Бай Юй Цзин
Сутра ста притч
(притчи 51-60)
Незначительное состояние
Новые живые существа
Обещанная плата за музыку
Обёртка из парчи
Обточка большого камня
Огонь и холодная вода
Осёл и посуда
Отметка на воде
Отцовская добропорядочность
Оштукатуривание стен
Незначительное состояние
Жил некогда один бедняк. Состояние у него было совсем незначительное. Увидел он богача и задумал сравниться с ним богатством.
А так как сравнивать было невозможно, то имевшееся у него незначительное состояние он надумал бросить в реку.
Сосед ему сказал:
- Хотя богатство твоё невелико, всё же на него ты смог бы прожить хоть несколько дней. Зачем же отказываться от него и бросать всё в реку?
Глупцы в мире поступают так же. Хотя они и уходят в монахи, им мало той выгоды, которую они получают. В душе они чувствуют, что чаяния их не сбылись. Они не могут сравниться с теми, кто высокодобродетелен. Стремясь к такой же выгоде, они видят, что те, которые обладают добродетелью с давних пор, всегда имеют большую славу и множество даяний. Они пытаются сравнивать себя с ними.
Но так как сравниться всё равно не могут, то в душе затаивают тоску и страдания. И тогда они решают отступить от Пути.
Их можно уподобить тому глупцу: задумал тягаться состоянием с богачом и сам же выбросил всё, что имел.
Новые живые существа
Все брахманы провозглашают великого царя Брахмадеву отцом мира и говорят, что он может создавать всё живущее.
А у повелителя, творящего всё живущее, был ученик, который сказал:
- Я тоже могу создавать живых тварей.
На самом же деле это был дурак, считавший себя мудрецом. Он сказал Брахмадеве:
- Я желаю создавать живых тварей.
- Не возымей такого намерения! Ты не можешь этого делать, - возразил Брахмадева.
Но глупец пренебрёг этими словами Брахмадевы и всё же решил создавать живых тварей. Увидев, что сотворил его ученик, Брахмадева сказал:
- Ты делаешь голову слишком большой, а шею слишком маленькой, руки слишком большими, а предплечье слишком маленьким, ноги очень маленькими, а пятки очень большими. Твои создания похожи на бесов-пишача.
Смысл сей притчи в том, что необходимо понять: каждое живое существо создаётся своими прошлыми делами, а не Брахмадевой.
Когда Будды излагают Закон, они не впадают ни в одну из двух крайностей: они не касаются ни прерывности, ни постоянства. Таким образом, они трактуют Закон с помощью благородного восьмеричного пути, включающего: правильный взгляд, правильные намерения; правильную речь, правильные поступки, правильную жизнь, правильные усилия, правильную память, правильное сосредоточенное размышление. Кто пройдет, восьмеричный путь, ступень за ступенью, достигнет Нирваны.
Еретики же, столкнувшись с такими явлениями, как прерывность и постоянство, порождают иллюзорную привязанность к вещам. Обманывая мир, они придают своим толкованиям лишь внешнюю форму Закона. На самом же деле то, что они проповедуют, вовсе не является Законом.
Обещанная плата за музыку
Музыканты играли для правителя. Правитель обещал им за это тысячу монет.
После игры они стали требовать от правителя обещанных денег, а он им не давал. Правитель сказал:
- Когда вы играли для меня, то услаждали мои уши, да и только. Суля вам деньги, я тоже услаждал ваш слух.
С воздаянием в мире дело обстоит так же. Хотя те, кто из мира людей попадает на небеса, и получают ничтожное наслаждение, в нём нет ничего реального. Оно непостоянно, преходяще, его нельзя удержать надолго. Это подобно тому, как те "услаждали, да и только".
Обёртка из парчи
Некогда вор забрался в дом богатого человека, украл там парчовое шитьё и завернул в него ветхое платье из дерюги и ещё всякую всячину.
Мудрые люди его осмеяли.
