Бай Юй Цзин

Сутра ста притч

(притчи 31-40)

 

Значение слова "мани"
Золотая куница
Золото над водоёмом
Короб, посох и башмак
Коровье молоко
Кража быка
Кровь сына в жертву
Лекарь и горбатый человек
Лечение рубцов
Лысый человек


 

Значение слова "мани"

Некогда один человек занимался любовью с замужней женщиной. Любовное свидание ещё продолжалось, когда вернулся муж и сразу понял, что происходит. Стоя за воротами, муж ждал, когда выйдет любовник, чтобы убить его.
- Мой муж уже обо всём догадался, - сказала женщина любовнику, - и тебе не выйти отсюда иначе, как через "мани".
На её языке слово "мани" значило "отверстие сточной трубы". Женщина имела в виду, что любовник выберется через сточную трубу. Но он понял её неправильно и решил, что речь идёт о жемчужине "Мани" (драгоценном символе Будды). Он стал повсюду искать жемчужину и, не найдя, сказал:
- Раз я не нашёл жемчужины, значит, мне не выйти отсюда и твой муж вот-вот убьёт меня.
Так же поступают люди, живущие в мире. Кто-то сказал:
- Между жизнью и смертью всё заполнено страданиями, пустотой непостоянства и полным отсутствием "я". Если, отказавшись от двух крайностей - прерывистого и вечного,- вступить на средний путь и идти по самой середине, то можно обрести освобождение от мирских уз.
Люди, живущие в мире, ошибочно истолковывая эти слова, начинают доискиваться, существуют ли края света или их нет, существует ли собственное "я" у всех живущих или нет. При этом они никак не обращают внимания на то, что смысл заключен в среднем пути. Вдруг кончается их жизнь. Уничтоженные непостоянством, они попадают на три дороги зла.
Они подобны тому глупцу, который искал жемчужину "Мани" и из-за этого погиб.

 

Золотая куница

Некогда один человек отправился в путь. На дороге он нашёл золотую куницу. Он очень обрадовался, запрыгал от восторга. Куницу положил за пазуху и пошёл дальше.
Он подошёл к реке и хотел было переправиться на другой берег. Разделся, одежду бросил на землю.
В один миг золотая куница превратилась в ядовитую змею. Человек размышлял: "Неужели я погибну от укуса ядовитой змеи? Всё-таки спрячу её за пазуху".
Как только у него появились столь мрачные сомнения, змея снова превратилась в золото.
Находившийся рядом глупец, увидев, что ядовитая змея превратилась в драгоценность, решил, что так бывает всегда. Он взял ядовитую змею и тоже положил её к себе за пазуху. Змея тут же его ужалила. Так он загубил свой телесный облик и умер.
С глупцами в этом мире всегда бывает так. Они видят, что добро приносит выгоду. Будучи внутренне неискренними, они лишь ради выгоды стремятся приобщиться к Дхарме. Когда же жизнь их кончается, они попадают в обитель зла.
Это подобно тому глупцу, который взял ядовитую змею и ею был смертельно ужален.

 

Золото над водоёмом

Некогда один глупец отправился к большому пруду и увидел на дне водоёма отражение чистого золота. С возгласом "Ой, золото!" он тут же полез в воду, зачерпнул ил и стал искать в нём золото. Устал невероятно, но так ничего и не нашёл. Вышел из воды и снова сел. Через некоторое время вода снова стала прозрачной, и снова стало видно, как блестит золото. Он снова нырнул, зачерпнул ил и стал искать. И опять не нашёл.
А в это время его разыскивал отец. Подойдя к пруду, он увидел сына и спросил:
- Чем это ты занимаешься, что так устал?
Сын отвечал отцу:
- На дне этого пруда лежит чистое золото. Я сейчас нырял, хотел зачерпнуть ил и выбрать из него золото. Но так ничего и не добыл, а только устал.
Отец посмотрел на отражение золота на дне пруда и понял, что золото находится на дереве. Он понял это именно благодаря тому, что отражение было на дне водоёма. Отец сказал сыну:
- Конечно же, летела птица, в клюве она держала золото, которое оставила на дереве.
Выслушав отца, сын влез на дерево и достал золото.
Глупые люди, жители этого мира с мудростью незнакомы и делают то же. Для них тайна - отрицание своего "я", хотя Будда учил что свое "я" иллюзорно и временно, они наоборот, думают: "Я существует". Так же как тот, кто увидел призрак золота: долго старался, искал и разглядывал воду,- трудился тщетно и ничего не получил.

