Бай Юй Цзин
Сутра ста притч
(притчи 61-70)
Пастух и хитрец
Подражание кряканью уток
Покалеченный самим собой
Пол-лепёшки
Поливка сахарного тростника
Посевная
Поспешность сына
Потеря зрения
Похороны двух сыновей
Пригоршня гороха
Пастух и хитрец
Жил когда-то один человек. Он был искусным пастухом. Овец у него было много, несметное количество. Пастух был очень жаден - другому и крохи не даст.
Жил в те же времена другой человек. Был он искусным хитрецом. Выбрав удобный случай, он пришел к пастуху завязать с ним дружбу и обратился с такими словами:
- Мы теперь с тобой настолько сроднились, что составляем одно целое: где ты, где я - не различаю. А известно мне, что в одном доме есть хорошая девушка, и я сделаю всё, чтобы она досталась тебе в жёны.
Услышав такое, пастух обрадовался, дал тому много овец и всяких других подарков.
Некоторое время спустя хитрец сказал:
- Сегодня твоя жена родила сына.
И хотя пастух и женщины-то самой ещё не видел, но, узнав, что родился сын, несказанно обрадовался и снова щедро одарил хитреца.
Прошло ещё время, и тот снова говорит пастуху:
- Сегодня умер твой новорождённый сын.
Услышав про это, пастух громко заплакал, и рыданий его было уже не остановить.
Так бывает и с людьми в мире. Наслушавшись поучений, они во имя своей выгоды держат втайне знание Закона и не желают произносить проповеди, чтобы других обращать к истине. Введённые в заблуждение просачивающимся в тело вожделением, они обретают порочную тягу к мирским радостям.
Подражание кряканью уток
В некоем государстве существовал в старину весёлый праздник. В день этого праздника все женщины украшали волосы цветами утпала (голубого лотоса). Жена одного бедняка сказала мужу:
- Если ты сумеешь раздобыть для меня цветок утпала, я и в дальнейшем буду тебе женой, если же не сумеешь, я тебя брошу.
Муж этой женщины издавна умел искусно подражать утиному кряканью. Он тут же забрался в царский пруд и, подражая утиному кряканью, сорвал цветок утпала.
В это время сторож, охранявший пруд, спросил:
- Кто это там в пруду?
И у бедняка невольно вырвалось:
- Это я, утка.
Сторож схватил его и повёл к правителю. По дороге бедняк снова очень похоже изобразил утиное кряканье. Стороживший пруд сказал:
- Если ты не сделал этого раньше, какой прок от этого сейчас?
Глупцы в мире поступают так же. Всю жизнь только и занимаются тем, что причиняют вред, совершают всевозможные злые деяния, не совершенствуются в мыслях и поступках на пути к добру. И лишь в конце жизни говорят:
- Вот сейчас я хочу, чтобы мне дали возможность практиковать добро.
Но стражники подземной тюрьмы уже ведут их к своему владыке Яньловану (повелителю царства мёртвых). И хотя они готовы делать добро, но уже поздно.
Это подобно тому глупцу, который стал подражать кряканью утки, когда его уже вели к
правителю.
Покалеченный самим собой
Некогда один мастеровой вынужден был работать на правителя. Человек не мог выносить таких тягот и притворился слепым. Таким образом, ему удалось избавиться от страданий.
Другой мастеровой, узнав об этом, надумал и вправду лишить себя глаз, чтобы избежать тяжких повинностей.
Кто-то сказал:
- Зачем же ты сам себя увечишь, подвергая ненужным мукам?
Подобных глупцов современники осмеивают.
Люди, живущие в мире, поступают так же: ради маленькой славы и выгоды они несут вздор, разрушают чистые заповеди. Плоть их умирает, жизнь кончается, они ввергают себя в пучину трёх зол.
Происходит то же, что с тем глупцом, который ради ничтожной выгоды лишил себя глаз.
Пол-лепёшки
Какой-то человек, будучи голоден, съел семь жареных лепёшек. Уже после того как он съел шесть с половиной, он почувствовал, что совсем сыт. Этот человек очень рассердился и, хлопнув себя рукой по лбу, сказал:
- Этой половиной лепёшки я сейчас и насытился. А шесть лепёшек, что съел до этого, всё равно, что выбросил. Если бы знать, что именно этой половины лепёшки достаточно, чтобы оказаться абсолютно сытым, надо было сначала съесть её.