Глупцы в мире поступают так же: как только они уверуют, что вступили в Закон Будды, они практикуются в осуществлении добрых деяний и во всех заслугах, обещающих благости. Но своей жаждой выгоды они разрушают чистые, без корысти обеты и благостные заслуги.
Обточка большого камня
Какой-то человек обтачивал большой камень. Он много и усердно трудился. Проходили дни и месяцы, а он сделал всего лишь игрушечного бычка.
Сил потрачено много, а то, ради чего старался, ничтожно.
Так и у людей в мире. Обтачивание большого камня сравнимо с муками упорного труда в достижении учёности. Изготовленный в результате маленький бычок - это намёк на то, что слава соотносится как с истинным, так и с ложным. Ведь для достижения учёности предмет рассматривают пристально, с усердием, глубоко штудируют, проникая во многие области знаний.
Следует исполнять долг и лишь в далёком будущем искать высший плод (нирвану), только тогда придёт слава. Если же быть высокомерным, выказывать своё превосходство, то от этого лишь продлятся страдания.
Огонь и холодная вода
Некогда человеку для какого-то дела нужны были огонь и холодная вода. Он развёл огонь и поставил на него таз для умывания, через край наполненный водой.
Какое-то время спустя он хотел воспользоваться огнём, но огонь погас, хотел взять холодной воды, но вода уже нагрелась. И так он лишился обеих вещей - и огня, и холодной воды.
Случается такое и с людьми в мире. Они вступают в Закон Будды, уходят от мира, ищут истинный Путь. Но не успеют они покинуть мир, как мысли их снова возвращаются к их жёнам, детям, родственникам, мирским делам, к удовольствиям от пяти желаний: желание пищи, питья, сна, чувственных наслаждений, богатства. Из-за этого они теряют огонь - благость заслуг и воду - соблюдение обетов.
Люди, мечтающие об удовольствиях от пяти желаний, уподобляются тому, кто лишился огня и холодной воды.
Осёл и посуда
Некогда один брахман-наставник намеревался устроить большой собор. Обратившись к своему ученику, он сказал:
- Мне нужна глазурованная посуда, для того чтобы угощать из неё приглашённых во время собора. Найми-ка мне гончара. Отправляйся на рынок и там поищи.
Ученик пошёл к гончару.
В это время человек вёл осла, нагруженного фаянсовой посудой, человек этот шёл на базар продавать посуду. И вдруг осёл в один миг всё расколотил. Человек повернул назад, стал кричать и плакать. Увидев это, ученик брахмана спросил:
- Чем ты так огорчён и из-за чего убиваешься?
Человек ответил:
- Для того чтобы изготовить эту посуду, я потратил несколько лет упорного, тяжёлого труда - и вот получилась посуда. Я вёз её на базар продавать, а этот негодный осёл в один миг разбил всю мою посуду. Вот я и убиваюсь.
Услышав это, ученик брахмана очень обрадовался и подумал:
- Этот осёл - удивительная тварь: он сумел в один миг разбить то, что делалось в течение столь долгого времени. Я, пожалуй, куплю этого осла.
Ученик вернулся к наставнику верхом на осле. Наставник спросил у него:
- Почему же ты не привёл гончара и зачем мне этот осёл?
Ученик отвечал:
- Этот осёл превзошёл гончара: посуду, на изготовление которой гончар затратил так много времени, осёл разбил в один миг.
Тогда наставник сказал:
- Ты очень глуп, нет в тебе никакой мудрости. Этот осёл только и может, что бить. Но дай ему хоть сто лет, он не сделает ни единой посудины.
Так же и люди в мире: у них нет никакого желания отплатить добром тем, кто многие годы приносит им дары. Напротив, они постоянно вредят своим благодетелям и вовеки не принесут им пользы.
Те, кто забывает о благодеяниях, во всём подобны этому ослу.
Отметка на воде
Некогда один человек плыл на лодке по морю и потерял серебряную чашу: он уронил её в воду.
