Бай Юй Цзин

Сутра ста притч

(притчи 81-90)

 

Содранное мясо
Сожжение грубой одежды
Сожжённое орлиное дерево
Солнечное затмение
Спор о волоске
Способ употребления лекарства
Страшное заклинание
Требую "ничего"!
Трёхэтажная постройка
Три лепёшки


 

Содранное мясо

Некогда человек осуждал правителя за его грехи, он говорил:
- Правитель очень жесток, он правит несправедливо.
Правитель услышал это и очень разгневался. Он никак не мог выяснить, кому принадлежали эти слова. Поверив клеветнику, схватил преданного сановника и высочайше приказал вырезать у того из спины сто лянов (около 3,5 кг) мяса.
Нашелся, однако, какой-то человек, который установил, что пострадавший не произносил таких слов. Тогда правитель в душе раскаялся и потребовал, чтобы пострадавшему наложили на спину в виде заплаты тысячу лянов мяса. Ночью пострадавший стонал, кричал, пребывая в муках.
Правитель, услышав его стоны, спросил:
- Что ты страдаешь? Тебе вернули твои сто лянов в десятикратном размере. Неужели этого недостаточно? Почему ты так огорчаешься?
Приближённые ответили:
- Великий правитель, если б вам отрубили голову и дали бы тысячу других голов, всё равно смерти было б не избежать. С ним то же самое: пусть он получил мясо в десятикратном размере, но от страданий и болей не избавился.
То же бывает и с глупцами: они не боятся будущего. С жадностью предаются наслаждениям нынешней жизни, подвергают мучениям все живые твари, издеваются над простым народом, накапливают большие состояния и ещё надеются избавиться от грехов и получить счастливое воздаяние (перевоплощение в будущем рождении в существо высшего порядка).
Точь-в-точь как тот правитель: содрал со спины человека кожу, вырезал мясо, залатал спину другим мясом и считает, что не заставил того страдать. Видано ли такое?!

 

Сожжение грубой одежды

Жил-был некогда человек в бедности и нужде. Нанявшись к кому-то на работу, он заработал себе на одежду из самой грубой ткани. Он надел эту одежду на себя.
Тут его увидел какой-то другой человек и сказал:
- Род твой знатен, ты - сын благородного человека, как можешь ты носить такую грубую одежду? Вот я сейчас научу тебя, как раздобыть самую изысканную одежду. Ты только поступай, как я велю, а уж я тебя ни за что не подведу.
Бедняк обрадовался, изъявив почтительную готовность следовать указаниям этого человека. А человек тут же на месте развёл огонь и сказал бедняку:
- Теперь снимай свою дерюжную одежду и бросай её прямо в огонь. Я сделаю так, что, как только она сгорит, на том самом месте, где она сгорела, ты найдёшь изысканно прекрасное царское платье.
Бедняк мигом разделся и бросил свою одежду в огонь. Когда же она сгорела, он стал искать на том месте, где полыхал огонь, надеясь найти там изысканно прекрасное царское одеяние, но так ничего и не нашёл.
Люди в мире ведут себя подобным же образом. Из прошлого перерождения, совершенствуясь в соответствии с законом добра, они приобретают в настоящем человеческий облик. Его следует беречь и охранять и, продвигаясь в обретении добропорядочности, совершенствовать карму. Они же, обманутые еретиками, поддаются злым чарам. Последние твердят:
- Ты сейчас должен доверять моим словам. Занимайся всякого рода мученичеством: бросайся с утёсов, отправляйся на костры. Как только ты расстанешься со своим настоящим телесным обликом, ты возродишься на Небе, обретёшь вечное блаженство и радость.
Послушные этим словам, люди в мире жертвуют своей плотью. Однако, лишившись её, они попадают в подземную тюрьму для грешников и подвергаются всем мукам. Таким образом, потеряв человеческий облик, они ровно ничего не обретают. Происходит точно то же, что с тем бедняком.

 

Сожжённое орлиное дерево

Как-то давно один почтенный человек отправился за орлиным деревом в заморские края. Ему понадобился целый год, чтобы набрать воз этого дерева. Когда он вернулся домой, то пошёл на базар продавать орлиное дерево. Но стоило оно очень дорого, и потому покупателей не оказалось.
Прошло много дней, а человек всё не мог сбыть свой товар. Он устал, это занятие ему надоело, он ощутил беспокойство и тревогу. Тут он увидел, что человек, который торговал древесным углём, быстро всё распродал. Тогда он подумал:
- Пожалуй, лучше я сожгу орлиное дерево и сделаю из него уголь. Уголь можно будет быстро продать.
Он сжёг орлиное дерево, образовался уголь. Уголь он понёс на базар и продал. Но за уголь, полученный из орлиного дерева, он не получил даже того, что стоило полтелеги обычного угля.
Так поступают и глупцы в мире: они прибегают к бесчисленному множеству способов в надежде на плоды Будды (возможность в будущей жизни достичь нирваны). Но так как последние недостижимы, то появляются отступнические мысли: лучше уж принять решение стремиться к плодам гласу внимавших, поскорее прекратить круговорот жизни и смерти и стать архатами (теми, в ком угасли желания).