Люди в мире поступают так же. С самого начала они никогда не знают блаженства. Но из-за глупости у них всё становится с ног на голову и возникает превратное представление о блаженстве. Подобно тому, как у глупца мысль о сытости возникла на половине седьмой лепёшки.
Люди в мире лишены понимания. Они принимают за блаженство богатство и знатность. На самом же деле в то время, когда стремишься к богатству и знатности, очень страдаешь. Обретя их и стараясь сохранить, тоже страдаешь. Потом, лишившись их, снова печалишься и опять страдаешь. На всех трёх этапах нет никакого блаженства.
Ещё называют блаженством одежду и пищу.
В горьких страданиях рождается превратное представление о блаженстве. В поучениях всех Будд сказано:
- Во всех трёх мирах нет покоя, а есть лишь тяжкие страдания.
Омрачённые же жители этого мира, напротив, думают о блаженстве.
Поливка сахарного тростника
Однажды два каких-то человека одновременно посадили сахарный тростник и договорились: тот, у которого вырастет хороший тростник, получит награду, а тот, у которого тростник будет плохой, будет тяжко наказан.
Тогда один из договаривавшихся подумал:
- Сам сахарный тростник очень сладкий. Если я выжму из него сок, и им буду поливать посевы, то мой тростник будет, несомненно, самым сладким, и я одержу победу.
Тут же он выжал сок из сахарного тростника и полил им посевы. Он надеялся на необычайно прекрасный вкус, но получилось наоборот: семена погибли, и весь сахарный тростник, который у него был, начисто пропал.
С людьми в бренном мире тоже случается такое. Они стремятся к счастью и добру, но полагаются при этом на свою знатность и могущество, злоупотребляя внешней формой в ущерб внутренней. Они угнетают простой народ, лишают его богатства и надеются таким путём обрести счастье. Но плоды добра, которые были у них изначально, в будущем неожиданно для них оборачиваются несчастьями.
Точь-в-точь как с тем, что выжимал сок из сахарного тростника и из-за этого лишился всего.
Посевная
Жил-был некогда мужик. Пришёл он в поле и увидел густую, высокую пшеницу.
Мужик спросил у хозяина пшеничного поля:
- Как тебе удалось получить такую густую пшеницу?
Хозяин ответил:
- Хорошенько вспахал землю, унавозил и поливал - вот и выросла такая.
Мужик немедленно обработал землю таким же способом: полил, унавозил, сделал всё, как положено. Когда же надо было бросать в землю семена, он побоялся, что своими собственными ногами утопчет землю и пшеница не взойдет. "Сяду-ка я на скамью, и пусть другие меня понесут. А я буду сверху разбрасывать семена. Вот так-то будет хорошо". Тут же он велел четверым, чтобы они, взявшись за ножки скамьи, несли его над полем, а он бы бросал в землю семена. Однако при этом утоптали землю гораздо больше. Разумеется, все его осмеяли. Он боялся повредить поле своими двумя ногами, но гораздо больше повредили ему восемь ног.
Жители этого мира тоже таковы. Если они обрабатывают поле обетов, чтобы в будущем взошли ростки добра, то им следует обратиться к наставнику, воспринять и исполнить его наставления, и тогда появятся ростки Закона. Они же, напротив, совершают преступления, творят всякое зло. Из-за этого не всходят ростки обетов.
Их можно сравнить с тем глупцом, что, опасаясь повредить вспаханную землю своими двумя ногами, увеличил число ног до восьми.
Поспешность сына
Некогда один человек ночью сказал сыну:
- Завтра мы с тобой пойдём в ту деревню и кое-чего там добудем.
Сын услышал это и рано утром, не спрашивая ни о чём отца, пошёл в деревню один. Пока добирался, он неимоверно устал. И всё зря: ничего он там не добыл. И поесть не достал, хотя был смертельно голоден и очень томился от жажды. Вскоре он вернулся и встретил своего отца.
