Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Mail.Ru – один из крупнейших коммуникационных порталов русскоязычного Интернета. Согласно данным, на начало 2013 года ежемесячная аудитория Mail.Ru составляет свыше 50 миллиона человек. По популярности данный ресурс занимает 34 место во всем мире и пятое – по России.

Только на проекте Mail.Ru работает более 2,8 тысяч человек. Сам ресурс является собственностью инвестиционной группы Mail.Ru Group.

По словам вице-президента и технического директора Mail.Ru Владимира Габриеляна, у портала имеется восемь центров обработки данных, количество серверов составляет 9000 единиц. В техническом департаменте Mail.Ru работает более семисот специалистов.

 

История

Изначально многофункциональный портал Mail.Ru был известен главным образом как почтовая служба. С нее, собственно, и началась история ресурса. Почтовик Mail.Ru был создан в 1998 году силами питерских программистов, работающих в российском офисе американской компании DataArt. Разработав программное обеспечение для почтового сервиса, они предполагали продавать его на иностранном рынке, а появление в рунете почтового сервиса в ноябре 1998 года было всего лишь тестированием. Однако портал неожиданно начал набирать популярность. Доменом Mail.Ru на тот момент владели друзья Алексея Кривенкова (одного из тех самых питерских разработчиков), так и было принято решение оставить почтовое решение в полное владение русскоязычным пользователям. По словам того же Кривенкова, с самого начала идея была далека от бизнес-плана, и разрабатывалась исключительно для интереса.

Тем не менее, в 1999 году подразделение DataArt Enterprises было преобразовано в ЗАО "Порт.ру". Закрытое акционерное общество привлекло неплохие инвестиции – около 6 миллионов долларов от американских компаний Balestra Capital и Delta Capital Management. На полученные средства Порт.ру приобрели следующие активы: Music.ru, Autoport.ru, Rabota.ru, Talk.ru, Internet.ru, Torg.ru.

DataArt обеспечивала техническую поддержку проектов Порт.ру с 1998 по 2001 год. В апреле 2001 года Порт.ру объявили об отказе от услуг DataArt. Незадолго до этого, в начале 2001 года, произошло слияние Порт.ру с инвестиционной компанией netBridge, известной как создатель Molotok.ru, Boom.ru, 24х7.ru. Тогда и появился бренд Mail.Ru.

Тогда же началось и создание мультипортала Mail.Ru, который призван был объединить все сервисы Порт.ру. Первоначально в качестве объединяющего проекта рассматривался List.ru (каталог интернет-сайтов), а также информационный проект Internet.ru, но оба они сильно уступали почте Mail.Ru по популярности и конкурентоспособности, которую на момент объединения ежедневно посещало более 100 000 пользователей, а число пользователей к началу 2001 года достигло 2,5 миллионов человек.

После превращения Mail.Ru из почтового сервиса в интернет-портал был переработан и дизайн. Этим занималась студия Антона Болотова. На портал стали перенаправляться адреса www.port.ru, www.list.ru.

В марте 2002 года число почтовых ящиков достигло пяти миллионов. В этот же период началась активная борьба Mail.ru с вирусами и спамом. Для этого использовались разработки известных российских компаний "Ашманов и партнеры", "Лаборатория Касперского", "ДиалогНаука". Также в этом году выросло количество доменов почтовой службы: к mail.ru добавились bk.ru, list.ru, inbox.ru.

В 2003 году появился интернет-месседжер Mail.Ru Агент, а также запущен проект Путешествия@Mail.Ru.

С 2004 года начинается разработка собственного поиска (будущий GoGo.Ru). Пока же на главной странице сайта используются лицензированные поисковые технологии Google в сочетании с собственными разработками. Система поиска была объединена с каталогом List @Mail.ru. Появляются следующие службы: Wifi @mail.ru, Семинары@mail.ru, Недвижимость@Mail.Ru. Выпускается и мобильная версия Почты@Mail.Ru. с В Mail.Ru Агент добавляется возможность приема голосовых звонков.

2005 год стал годом основания холдинга Mail.Ru Group (Digital Sky Technologies — DST). Появились и новые сервисы — Блоги@Mail.Ru, Фото@mail.ru, Афиша@mail.ru, Леди@Mail.Ru, Деньги@mail.ru и Авто@Mail.Ru. Был обновлен почтовый сервис, а также вышла информационно-поисковая панель для Internet Explorer, Спутник@mail.ru.