 

Короб, посох и башмак

Жили-были два беса-пишача. Они совместно владели одним коробом, одним посохом и одним башмаком. Бесы спорили между собой, каждый из них хотел завладеть этим имуществом. Оба беса суетились, и целый день не могли успокоиться.
В это время какой-то человек услышал их спор и спросил:
- Что особенного в этом коробе, посохе и башмаке, что вы ссоритесь из-за них и пребываете в таком гневе?
Бесы ответили:
- Из этого нашего короба можно достать любую одежду, пищу, постельное бельё - всё, что нужно для жизни, мы достаём оттуда. Стоит только взять в руки этот посох, как противник изъявляет покорность и уже не смеет с тобой спорить. Надевший этот башмак оказывается в состоянии беспрепятственно подняться в воздух.
Выслушав бесов, человек сказал им:
- Отойдите-ка отсюда немного, и я разделю между вами всё поровну.
Бесы, услышав такое, отбежали подальше, а человек тут же схватил короб, взял посох, надел башмак и взлетел. Оба беса опешили: вдруг нечего стало добиваться. А человек сказал им:
- Я забрал то, из-за чего вы спорили, теперь вам не из-за чего будет ссориться.
Бесы-пишача - это намёк на всех злых духов и еретиков. Коробу подобна раздача милостыни: с неё начинается всё, что нужно для существования всех пяти разрядов существ: души грешника, голодного духа, животного, человека и небожителя. Посоху подобно погружение в созерцание: оно уничтожает разбойников - злобу и треволнения этого мира. Башмаку подобно соблюдение обетов: оно непременно возвысит человека до небожителя. Спор всех злых духов и еретиков о коробе - это намёк на то, что люди, "имеющие течь" (в хорошо развитый ум не просачивается вожделение), всеми силами ищут воздаяния, но так ничего и не достигают. Только в том случае, если они смогут усовершенствоваться в добрых деяниях да ещё совершать даяния, соблюдать обеты, погружаться в созерцание, то получат избавление от страданий и достигнут плодов истинного Пути.

 

Коровье молоко

Некогда к глупцу должны были прийти гости. Он решил собрать коровьего молока, намереваясь попотчевать их. И стал думать так: "Если я, начав заблаговременно, буду ежедневно надаивать, то через какое-то время молока соберётся много. А вдруг не окажется места для хранения или ещё: оно прокиснет? Не лучше ли сохранять его в животе самой коровы, а когда придёт время принимать гостей, тогда разом всё и выдоить". Приняв такое решение, он тут же развёл корову и телёнка и привязал их порознь.
Прошёл месяц, только тогда он устроил пир. Встретив и усадив гостей, хозяин, наконец, привёл корову, чтобы выдоить молоко. Но молока-то у коровы не оказалось: оно пропало. И тогда одни гости рассердились, а другие посмеялись.
С глупцом всегда бывает так: когда он хочет совершить даяние, он говорит:
- Я дождусь, когда у меня чего-нибудь будет много, тогда и раздам сразу. Но не успеет такой человек собрать чего-нибудь много, как у него либо отнимут это уездные чиновники, либо пожар или наводнение, а может случиться, его ограбят или же он сам неожиданно умрёт. Так и не наступит время даяний. Точь-в-точь как с тем хозяином, который собирал молоко.

 

Кража быка

Жители одной деревни вместе украли быка и съели его.
Хозяин, потерявший быка, поспешил по следам в их деревню. Он созвал жителей этой деревни и стал расспрашивать их об обстоятельствах дела. Он спросил:
- Я нахожусь в вашей деревне, не так ли?
Укравшие отвечали:
- У нас, право же, нет никакой деревни.
Тот продолжал:
- В вашей деревне, не правда ли, есть пруд? И возле этого пруда вы съели быка?
Жители деревни отвечали:
- Нет пруда.
Тот снова спросил:
- А у пруда есть дерево?
Жители деревни отвечали:
- Нет дерева.
Тот продолжал расспрашивать:
- Когда вы похищали быка, это происходило к востоку от вашей деревни?
Жители деревни отвечали:
- Нет у нас востока.
Тот снова спросил:
- Когда вы похищали быка, был полдень?
Жители деревни отвечали:
- У нас и полдня нет.
Тогда тот сказал:
- Можно было допустить, что у вас нет деревни и нет дерева. Но не может не быть на земле востока или времени дня. Ясно, что вы лжёте, и верить вашим словам нельзя. Итак, вы похитили быка и съели его, не так ли?
И они признались ему в том, что действительно съели.
То же происходит с людьми, нарушающими запреты. Они скрывают свои прегрешения и не хотят, чтобы последние были обнаружены. После смерти они попадают в подземную тюрьму для грешных душ. Все небесные духи добра наблюдают за ними небесным оком, от которого ничего не скроешь.
Это подобно тому, как жители деревни съели быка и не смогли не сознаться в этом.

