Оптимизация текста – это часть общей поисковой оптимизации сайта (SEO), включающая в себя только работу с текстовым контентом сайта. Общая оптимизация сайта под поисковые системы предусматривает работу одновременно по нескольким направлениям, таким как повышение индекса цитируемости и значения PR, что достигается главным образом за счет количества и качества внешних ссылок на данный ресурс. Кроме собственно ссылок при поисковой выдаче немаловажную роль играет и контент сайта, так как поисковые системы помимо веса сайта учитывают качество, уникальность и актуальность контента.
Виды оптимизации текста
Оптимизация контента бывает двух видов: затрагивающая непосредственно содержание и не затрагивающая. Оптимизация, которая не касается содержания текста – это работа со служебными страницами, то есть, использование запросов и ключевых слов исключительно с расчетом на поисковую машину, "между тегами", незаметно для непосредственного пользователя сайта.
Тем не менее, поисковые машины при выдаче учитывают и реальное содержание страницы (и чем дальше, тем большее значение для поисковиков имеет именно фактическое содержание). При выдаче на странице результатов поиска учитывается, сколько раз и в какой словоформе на данном ресурсе встречается запрашиваемое слово. Поэтому главная задача оптимизации текста – это максимально приблизить текстовое наполнение страницы к наиболее частым поисковым запросам.
Составляющие оптимизации текста
Есть четыре главных фактора, которые влияют на то, как поисковые машины оценивают контент данного сайта.
- Количество текста. Для собственно поисковой оптимизации необходим большой объем текста – чем больше, тем лучше. Во-первых, поисковые машины несколько коротких абзацев текста вовсе не расценивают как "уникальный качественный контент". Во-вторых, в большом тексте с наибольшей вероятностью могут встретиться "случайные" поисковые запросы – то есть те, которые не были учтены при написании контента, но были замечены поисковиками, что может привести к более-менее заметному увеличению количества посетителей. Единственный минус принципа "чем больше, тем лучше" – это нелюбовь среднестатистических интернет-пользователей к большим текстам. Поэтому при поисковой оптимизации есть смысл держаться золотой середины, установив соответствующие рамки (например, приняв за стандарт статью объемом от 2500 до 4000 знаков – такой объем будет достаточным для поисковиков и удобочитаемым для посетителей).
- Ключевые слова. Главная составляющая оптимизации текста для сайта, так как ключевые слова - это слова запросы, которые вводят в поисковых системах пользователи. Таким образом, если на ресурсе нет того, что ищут пользователи, ресурс и не будет замечен. Есть два взгляда на вхождение ключевых слов. Первый заключается в том, что использовать запросы нужно только так, как они задаются в поисковиках (например, "купить квартиру дешево", но никак не "дешево купить квартиру"). Такая позиция объясняется тем, что по количеству запросов в месяц различные формулировки могут отличаться на десятки тысяч, поэтому необходимо выбирать наиболее частые слова-запросы. Второй взгляд на текстовую оптимизацию согласуется с известным принципом "СДЛ" (сайты для людей) – то есть, ключевые слова должны быть в первую очередь грамотными и легко читаться в предложении. А поисковые машины прекрасно распознают падежи, глаголы и прочие словообразования. Обе позиции, безусловно, имеют смысл. Тем более, что поисковики учитывают не только соответствие ключевых слов текста запросам, но и их количество на странице, то есть плотность.
- Плотность ключевых слов в тексте – это процентное соотношение общего объема текста к количеству слов запросов. Например, плотность в 6% говорит о том, что на 100 слов текста ключевое слово встречается 6 раз. При оптимизации текста стоит обязательно учитывать, что чрезмерная плотность ключевых слов на поисковую выдачу влияет отрицательно, не говоря уже о читабельности такого текста. Большое количество ключевых слов – это прямая дорога в бан поисковых систем, так как ресурс, где "ключевики" встречаются по два раза в каждом предложении, просто будет отсеян первым же спам-фильтром. На сегодняшний день приемлемой плотностью ключевых слов считается плотность от 5% до 8%.
- Форматирование текста – выделение смысловых ключей жирным либо курсивом, что хорошо считывается как поисковыми машинами, так и пользователями. Для этого можно использовать несколько вариантов – визуальное выделение (теги </b> и </i> – для выделения жирным шрифтом и курсивом) либо смысловое выделение (соответственно теги </strong> или </em>). Смысловое выделение предпочтительнее по двум причинам: во-первых, такие тексты лучше выделяются поисковиками, а во-вторых, при голосовом воспроизведении интонационно выделяются. Тем не менее, с выделениями, как и с ключевыми словами, главное – не переусердствовать, так как они тоже могут быть восприняты как спам.
Виды вхождения ключевых слов
Ключевые слова и фразы могут использоваться в тексте по-разному: абсолютно повторяя запрос или с изменением формы. Идеальным считается вариант, когда поисковый запрос хотя бы один раз встречается в тексте в прямом вхождении и несколько раз – в измененной форме.
Виды вхождений:
- Точные и морфологические. Точные полностью копируют запрос, морфологические представляют его словоформы.
- Для запросов из нескольких слов: прямые и обратные. Прямые повторяют порядок слов в запросе, обратные – меняют.
- Разбавленные и чистые. Чистое вхождение предусматривает использование ключевых слов подряд, разбавленное – разбивание их другими словами.
- Грамматически верные и вхождения с опечатками. Использование в качестве ключевых – слов с распространенными опечатками – это попытка максимально оптимизировать текст под запросы. Тем не менее, поисковые системы в большинстве случаев исправляют ошибки и опечатки при вбивании пользователем запроса, поэтому большого смысла в сознательной безграмотности нет.
Таким образом, в идеале оптимизация текста предусматривает максимальное соответствие контента поисковым запросам без ущерба его качеству. Причем, следует учитывать, что алгоритмы поисковых машин постоянно совершенствуются, и чем дальше, тем более при поисковой выдаче учитывается именно качественный и тематически подходящий контент.