседями по комнате в общежитии Гарвардского университета как сайт для студентов Гарварда. После того, как в 2006 году Facebook открыл регистрацию для всех желающих старше 13 лет, он стал популярнейшей в мире социальной сетью, а Марк Цукерберг – самым молодым миллиардером в мире (стал миллиардером в 23 года). По данным 2012 года количество пользователей сети Facebook уже превысило один миллиард человек.
Изначально регистрация в сети, которая тогда называлась TheFacebook, была доступна только для студентов Гарвардского университета, потом – для всех учебных заведений США, сайт которых находился в домене .edu. Сегодня же на Facebook ежедневно заходит более 526 миллионов пользователей, причем примерно 500 миллионов человек используют мобильное приложение Facebook. В социальной сети зарегистрировано 125 миллиардов "дружеских связей", а количество уникальных посетителей перевалило за 750 миллионов человек в год. Только за один квартал 2012 года доход компании составил 1,58 миллиарда долларов, и это даже меньше показателей 2011 года.
История создания
Днем рождения социальной сети Facebook традиционно считается 28 октября 2003 года. Именно тогда Марк Цукерберг взломал компьютерную сеть Гарварда и скопировал фотографии с сайта Facemash. В течение двух часов на сайт зашло более 450 человек, а выставленные фото "заработал" более 22 тысяч просмотров. Студенты быстро увлеклись новым проектом, но администрация Гарварда идею не оценило: сайт был закрыт, а Цукерберг обвинен в нарушении безопасности, неприкосновенности частной жизни и авторских прав, за что ему грозило исключение. Правда, обвинения были сняты и Цукерберг так и остался студентом-второкурсником и стал работать над кодом для своего собственного сайта.
Марк Цукерберг запускает сайт TheFacebook 4 февраля 2004 года. Он предназначался для студентов Гарварда – уже за месяц большая их часть была успешно зарегистрирована в новой социальной сети. В самом начале работы TheFacebook возникли непредвиденные трудности. Всего через шесть дней работы сети трое студентов – Камерон и Тайлер Уинклвосс и Дивья Нарендра – пожаловались в местную газету Harvard Crimson на то, что Цукерберг якобы вместе с ними разрабатывал гарвардскую соцсеть HarvardConnection.com, а в результате украл их идеи и открыл собственный проект. На основании их обвинений на Марка Цукерберга был подан иск в суд.
Впрочем, все это не помешало соцсети активно работать. Всего через несколько дней Цукерберг назначил финансового директора (им стал Эдуардо Саверин), нанял программиста Дастина Московица, художника Эндрю Мак-Коллума и Криса Хьюза для продвижения идеи. В марте 2004 года TheFacebook открыл регистрацию для студентов СТэефорда, Йеля и Колумбийского университета. В июне весь небольшой штат TheFacebook переезжает в Калифорнию, в Пало-Альто (штаб-квартира компании находится там и сейчас). Вскоре TheFacebook регистрируется в качестве компании и получает свои первые инвестиции – первое вложение в будущего гиганта сделал Питер Тиль, основатель платежной системы PayPal.
В 2005 году из названия сайта пропадает артикль "The" и компания приобретает доменное имя facebook.com. Домен обошелся Цукербергу в 200 тысяч долларов. 26 сентября 2006 года начинается повальное увлечение Facebook – сайт становится доступным для всех пользователей. В 2007 году Microsoft оценила компанию Facebook в 15 миллиардов долларов и приобрела 1,6% акций за 240 миллионов, получив при этом право размещать объявления на Facebook. При этом, о получении прибыли Facebook впервые сообщили только в сентябре 2009 года, а в ноябре номинальная стоимость компании повысилась до 41 миллиарда – дороже оценивались только Google и Amazon. Но и это еще был не предел – в январе 2011 года по оценкам экспертов стоимость Facebook повысилась до 50 миллиардов. В мае того же года Цукерберг вывел акции Facebook на биржу – акции были выставлены в рамках IPO по цене 38 долларов за штуку. Таким образом, актив компании поднялся в цене до 104 миллиардов долларов. Кроме того, было привлечено 18,4 миллиарда. IPO Facebook стало крупнейшим первичным размещением акций в США и самым крупным в мире в сфере технологий.
Первая международная штаб-квартира Facebook открывается в октябре 2008 года в Дублине, а основной рост посещаемости соцсети пришелся на 2009-2010 гг. Зафиксирован день – 13 марта 2010 года – когда количество заходов на Facebook превысило количество заходов в Google.
В 2010 году разработчики Facebook представляют пользователям написанный заново интерфейс групп. Предполагается, что он позволит пользователям быстрее и эффективнее обмениваться информацией – теперь "френды" могут совместно редактировать документы, общаться в групповом чате и публиковать сообщения по e-mail.
В ноябре Цукерберг объявляет о начале работы собственной почтовой службы, а в сентябре 2011 года – о запуске видеочата. В том же году фильм о Цукерберге и первых месяцах существования Facebook - "Социальная сеть" Дэвида Финчера – признан "фильмом года", что заново подогревает интерес к Facebook.