В 2006 году число посетителей сайта достигло планки в 3 миллиона. Запущены следующие проекты: Игры@mail.ru, Образование@mail.ru, Видео@mail.ru, Ответы@mail.ru. Вышла первая мобильная версия Mail.Ru Агента и первый в России проект поиска по WAP-ресурсам (WAP @Mail.Ru).

В декабре 2006 совладельцем Mail.ru стал южноафриканский медиахолдинг Naspers.

В 2007 году был запущен собственный поисковый движок GoGo (хотя поиском на главной странице портала становится Яндекс). Появились Мой Мир@Mail.Ru (а также его мобильная версия), Товары@Mail.Ru, Hi-Tech @Mail.Ru. Кроме того, в этом году размер почтового ящика увеличивается и становится неограниченным.

Также в 2007 году было открыто несколько новых офисов компании: в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. В том же году была заключена крупная сделка с сетью сайтов знакомств Mamba.ru – Mail.ru приобрел 30%-ную долю сети самых популярных "знакомок". Правда, данная сделка особо не афишировалась, и информация о ней появилась в прессе только в 2008 году.

В 2008 году появляются Файлы@Mail.Ru, Дети@Mail.Ru. Открываются офисы продаж в Самаре, Челябинске и Новосибирске, открывается официальное представительство в Украине.

Главная страница Mail.ru

В 2009 году Mail.ru покупает все акции Astrum Online Entertainment и становится лидером сферы онлайн-развлечений в России.

Также в 2009 году были запущены новые сервисы: Деньги@Mail.Ru и Здоровье@Mail.Ru. В этом году холдинг Mail.Ru приобретает компании HeadHunter и Astrum. Открывается офис корпорации в Казани. К концу 2009 года Mail.Ru полностью отказывается от поисковых услуг Яндекса на главной странице сайта и начинает использовать собственные технологии.

Но в августе 2010 года Mail.Ru меняет собственные технологии на поиск Google, который отныне используется на главной странице портала. Открывается подразделение в Хабаровске. В этом же году изменяется интерфейс Почты@Mail.Ru.

Mail.Ru Group продолжает расширяться и скупать доли в различных компаниях: в 2010 году Mail.Ru приобретает доли в Zynga, Groupon, ВКонтакте; покупает Одноклассники и ICQ. На территории России название Mail.ru приобретает статус товарного знака.

В 2011 году обновление претерпели поиск и почта. Был открыт сервис "Поиск по обсуждениям" (go.mail.ru/realtime). Mail.Ru и Nokia объявили о совместном выпуске мобильного браузера для телефонов серии S40. В ноябре появился научно-образовательный центр Технопарк Mail.ru (tp.mail.ru) в МГТУ им. Н. Э. Баумана. По данным на июль 2011 года Mail.ru выходит на 33 место в рейтинге самых популярных сайтов мира по версии Alexa.com.

В 2012 году главная станица портала получила новый дизайн и была адаптирована под Retina-дисплеи. Выпускается браузер "Амиго", адаптированный для общения в соцсетях. Улучшения получили Недвижимость@Mail.Ru, Деньги@Mail.Ru, Mail.Ru Агент, Мой мир@Mail.Ru, Почта@Mail.Ru, полностью изменен дизайн у Новостей@Mail.Ru, Товаров@Mail.Ru и Путешествий@Mail.Ru. Холдинг Mail.Ru Group приобрел RuTwit.ru. Открылся филиал в Волгограде.

Агент Mail.ru

16 января 2012 года был запущен внутренний стартап компании Mail.Ru — Футубра — российский микроблоговый сервис, сочетающий в себе функции микро-, фото- и видеоблога.

В ноябре 2012 появилась информация о том, что Mail.Ru отказывается от поисковых услуг Google.

Осенью 2012 стало известно о покупке холдингом Mail.ru Group двухбуквенного домена My.com. Таким образом, компания сделала заявку на покорение зарубежных рынков и грядущий ребрендинг сервисов под этим именем.

 

Статистические данные

В феврале 2000 года число зарегистрированных аккаунтов в почтовой службе Mail.ru достигло миллиона. Этот рекорд был официально зафиксирован и занесён в Российскую книгу рекордов Гиннеса.

