Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Google, занимающий сегодня лидирующие позиции среди поисковых систем всего мира, стартовал как тема для диссертации студента Стенфордского университета Ларри Пейджа. Его научный руководитель посоветовал студенту выбрать тему, касающуюся математических свойств Инетернета. В качестве основной задачи для разработки Пейдж выбрал показатель ценности той или иной интернет-страницы исходя из количества и качества внешних и внутренних ссылок. Этот проект под названием «BackRub» вызвал интерес у друга Пейджа, Сергея Брина, стенфордского аспиранта, и уже вместе они стали заниматься данной темой. Вся эта история с диссертацией, происходившая в 1996 году, в конце концов, привела к созданию поисковой системы BackRub. Попытка Пейджа и Брина объять необъятное (то есть упорядочить безграничные объемы информации, хранящейся в интернете) быстро привела к тому, что университетский интернет-канал не выдержал огромного трафика, и друзьям пришлось искать для развития своих идей новые сервера. И 4 сентября 1998 года в штате Калифорния регистрируется компания Google – с тремя сотрудниками, стартовым капиталом в 100 тысяч долларов и офисом в гараже.

 

История развития

Само название Google - это несколько переиначенный математический термин гугол, огромное число, обозначающееся единицей со ста нулями, что символизирует безграничность Сети и информации, которую в ней можно найти. Под таким названием компания и начинает свою работу. Будучи еще нигде не зарегистрированной, Google Inc получает первое финансовое вливание в размере 100 тысяч долларов от Энди Бехтольштейма, одного из основателей Sun Microsystems, компани по производству программного обеспечения.

Поисковую систему Google заметили достаточно быстро - уже в конце 1998 года она попадает в топ-100 сайтов по версии журнала PC Magazine как поисковая система с "высокорелевантными результатами поиска". За первый год своего существования Google проиндексировал более 60 миллионов страниц - благодаря разработанному Педжем и Брином алгоритму PageRank поиск соответственно запросам был намного более точным, нежели у существующих поисковиков. Новшество PageRank заключалось в том, что оценивалось не только количество повторений слова-запроса, а и число обратных ссылок на конкретный адрес, что значительно повысило качество поиска.

В июне 1999 года Google берет в кредит 25 миллионов долларов, переезжает из гаража в настоящий офис и нанимает еще троих сотрудников. Штат компании быстро расширяется (сегодня в корпорации работает уже более 30 тысяч человек). Растет и количество пользователей сервиса – кроме релевантного поиска многих интернет-пользователей привлекает простой дизайн без излишеств и абсолютно понятный интерфейс. В 2000 году Google разрабатывает региональные версии поисковой системы для Германии, Франции, Италии, Швеции, Испании, Португалии, Нидерландов, Норвегии, Дании, Китая, Кореи и Японии на соответствующих языках. В этом же году Google получает сразу две своих первых премии – международную профессиональную интернет-премию Webby, которая присуждается по решению жюри, и карьерную премию People’s Voice, присуждаемую по результатам голосования среди интернет-пользователей. В конце года Google предоставляет своим пользователям осуществлять поиск в интернете, не заходя на саму страницу гугла, с помощью "панели инструментов Google" для браузера.

В следующем году Google становится все более многоязычным – поиск доступен уже на 72 языках. Таким образом, к концу 2001 года Google проиндексировал уже более 3 миллиардов интернет-страниц. Тогда же к поиску добавляются и первые дополнительные сервисы – Google.Новости, сразу объединивший около 4 тысяч новостных источников, и Google.Покупки, изначально известный как Froogle. Популярность Google не только как поисковой системы, но и как тренда вообще набирает обороты настолько, что в 2003 году Американское диалектологическое сообщество присуждает слову "Google" звание "слова года". Сам же Google в этом году организовывает конкурс для программистов с солидными денежными премиями – Code Jam. Кроме того, запускается новый сервис, позволяющий производить поиск по фрагментам литературных произведений (Google.Книги).