 

Кровь сына в жертву

В давние времена жила-была женщина. И был у неё один сын. А ей хотелось иметь ещё. Она стала спрашивать других женщин, кто из них способен сделать так, чтобы у неё были ещё сыновья.
Нашлась старуха, которая сказала:
- Я могу поспособствовать, чтобы у тебя были столь желанные сыновья. Но надо обязательно принести жертву небу. Женщина спросила у старухи:
- Что же нужно принести в жертву?
Старуха отвечала:
- Убей своего сына, а его кровь принеси в жертву небу. Тогда обязательно будет много детей.
Следуя совету, женщина уже собиралась убить сына. К счастью, рядом оказался мудрый человек, он осмеял и выругал её:
- Ты глупа, лишена мудрости, вот и докатилась до того, чтобы ради ещё не существующих сыновей - да и неизвестно, будут ли они вообще когда-нибудь,- убивать сына, который уже есть.
Глупцы тоже поступают так. Во имя будущей радости они бросаются в огненные ямы. Они причиняют себе всякого рода увечья, для того чтобы возродиться на небе.

 

Лекарь и горбатый человек

Один человек стал страдать из-за горба на спине. Он обратился к лекарю, чтобы тот его вылечил.
Лекарь смазал горб маслом, наложил сверху и снизу доски и с силой сжал до боли. Он не заметил, что у больного выскочили из орбит сразу оба глаза.
Глупцы в мире тоже поступают так. Чтобы устроить счастье, они заботятся о пропитании, занимаются торговлей, совершают поступки, идущие вразрез с Законом. Вроде бы и дела делают, но польза от них не покрывает вреда. В будущих мирах они попадают в подземную тюрьму для грешников. Их можно уподобить лекарю, из-за которого у больного оба глаза вылезли из орбит.

 

Лечение рубцов

Некогда правитель избил человека плетью. Сразу после избиения тот наложил на раны лошадиный навоз, чтобы поскорее заживали.
Это наблюдал глупец.
- Я немедленно применю этот способ лечения, - сказал он радостно.
Вернувшись домой, он попросил сына:
- Отстегай-ка ты меня плетью по спине. Я знаю хороший способ залечивать раны и сейчас хочу испытать его на себе.
Сын отстегал глупца по спине плетью, а тот наложил на рану навоз и счёл себя крайне находчивым.
Так бывает и с людьми в мире. Услышат от кого-то: "Если упражняться в созерцании нечистого, то можно уничтожить телесные раны от пяти скверн (страсть, гнев, невежество, высокомерие, гордыня)",- и говорят: "Я желаю созерцать женскую красоту". Но из-за пяти порочных желаний (порождаемых восприятиями через органы чувств) они оказываются охваченными заблуждением от женской красоты, ещё не успев разглядеть нечистое. В круговороте жизни и смерти они попадают в подземную тюрьму для грешников. Происходит точно тоже, что с глупцами в мире.

 

Лысый человек

Жил-был человек, у которого на голове не было волос. Из-за этого он зимой страдал от холода, а летом - от жары. К тому же его кусали комары и слепни. Ни днём, ни ночью он не знал покоя и от этого очень мучился.
Был один лекарь, который знал множество чудодейственных рецептов. Человек с лысиной пришёл к нему и сказал:
- Хочу лишь одного, великий лекарь, избавь меня от моей лысины.
Лекарь сам был лысый. Он тут же снял шапку и показал лысину, при этом он сказал:
- И я страдаю от того же, и мне оно доставляет мучения. Если бы я был способен излечивать от облысения, то, прежде всего, избавил бы себя от этого недуга.
Так же и с людьми в мире. Их охватывает беспокойство по поводу рождения и старости, болезни и смерти, они стремятся обрести долголетие и бессмертие. Они слышат, что существуют шраманы (отшельники или аскеты), брахманы (просветлённые), искусные лекари (будды и бодхисаттвы), что они отлично излечивают все недуги этого мира. Люди приходят к ним и говорят:
- Хочу лишь одного: чтобы вы избавили меня от этого недуга - бесконечного круговорота жизни и смерти - и навеки поместили бы туда, где постоянный покой и радость, чтобы жить там вечно, без перевоплощений.
На это брахманы отвечают:
- Мы тоже страдаем от такого непостоянства - рождение, старение, болезни, смерть - и всеми средствами ищем место, где живут вечно, но никак не можем обрести его. Если б мы сейчас были в состоянии дать тебе возможность обрести такое место, мы наверняка обрели бы его сначала сами, после чего помогли бы и тебе обрести его.
Это подобно тому, как человек, который страдал из-за своей лысины, зря только старался: вылечиться всё равно не мог.