На ноябрь 2005 года Mail.Ru достиг показателя в 30 миллионов пользователей. Примерное количество отправляемых и получаемых писем в день - 25 миллионов.

Выручка компании в 2008 финансовом году составила 74,6 млн. долл., чистая прибыль — 34,3 млн. долл.

По данным TNS, в январе 2012 года Mail.ru являлся пятым по популярности сайтом в Рунете с числом пользователей в 30,452 млн.

По состоянию на январь 2012 года, сайт занимает 34 место по популярности в мире, согласно рейтингу Alexa.com.

Российская аудитория портала mail.ru в 2011 году составила около 27 млн. человек в месяц. Самые популярные сервисы — почта (22,7 млн. человек ежемесячно), Мой мир@Mail.Ru (19,8 млн.) и Одноклассники (17,3 млн.).

Большая аудитория также у мессенджера Mail.Ru Агент — 15 млн. человек ежемесячно.

 

Мобильная версия

Основные сервисы портала

Портал mail.ru включает более 40 интернет-сервисов. Все из них можно распределить по следующим категориям:

  • Коммуникации: Почта@Mail.Ru (ключевой сервис портала), Mail.Ru Агент, Мой мир@Mail.Ru, Блоги@Mail.Ru;
  • Игры: Игры@Mail.Ru;
  • Электронная коммерция: Путешествия@Mail.Ru, Товары@Mail.Ru, Недвижимость@Mail.Ru, Деньги@Mail.Ru, Работа@Mail.Ru;
  • Медиа-проекты: Новости@Mail.Ru, Авто@Mail.Ru, Афиша@Mail.Ru, Погода@Mail.Ru, Hi-Tech @Mail.Ru, Леди@Mail.Ru, Дети@Mail.Ru, Открытки@Mail.Ru, Здоровье@Mail.Ru. А также Фото@Mail.Ru, Видео@Mail.Ru, Софт@Mail.Ru и Файлы@Mail.Ru;
  • Навигационные сервисы: Поиск@Mail.Ru, Ответы@Mail.Ru, Карты@Mail.Ru, Спутник@Mail.Ru, Мобильный портал (WAP @Mail.Ru), Браузер «Интернет» с сервисами Mail.Ru.

 

Критика

Главный скандал с Mail.Ru связан с развратными материалами. 9 апреля 2009 года в следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации поступило сразу несколько заявлений от пользователей социальной сети Мой мир@Mail.Ru, в которых они утверждали, что в сервисе распространяются материалы развратного сексуального характера; а модераторы ресурса (опять же, по заверениям заявителей) данные материалы не удаляли, пока не поступали прямые жалобы от других пользователей. Правда, существует мнение, что вся эта история не более чем коммерческая атака.

Следующий инцидент явно клеветнического толка произошел в апреле 2012 года: некий гражданский активист Никитенко заявил, что почтовые сервисы list.ru и mail.ru блокируют сообщения, в которых содержится ссылка на его сайт, посвященный защите группы Pussy Riot. Впоследствии, в официальных СМИ и Твиттере этого самого “гражданского активиста” появилось опровержение собственной клеветы.

 

Интересные факты

  1. По данным технического директора компании, работу портала обеспечивают более 700 сотрудников, 9000 серверов и 8 центров обработки данных.
  2. В 2000 году почтовая служба mail.ru попала в Российскую книгу рекордов Гиннеса за рекорд в миллион зарегистрированных аккаунтов.
  3. Mail.ru не раз подвергали критике за политическую цензуру и удаление комментариев в новостном разделе.
  4. Существуют сервисы Mail.ru, о наличии которых мало кто знает, так как они не афишируются. Считается, что это сервисы, разработанные для внутреннего использования или находящиеся на стадии разработки. Примеры:
  • На pro.mail.ru была доступна AJAX-версия почтового веб-интерфейса, отличающаяся удобством, скоростью работы и отсутствием рекламы.
  • OpenID (openid.mail.ru) — система единого входа на сайты, блоги и форумы.
  • В течение длительного периода времени по адресу edu.mail.ru существовал интерфейс к почте, свободный от рекламы и баннеров. Однако в начале 2011 года доступ к этому порталу был закрыт, после чего по этому адресу возник образовательный портал Академия@mail.ru.