К 2004 году Google проиндексировал уже 8 миллиардов веб-элементов – не только собственно веб-страниц, но и изображений. В 2005 году разработчики Google запускают сервис Карты - со спутником и возможностью построения маршрутов, и тогда же – Google.Earth, предоставляющий возможность просматривать не только картографические материалы, но и реалистичные снимки со спутника. Кроме того, начинает свою работу и Google.Talk – достаточно простой мессенджер, который, если бы не Skype, вполне смог бы набрать серьезную популярность. Под конец 2005 года Google запускает еще два сервиса – Google.Аналитик, позволяющий анализировать посещаемость интернет-ресурсов и эффективность рекламных и маркетинговых кампаний, и мобильную версию почтового сервиса Gmail. С 2006 года Google начинает искать еще и по такой категории запросов как патенты – в рамках разработки данного приложения было проиндексировано более 7 миллионов патентов начиная с XVIII века. А со следующего года Google открывает свободную регистрацию в почте Gmail – до этого создать свой почтовый адрес можно было только по приглашению уже зарегистрированного пользователя.

Пример изображения на сервисе Google.Earth

В мае 2007 года Google представляет универсальную технологию поиска, которая позволяет отображать на странице поисковых результатов одновременно и веб-ресурсы, и изображения, и видео, а также соответствующие новости и книги. Еще один сервис Google, получивший достаточно широкое распространение и быстро завоевавший популярность многих интернет-пользователей – браузер Chrom – был запущен в сентябре 2008 года, причем, уже с первого сентября по Сети начали "ходить" комиксы, посвященные данному браузеру. В 2010 году стартует первая телевизионная рекламная кампания Google. Так как первый ролик вышел в феврале, в преддверии дня Святого Валентина, то посвящен он был романтической истории, рассказанной с помощью поисковых запросов. В дальнейшем рекламисты развили эту идею, используя поисковые запросы для повествования о различных жизненных ситуациях.

Ежегодно Google продолжает обновлять свои сервисы и расширять количество дополнительных служб. И в январе 2012 года решает максимально объединить всю информацию – создана "Твоя Вселенная в поиске Google", которая в ответ на поисковые запросы выдает информацию любого вида и типа, а также производит поиск по социальным сетям и профайлам. Тогда же Google проходит сертификацию по охране труда и окружающей среды ISO 14001 и OHSAS 18001 и становится первой интернет-компанией, соответствующей мировым стандартам в этой сфере.

 

Принцип работы

Индексацию сайтов для Google производит поисковый робот Googlebot, а также несколько дополнительных роботов, которые сканируют сайты для мобильных приложений (Googlebot-Mobile), для индексации изображений (Googlebot-Image), для сканирования на содержание контекстной рекламы (Mediapartners-Google) и для аппаратно-программного комплекса Search Appliance (Google Search Appliance (Google) gsa-crawler).

Страница результатов поиска Google

При отборе сайтов для показа на странице результатов поисковая система Google использует алгоритм, учитывающий несколько факторов: долговременность ресурса, количество и качество обновлений контента на сайте, результаты анализа PageRank, данные о домене, хостер, на котором размещен сайт. Что касается долговременности ресурса, то данный фактор можно назвать наиболее важным при обработке запросов в Google – активное существование ресурса в течение длительного времени практически дает "зеленый свет" для попадания на страницу результатов. Для распознавания давно действующих сайтов Google использует фильтр Sandbox, известный как Песочница - своеобразный "перевалочный пункт", куда попадают новые сайты, а также сайты с часто меняющимися владельцами. Кроме того, Google работает по схеме TrustRank, сравнивая эталонные сайты (те, которые созданы вручную или частично вручную) с остальными по качеству ссылок. Таким образом отсеиваются новые и так называемые "плохие" ресурсы. Таким образом, для того, чтобы сайт гарантировано попал в поиск Google, он должен существовать долго и обладать контентом, который цитируется на максимально возможном количестве других ресурсов (при этом учитывается и дата цитирования).

Если говорить об обновлениях, то Google достаточно жестко отслеживает содержание сайтов – частоту и объемы обновлений, отсутствие уникального контента при наличии внешних ссылок, перемены в использовании ключевых слов, изменения количества страниц и т. д. Главным образом, такой контроль за наполнением ресурсов направлен на борьбу со спамом – для того, чтобы портал, позиционирующий себя в качестве, например, новостного ресурса не направлял пользователей на рекламные страницы. Кроме того, для того, чтобы сайт адекватно индексировался в Google, на него не должно быть чрезмерно много ссылок с менее популярных сайтов либо с "плохих" (по мнению Google) ресурсов. Также при формировании списка результатов Google анализирует и данные о домене и хостинге – информация о бывших владельцах домена и сроке его приобретения нынешним владельцем может играет важную роль, так как купленные на короткий срок домены Google доверия не внушают. Также и хостинг-компании, которые без ограничений размещают у себя порталы, например, с запрещенным контентом не проходят "проверку" Google – даже если данный конкретный сайт оперирует вполне законной информацией.