В апреле 2012 года было заявлено о том, что Facebook приобретает у Microsoft 650 из 925 патентов, которые Microsoft приобретает у Интернет-холдинга AOL. Общая стоимость 650 патентов для Facebook составила около 550 миллионов долларов. После сделки во владении Facebook находится уже более 1460 патентов и патентных заявок, причем 60 из них – это собственные патенты Facebook, а 750 были куплены у IBM.
В 2012 году Facebook побил все рекорды по зарегистрированным в социальных сетях пользователям – 4 октября Марк Цукерберг объявляет о миллиардном пользователе.
История названия
Название самой популярной социальной сети объясняется предельно просто. В старшей школе, в которой уился Марк Цукерберг (Philips Exeter Academy), каждый учащийся получал справочник, в котором содержалась информация обо всех студентах школы с их адресами, телефонами и фотографиями. Официально справочник назывался The Photo Address Book, но в студенческой среде его называли The Fаcebook.
Именно с этим справочником и связывают название соцсети, так как изначально в нее был заложен точно такой же принцип. Впрочем, сам Цукерберг никак идею названия не комментирует.
Функционал
Социальная сеть Facebook предоставляет пользователям возможность создать личный профиль и разместить в нем информацию о себе, фото и видео. Кроме того, возможно приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, создавать группы и сообщества, делиться ссылками и обновлять статусы. Кроме того, пользователи могут писать друг другу на "стене", отмечать друзей на фотографиях и пр.
С 2007 года на Facebook существуют приложения – игры, интерактивные сервисы для обмена музыкальными файлами, фото и т.д., разработанные сторонними программистами. С одной стороны, приложения являются средством заработка для компаний-разработчиков, а с другой – повышают посещаемость сети за счет расширения ее возможностей.
Доступ к профайлу может регулировать сам пользователь, закрывая или открывая свою страницу или ее часть для определенной группы подписчиков или пользователей.
SEO в Facebook
Facebook, как и прочие соцсети, является хорошей площадкой для продвижения сайтов или брендов, а также для рекламы конечной продукции. SEO-продвижение в Facebook предусматривает как проведение классических PR-кампаний и вирусного маркетинга, так и работу методами SMO и SMM.
Основные меры, которые применяются в Facebook для эффективного продвижения сайтов или брендов:
- Реклама (скрытая и явная) на тематических страницах – профилях, группах и сообществах, специально созданных для этой цели. Чаще всего такие страницы открыты для всех пользователей. Подразумевается, что благодаря интересному контенту у страницы будет немало подписчиков, которые будут ее рекомендовать своим друзьям.
- Продвижение ресурса или конкретного продукта в группах подходящей тематики. Может быть как скрытым, в виде отзывов и рекомендаций других пользователей, так и открытым, в виде рассылки рекламных сообщений участника группы.
- Контекстная реклама в социальной сети – один из наиболее эффективных способов продвижения, потому как воздействует непосредственно на целевую аудиторию.
- Создание профиля и активная его пропаганда – служит для повышения рейтинга и популярности конкретного лица.
Интересные факты
- Согласно опросам, проведенным в США, среднестатистический американец ежедневно тратит на Facebook не меньше 7 минут рабочего времени. Таким образом, все работающие люди США тратят на Facebook 336 миллионов минут ежедневно. Если учесть, что в среднем минута работы наемного сотрудника стоит 40 центов, то можно подсчитать, что в год работодатели США тратят 280 миллиардов долларов на то, чтобы оплатить сидение сотрудников в соцсетях.
- Еще в 2006 году среднестатистический пользователь Facebook менял фото в своем профайле около 6 раз в год. К 2012 году этот показатель возрос до 18-ти.
- Девушка Тесса (Германия) "благодаря" Facebook пригласила на свою вечеринку 15 тысяч гостей. Создав встречу, она забыла указать, что это закрытое мероприятие для друзей, в результате на встрече зарегистрировалось 15 тысяч участников. Несмотря на то, что было объявлено об отмене вечеринки, в назначенный день к Тессе явилось около полутора тысячи гостей – с пирогами и алкогольными напитками. Разгонять их пришлось полиции.
- Жительница Голландии сделала себе татуировку- "рукав", изображающую портреты 152 френдов из Facebook в том виде, как они представлены в социальной сети. Работа над татуировкой заняла 30 часов.
- Компания Nedap (Нидерланды) придумала гаджет для зеркал в примерочных кабинах магазинов – для того, чтобы можно было обсудить с друзьями в режиме онлайн, идет ли покупателю примеряемая одежда. Фото из примерочной можно выложить в Facebook или Twitter, а комментарии получить по SMS.
- В феврале 2011 года в Египте зарегистрировали новорожденную девочку по имени Фейсбук Джамаль Ибрахим. Такое имя ребенку дал отец, выразив тем самым благодарность социальной сети Facebook за ту роль, которую она сыграла в отставке президента Хосни Мубарака.
- В декабре 2012 года свои аккаунты в Facebook удалило более 2 миллионов жителей США и Великобритании. Эксперты считают, что социальная сеть просто достигла своей точки насыщения, и количество пользователей теперь будет примерно одинаковым.