Тут же он решил: "Сделаю-ка я для памяти отметку на воде, что чаша осталась здесь, и двинусь дальше, а через некоторое время достану её".
Плыл он два месяца и приплыл в Государства Льва (Цейлон). Здесь он увидел речку, полез, в неё и стал искать потерянную ранее чашу. Когда его спросили, что он делает, он ответил:
- Некоторое время тому назад я потерял серебряную чашу и вот хочу разыскать её.
Его спросили:
- Где ж ты её потерял?
- При выходе в море, - отвечал он.
- Сколько времени прошло с тех пор, как ты ее потерял? - продолжали его расспрашивать.
Он сказал, что прошло уже два месяца.
- Если с тех пор, как ты её потерял, прошло уже два месяца, почему ты сейчас ищешь её именно здесь? - спросили люди.
- Потому, - ответил он, - что там, где я потерял чашу, я сделал для памяти отметку на воде. А вода в этой реке ничем не отличается от той, на которой я сделал отметку. Вот я и ищу здесь.
- Допустим, - продолжали люди, - вода одна от другой не отличается, но, когда ты потерял чашу, ты ведь находился где-то там, а ищешь её здесь. Откуда она может взяться!
И тут все, как один, стали громко смеяться над ним.
Так же поступает и еретик: он не совершенствуется в правильных поступках. Внешне он как будто бы и добродетелен. Сбившись с ног, ищет причину страданий, чтобы освободиться от мирских уз.
Точь-в-точь как с тем глупцом: потерял чашу в одном месте, а ищет совсем в другом.
Отцовская добропорядочность
В давние времена какой-то человек расхваливал перед собравшимися добропорядочность своего отца. Он говорил:
- Мой отец милосерден, он не убивает и не ворует. В поступках прям, в речах правдив, а сверх того, занимается раздачей милостыни.
Эти слова услышал один дурак и заявил:
- Мой отец своей добропорядочностью значительно превзошёл твоего.
Люди спросили:
- Какие же похвальные поступки совершил твой отец? Пожалуйста, расскажи нам о них.
Дурак отвечал:
- Мой отец с самого детства пресёк в себе плотские желания и никогда не осквернял себя ими.
Люди сказали:
- Если твой отец пресёк в себе плотские желания, то как же ты родился?
Ну и высмеяли его все окружающие!
Так поступает и тот в этом мире, кто, будучи лишён разума, подвержен перерождениям: он хочет воспеть добродетели человека, но так как он не разбирается в существе дела, то его похвала превращается в хулу.
Точно как с тем глупцом: хотел прославить отца, но своими высказываниями развенчал его.
Оштукатуривание стен
Как-то раз один человек пришёл к другом у и увидел, что у того в доме стены оштукатурены, пол ровный, в доме чисто и приятно.
Тогда он спросил хозяина:
- На чём ты замешивал глину, что так хорошо получилось?
Хозяин сказал:
- Как следует размочил в воде рисовые отруби, подмешал к глине и обмазал стену, потому так и получилось.
Глупец подумал: "А если взять чистый рис? Ведь лучше это сделать с чистым рисом. Стена будет белая и чистая. И глина ляжет ровно и хорошо".
Тут же он взял рис, замешал с глиной и обмазал стену. Он рассчитывал, что получится ровно и хорошо, а получилось наоборот - бугры и вмятины. И вся стена потрескалась. Зря только рис израсходовал, а пользы никакой. Лучше было бы раздать этот рис в виде подаяния и тем обрести благостные заслуги.
Люди в мире тоже поступают так. Услышат, как мудрый человек, толкуя Закон, утверждает, что, совершенствуясь во всём добром, принося в жертву самого себя (обжигая или отрезая части своего тела), можно достичь возрождения на небе и тем самым освободиться от мирских уз, кончают с собой в надежде тоже возродиться на небе и освободиться от мирских уз. Но они только напрасно губят себя, ничего не достигая. Точь-в-точь как тот глупец.