 

Солнечное затмение

Некогда правитель Асуров (демонов), увидев, что солнце светит слишком ярко, заслонил его своей рукой (произвёл затмение).
Лишённый разума заурядный человек незаслуженно обвинил ни в чём не повинную собаку в том, что это она виновна в солнечном затмении.
Все люди суетного мира тоже таковы. Они алчны, сердиты и глупы. Из-за этого ни за что ни про что они подвергают страданиям своё тело: спят на колючках терновника, на пять ладов жгут своё тело.
Это можно сравнить с тем, как из-за солнечного затмения побили ни в чём не повинную собаку.

 

Спор о волоске

Однажды два мальчика забрели в речку и стали играть. Со дна речки они достали пригоршню волос. Один мальчик сказал:
- Это борода святого.
Другой же мальчик сказал:
- Это шерсть медведя.
В те времена жил на берегу реки один отшельник. Так как спору мальчиков не было конца, они отправились к отшельнику, чтобы разрешить свои сомнения. Отшельник тут же взял зёрнышки риса и конопли, подержал во рту, пожевал и, выплюнув на ладонь, сказал мальчикам:
- То, что у меня на ладони, очень похоже на павлиний помёт.
Таким образом, этот отшельник не ответил на то, о чём его спрашивали, и люди поняли это.
Глупцы в мире тоже поступают так. Во время толкования Закона они развлекаются рассуждениями о разных законах, а не отвечают, в чём состоит главный принцип учения. То же, что с тем отшельником: он не ответил на то, о чём его спрашивали, и всеми был осмеян. Тот, кто растекается в пустых речах, уподобляется отшельнику.

 

Способ употребления лекарства

Некогда один человек страдал расстройством желудка. Лекарь сказал, что нужно немедленно сделать промывание и тогда всё пройдёт.
Он тут же приготовил сифон для промывания и собирался проделать эту процедуру. Но не успел ещё лекарь подойти к больному, как тот взял и выпил лекарство.
У больного вздулся живот, и он чуть не умирал от нестерпимой боли, когда подошёл лекарь и, удивившись происшедшему, спросил:
- Что с тобой?
Больной отвечал лекарю:
- Лекарство, которое ты приготовил для промывания, я выпил и, наверно, вот-вот умру.
Услышав такое, лекарь принялся укорять его:
- Ну и дурак, не разобрался в способе употребления лекарства!
И тут же лекарь дал другое лекарство и вызвал у больного рвоту. Только после этого дурак почувствовал облегчение. Такой глупец всем светом был осмеян.
Жители этого мира тоже поступают так: они собираются изучать всевозможные способы созерцания, но, когда нужно созерцать нечистое, они занимаются подсчётом вдохов и выдохов. Если же нужно считать вдохи и выдохи, они, напротив, предаются созерцанию шести элементов - земли, воды, огня, воздуха, пространства и сознания. Они всё ставят с ног на голову, ибо лишены главного знания. Они напрасно губят свою жизнь. Оказавшись в затруднительном положении, не обращаются за советом к совершенному наставнику, а путают различные способы созерцания.
Они уподобляются глупцу, который выпил нечистое.

 

Страшное заклинание

Однажды один человек рассердился на кого-то. И загрустил, перестал радоваться.
Кто-то спросил его:
- Что это ты так горюешь?
Тот ему отвечал:
- Один человек нанёс мне ущерб, а я не в силах ему отомстить. Я грущу оттого, что не знаю каким образом отомстить.
Кто-то сказал:
- Только с помощью заклинания Веталы (заклинания, произнесённого духом умершего) можно уничтожить его. Но тут есть одна неприятность: прежде чем уничтожить его, ты уничтожаешь себя.
Услышав такое, человек возликовал:
- Ты только научи меня. Пусть я сам погибну, но зато его уничтожу.
Так же и люди в мире. В гневе стремятся произнести заклинание Веталы и навлечь беды на другого. В конце же концов, ещё не успев причинить вреда другом у, они своим гневом навлекают беду на самих себя. Они попадают в подземную тюрьму для грешных душ, перерождаются в животных или голодных духов.
Всё равно как с тем глупцом - никакой разницы между ними нет.

 

Требую "ничего"!