Кроме того, Google предоставляет некоторую "фору" сайтам при первой индексации – например, если на ресурс ведут несколько ссылок с уже хорошо зарекомендовавших себя сайтов. Такому ресурсу временно присваивается высокий показатель PageRank и, соответственно, обеспечивается хорошее место на странице результатов поиска.

 

Основные сервисы и инструменты Google

Система Google предоставляет своим пользователям доступ к десяткам сервисам, как общим, так и персонифицированным, а также предлагает для пользования достаточно много инструментов. Среди наиболее используемых сервисов, такие как статистика поиска, сервис контекстной рекламы, платформа для ведения блогов, закладки, документы, переводчики и словари, почта, карты и снимки со спутника, мобильные приложения, новости, история поисковых запросов и корреляция заданных слов с наиболее частыми поисковыми запросами на ту же тему. Кроме того, в системе Google существуют и такие относительно мало используемые сервисы как собственная социальная сеть Google+, закрытый ныне за ненадобностью Google Wave – сайт, объединяющий в себе почту, мессенджер и соцсеть, личная медицинская карта, интернет-телефония, возможность привязки принтера к интернет-сети для удаленного доступа, сервис для трехмерного моделирования, а также закрытая вики-энциклопедия и еще множество других. Полный и постоянно обновляющийся список сервисов Google можно найти на главной странице сайта.

Кроме того Google предлагает пользователям использовать различные инструменты. Наиболее известный из них – это интернет-браузер Chrom, который осуществляет сбор и поиск информации исключительно с помощью роботов Google. Также Google представляет следующий инструментарий:

  • Google Deskbar – инструмент для осуществления поиска прямо с рабочего стола компьютера
  • Google Desktop – инструмент для поиска различных данных на компьютере (не только по "файлам и папкам" как стандартный "Поиск", но и по содержанию электронной почты, истории поисковых запросов и переходов в браузере, а также по сообщениям в "гугловском" мессенджере)
  • Google Code – сайт для разработчиков открытого программного обеспечения со списком исходных кодов и публичных API
  • Project Hosting – бесплатный хостинг
  • Google Earth – реалистичные трехмерные изображения Земли, сделанные со спутника
  • Google Pack – совокупность нескольких продуктов, так называемый "установочный пакет", состоящий из нескольких сервисов и инструментов Google
  • Picasa – сервис для работы с фотографиями
  • Hello – приложение к Picasa для распространения фотографий среди друзей без использования электронной почты
  • Google Web Accelerator – специальная программа, которая увеличивает скорость работы браузеров за счет того, что заранее скачивает информацию, которая возможно будет интересна данному пользователю
  • Google Toolbar – поисковая панель Google для различных браузеров

Кроме того, сегодня Google помимо стандартного веб-поиска осуществляет поиск информации по литературным произведениям и научными публикациям, блогам, изображениям и видеофайлам, патентам, коммерческим предложениям, адресам и телефонам, а также открытым исходным кодам. Также в систему Google интегрирован калькулятор и конвертер валют.

 

Google и первоапрельские розыгрыши

С 2000 года Google активно "празднует" первое апреля – запускает различную заведомо ложную информацию о своих сервисах и обновлениях. Так, первой шуткой "от Google" стало заявление о новой функции Google, находящейся в стадии разработки – MentalPlex – позволяющей производить поиск, считывая мысли пользователя (он в этот момент должен максимально реалистично представить себе результаты поиска). В качестве следующей шутки в 2001 году Google объявил, что будет использовать голубей для сбора информации – так как в то время экологическая ориентированность компании, козы и ульи на лужайке еще были в далеком будущем, первоапрельской "новости" не поверили. В отличие, кстати, от первоапрельской шутки 2004 года, когда Google объявил о подготовке к открытию исследовательского центра на Луне Googlunaplex. В дальнейшем Google предлагал своим пользователям пить специальный напиток для повышения умственных способностей, помощь в выборе партнера для личной жизни, бумажные архивы Google и прочие интересные вещи. Последний на момент 2012 года розыгрыш Google – это "разработка" многозадачного браузера Chrom, в котором можно работать одновременно двумя руками, подключив к компьютеру несколько мышей, к каждой из которых будет привязан отдельный курсор.