Отец же, увидев, что сын вернулся, стал изо всех сил его бранить:
- Ну и дурень же ты, начисто лишён разума! Почему ты не дождался меня? Пошёл один и лишь впустую прогулялся туда-сюда. Зря только претерпел такие мучения!
Всеми людьми сын был осмеян.
И с жителями этого мира бывает такое. Они собираются уйти в монахи: бреют бороду, рядятся в монашеские наряды, но не стремятся воспринять от Светлейшего учителя (Будды) истинную Дхарму. Они утрачивают благость заслуг, приобретённых посредством погружения в созерцание на разных ступенях Пути. Они целиком лишаются сокровенного плода шраманов (праведников).
Они уподобляются тому глупцу, который впустую сбегал туда и обратно, ничего не достиг, а только устал. Такие люди лишь внешне похожи на шраманов, в действительности же они ничего не достигли.
Потеря зрения
Некогда один человек взял в жёны сразу двух женщин. И стоило ему только приблизиться к одной, как другая приходила в ярость. Он никак не мог решить, как себя вести.
Он улёгся прямёхонько между двумя женщинами, устремив глаза в небо. Полил ливень. Крыша дома протекла (что для буддиста соотносится с плохо развитым умом, в который просачивается вожделение). Вода, смешанная с грязью, стала капать вниз, попадая как раз глупцу в глаза. Следуя избранному им первоначальному принципу, он не посмел ни встать, ни отвернуться. Это привело к тому, что он ослеп на оба глаза.
С людьми в мире тоже происходит подобное. Они сближаются с неверными друзьями, привыкают поступать вопреки Закону. Они создают себе злую карму и попадают на дорогу трёх зол. Они навеки остаются в круговороте жизни и смерти, лишаются глаз мудрости.
Точь-в-точь как с тем глупцом, который из-за двух жён потерял оба глаза.
Похороны двух сыновей
Некогда у одного глупца росло семеро сыновей. Но вот один из семерых безвременно умер. Когда глупец увидел, что сын мёртв, он решил было, что оставит труп в доме, а сам уйдёт из дома.
Соседи, узнав об этом, сказали ему:
- Пути живых и мёртвых расходятся: ты бы поскорее обрядил покойника и похоронил его в отдалённом месте. Зачем же оставлять в доме труп, а самому уходить?
Выслушав это, глупец про себя подумал: "Если никак нельзя его оставить, а обязательно нужно хоронить, то лучше убить ещё одного сына: нести на коромысле с двух сторон гораздо удобнее".
И он без промедления убил второго сына и понёс оба трупа. Похоронил он их далеко, в пустынном месте. Свидетели этого удивлялись столь невиданному случаю.
Вроде как с тем бхикшу (монахом): он тайно нарушил один обет, но, вместо того чтобы устыдиться, раскаяться, он умолчал, всё сокрыл и говорил о своей чистоте. Но тут какой-то мудрец сказал ему:
- Человек, ушедший от мира, соблюдает обеты, как хранил бы драгоценную жемчужину - не роняя, чтобы не появился изъян. Как же так: ты, сейчас нарушил обет и не стремишься покаяться?
Бхикшу сказал:
- Если уж так нужно покаяться, то я заодно нарушу ещё один обет и тогда уж разом покаюсь.
И он нарушил ещё один обет, совершил много недобрых поступков и во всех покаялся.
Как тот дурак: когда один сын у него умер, он сам убил второго; точно таков и наш бхикшу.
Пригоршня гороха
Некогда обезьяна держала пригоршню гороха. Нечаянно она выронила одну горошину. Горошина упала на землю. Обезьяна бросила весь остальной горох, который был в руке, чтобы найти ту одну горошину. Но она ещё не успела поднять обронённую горошину, как весь горох, который она бросила, подчистую склевали птицы.
То же происходит с людьми, покинувшими суетный мир. Сначала они нарушают один обет и не могут раскаяться. Из-за того же что они не раскаялись, пышным цветом расцветает их распущенность, и они отказываются от всех обетов.
Точно как с той обезьяной, что, уронив одну горошину, выбросила весь остальной горох.