Однажды шли по дороге вместе два человека. Вдруг они увидели, что какой-то третий человек везёт телегу, полную кунжута. Телега застряла на крутом участке пути и не могла двинуться вперёд.
Возница сказал, обращаясь к двум путникам:
- Помогите мне втолкнуть телегу на эту кручу.
Те двое спросили:
- А что ты нам за это дашь?
Возница ответил:
- Ничего - вот что я вам дам.
Те двое помогли вывезти телегу на ровное место и сказали вознице:
- Дай же нам то, что ты обещал.
- Я обещал ничего.
А те снова:
- Дай нам ничего.
Тут один из двух путников, улыбаясь, заметил:
- Стоит ли обижаться, если даже он и не хочет давать "ничего"?
Но другой настаивал:
- Дай мне "ничего", уж "ничего-то" у тебя непременно есть.
Однако первый из двух сказал:
- Ничего - это лишь название, это значение нескольких соединённых вместе знаков.
У людей, живущих в этом бренном мире, когда они соприкасаются с понятием "ничего", возникает мысль о месте, где ничего нет. Второй же путник сказал:
- Ничего - это то, что не имеет формы, чего нельзя желать, с чем ничего нельзя сделать.

 

Трёхэтажная постройка

Когда-то давно жил-был глупый богач. Он был туп, ни о чём не имел понятия. Пошёл он к другому богачу, увидел у того башню в три этажа, высокую, просторную, величественную. С высоты её видна была необозримая даль. Глупца охватила зависть, и он подумал:
- В богатстве я ему не уступаю. Почему бы и мне не соорудить такую же башню и сделать это, не откладывая?
Он сейчас же позвал плотника и спросил у него:
- Сможешь построить такую же красивую башню, как у того богача?
Плотник отвечал:
- Это я её и строил.
- Тогда, - сказал глупец, - точно такую же построй теперь для меня.
Плотник тут же замерил землю и стал закладывать фундамент постройки. Глупец видел, как тот делает кирпичную кладку, чтобы возвести строение, в чём-то усомнился, забеспокоился. Будучи не в силах разобраться, спросил у плотника, что он намерен делать.
Строить трехэтажное здание, - отвечал тот.
Но глупец продолжал:
- Мне ни к чему два нижних этажа. Ты сначала построй мне самый верхний!
- Но такого ещё не бывало, - отвечал плотник. - Разве можно, не заложив фундамента, возводить первый этаж? А не построив второго, как можно строить третий?
Но глупец упрямо твердил:
- Да мне не нужны два нижних этажа. Ты мне строй самый верхний.
Услышав такое, все окружающие хохотали от изумления и говорили:
- Как можно, не построив нижнего этажа, сооружать верхние?
Уподобим это ученикам Будды, принадлежащим к четырём категориям: миряне, мирянки, монахи, монахини. Они не могут усердно совершенствоваться и почитать три драгоценности: Будду, его учение и монашескую община. Они ленивы и расхлябаны, но хотят достичь результата Пути - Нирваны. Они говорят так:
- Нам теперь не нужны три первых результата (состояние "чистой" жизни; состояние "однажды возвращающегося", т.е. подлежащего ещё только одному рождению в этом мире; состояние "не возвращающегося"), нам нужен лишь результат, который соответствует состоянию архата (в ком угасли желания, кто достиг высшей свободы). И они были осмеяны окружающими. Точь-в-точь как тот глупец.

 

Три лепёшки

Некогда жили-были муж с женой. У них было три лепёшки. Муж и жена поделили их между собой, каждый съел по лепёшке, и ещё одна лепёшка осталась.
Они условились: тот, кто заговорит, теряет лепёшку. Как только они заключили этот договор, ни один из них уже не смел разговаривать - и всё из-за одной лепёшки.
Прошло сколько-то времени. Какие-то воры забрались в их дом. Они обокрали их, унесли всё добро. Всё, что у них было, попало в руки воров. Муж и жена всё видели, но из-за заключённого ранее договора не произнесли ни слова.
Убедившись, что хозяева молчат, воры на глазах у мужа схватили жену. Муж и на это смотрел, не проронив ни слова. Тогда жена крикнула:
- Воры! - и обратилась к мужу, - что же ты, дурень, ради какой-то лепёшки глядишь на воров и не закричишь!
Тут муж хлопнул в ладоши, засмеялся и сказал:
- Ну, жена, уж точно лепёшка моя. А ты ничего не получишь!
Люди, жившие в то время, услышав такое, громко хохотали.
Так и с людьми в мире. Ради маленькой славы и выгоды они притворно безмолвствуют, и их захватывают всякого рода злые разбойники ложных треволнений. В них гибнет закон добра, и они попадают на дорогу трёх зол. Однако они не пугаются. Они пытаются покинуть бренный мир, но из-за пяти желаний предаются забавам и развлечениям.
Хотя они и терпят большие муки, но не считают себя страждущими. Всё обстоит точно как с тем глупцом - никакой разницы между ними нет.