Социальная сеть – это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и т. д. Главные особенности социальных сетей:
- практически неограниченные возможности для обмена самой разнообразной информацией (тексты, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т. д.);
- индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, ВУЗ, место работы, фото и т. д.);
- добавление в “друзья” в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники-одногруппники, родственники и т. д.) и во вторую – по принципу схожести интересов (группы, сообщества).
Сайт социальной сети предоставляет своим пользователям возможность отслеживать связи между своими “друзьями”, вступать в различные сообщества, создавать группы, открывать или закрывать для всеобщего доступа информацию своего профиля, комментировать контент, который выкладывают его “друзья” и многое другое.
История возникновения
Сам термин “социальная сеть” появился задолго до Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений (“партнерские сети”, “сеть знакомств” и т. д.).
Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой Сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты. Первоначально задачей всех этих коммуникационных инструментов было не столько общение, сколько решение деловых вопросов и рабочих задач. Но социально-развлекательная функция интернета быстро вышла на одну из первых ролей.
Можно говорить о том, что социальные сети в интернете возникли уже в 80-х годах ХХ века. Несмотря на то, что первые соцсети были несколько далеки от сегодняшнего понимания, главные принципы были те же. Первая сеть, объединившая пользователей большей части мира – это FidoNet, сеть для системы BBS, благодаря которой появилась возможность передавать текстовые сообщения и прочие файлы из единого места хранения на различные сайты не зависимо от их местоположения. Данная сеть существовала исключительно благодаря работе самих ее участников.
В 1994 году была запущена сеть Geocities – прообраз современных соцсетей. Пользователи данной сети могли создавать собственные сайты по шести категориям-городам.
Первая социальная сеть, более-менее похожая на сегодняшние сети, возникла в США в 1995 году – это был проект Classmates.com (с него и были списаны российские «одноклассники»), в котором поиск участников осуществлялся по школам. Но максимальный размах социальные сети достигли после открытия сети Friendster. В 2002 году Джонатан Абрамс решил создать принципиально новый сайт знакомств. Если до этого все соответствующие сервисы могли сводить друг с другом только двоих незнакомых людей, то Friendster оказывал помощь в поиске друзей по различным критериям и показывал связи между людьми. Всего через три месяца работы на Friendster было зарегистрировано более 3 миллионов пользователей. К 2012 году на Friendster присутствовало уже 115 миллионов человек со всего мира, несмотря на множество других социальных сетей.
Практически сразу после Friendster были запущены MySpace, LinkedIn и, наконец, Facebook, который и положил начало массовому увлечению социальными сетями. Созданный в 2004 году исключительно для гарвардских студентов, в 2008-ом Facebook стал самой популярной в мире социальной сетью.
В русскоязычном сегменте интернета соцсети начали завоевывать популярность с 2006 года, когда появились Одноклассники.ру и ВКонтакте. После того, как Facebook и Twitter обзавелись русскоязычными интерфейсами, увлечение социальными сетями в рунете стало носить массовый характер.
Виды социальных сетей
Кроме социальных сетей, которые большинством пользователей используются для налаживания личных и деловых контактов, а также для поиска реальных знакомых, существует еще несколько типов схожих ресурсов социальной направленности, которые работают в формате Web 2.0:
- Социальные каталоги (social cataloging) – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат. Позволяют “делиться” своими находками с другими пользователями и ориентированы главным образом на использование в образовательной и академической сфере. В качестве примера можно привести каталоги CiteULike, Connotea, Academic Search Premier, Academic University и др.
- Социальные закладки (social bookmarking) – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя таким образом пользователей со схожими интересами. Примером социальных закладок может служить ресурс Delicious.
- Социальные библиотеки – специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей и т. д. В библиотеках существует возможность оставлять рекомендации, оценивать ссылки. Примером такой социальной библиотеки может служить discogs.com.
- Соцсети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок. Предусматривают возможность оставлять голоса на наиболее интересные посты, оценивать полезные анонсы и т. д.
- Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для большого количества пользователей. Имеют все классические характеристики онлайн-игр (подсчет очков, прохождение уровней и т. д.), при этом позволяют общаться реальным игрокам. Одна из наиболее популярных многопользовательских игр – это Word of Warcraft.
- Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы, которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени.
- Профессиональные соцсети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специализированные темы, обмена опытом и предоставления профессиональной информации.
- Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола. Например, детские социальные сети, сети для девушек и пр.
Технические особенности работы социальных сетей
Социальная сеть объединяет определенное количество пользователей на одном веб-ресурсе. Для работы в социальных сетях необходима регистрация с указанием личных данных. Пользователь самостоятельно наполняет свой профайл контентом – личными данными, фотографиями, текстом и т. д. С появлением социальных связей – “друзей” – в наполнении профайла могут принимать участие и другие пользователи соцсети. Кроме того, предусмотрена система оценок и комментариев, возможность объединяться в группы согласно интересам, общаться в режиме реального времени и т. д.
Серверы социальных сетей установлены в самых различных местах земного шара. Учитывая колоссальную нагрузку и постоянно увеличивающееся количество пользователей, администрированием социальных сетей занимаются сотни и тысячи сотрудников.
Продвижение в социальных сетях
Социальные сети – это не только ресурсы для общения и объединения людей по интересам, это еще и площадка для продвижения сайтов и товаров. Есть несколько причин, по которым продвижение в соцсетях столь популярно и эффективно:
- Количество пользователей соцсетей увеличивается, соответственно, увеличивается и аудитория, воспринимающая рекламу.
- Большинство активных пользователей проводит в социальных сетях достаточно много времени и обращает внимание практически на все новинки.
- В социальных сетях легко выделить необходимую целевую аудиторию, так как большинство пользователей состоят в различных группах и сообществах сообразно своим интересам.
- Доверие к интересной информации в социальных сетях несколько выше, нежели доверие к чисто рекламному контенту.
- Возможность прямого общения с целевой аудиторией – пользователями сетей, участниками тематических групп.
Существует два метода продвижения в социальных сетях – SMO (Social Media Optimization) и SMM (Social Media Marketing). SMO – это оптимизация ресурса под пользователей социальных сетей (например, создание возможности быстрого экспорта информации с сайта в соцсети), а SMM – это деятельность непосредственно в социальных сетях (создание групп, приложений, встреч и т. д. с более или менее скрытой рекламой).
Кроме того, стоит учитывать, что внешние ссылки из личных профайлов в социальных сетях имеют достаточно большой вес, что также влияет на положение сайта в выдаче поисковых систем. Считается, что ссылки размещаются реальными пользователями по реальным причинам, следовательно, являются естественными. Безусловно, возможно и создание клонов для размещения ссылок на заданный ресурс, но такая работа требует времени.
Также в социальных сетях можно влиять на мнение пользователей относительно того или иного продукта, прямо привлекать на сайт целевую аудиторию, отслеживать результативность рекламных кампаний, повышать общую лояльность посетителей к определенному бренду, продукту или ресурсу.