Оптимизация сайта – это набор определенных мер, которые призваны, с одной стороны, поднять популярность сайта среди пользователей, с другой – улучшить его положение в поисковой выдаче. Эффективность поисковой оптимизации можно оценить, учитывая количество целевых посетителей, время, затраченное на вывод ресурса на необходимые позиции в поисковой выдаче, и конверсию ресурса.
Основное направление деятельности при проведении оптимизации сайта – изучение факторов, влияющих на место сайта на странице результатов поиска различными поисковыми системами. В первую очередь поисковики учитывают релевантность ресурса, то есть соответствие сайта конкретному поисковому запросу. Релевантность зависит от плотности ключевых слов-запросов, а также индекса цитируемости для Яндекса и показателя PageRank для Google.
Факторы, влияющие на релевантность сайта, бывают внешние и внутренние. Внутренние факторы – это собственно наполнение ресурса: уникальный контент, иллюстрации, ссылки, реклама, количество ключевых слов и т. д. К внешним факторам можно отнести количество и вес внешних ссылок, наличие сайта в каталогах, регистрация ресурса в каталогах поисковых систем, наличие блогов, интеграция с социальными сетями и пр. Кроме того, внешние факторы делятся на статические и динамические. Динамические факторы влияют на релевантность сайта на основании внешнего цитирования и в зависимости от текста цитирования, влияние же статических факторов на релевантность не зависит от цитируемого текста.
Отрицательно влияют на положение сайта в поисковой выдаче отсутствие уникального контента, введение большого количества ключевых слов вне контекста, чрезмерное количество внешних ссылок и использование технологий, которые поисковые системы могут расценить как спам.
Развитие оптимизации
Идея о том, что сайт должен быть не просто хорошим и полезным, но еще и заметным для поисковых машин, возникла одновременно с самими поисковыми системами – в середине 1990-х годов. На тот момент наибольшее внимание уделялось внутренним факторам, таким как большое количество ключевых слов-запросов, мета-теги и т. д. В конечном итоге это привело к тому, что поисковики в качестве релевантных страниц выдавали рекламные ресурсы, которые зачастую даже не соответствовали запросу пользователя.
После того, как Google для определения релевантности сайтов начал использовать PageRank, усилилось влияние внешних факторов. Поэтому оптимизация стала включать в себя влияние и на внешние факторы – например, покупку ссылок на бирже, интеграцию в социальные сети и др.
Методы оптимизации
Главным образом существует три метода оптимизации – белая, черная и серая. Впрочем, любые, даже самые «честные», попытки манипулировать поисковой выдачей могут быть расценены поисковой системой как незаконное влияние на результаты поиска. Например, лицензионное соглашение Яндекса прямо говорит о том, что любая попытка манипуляции результатами поиска запрещена и может привести к бану. Тем не менее, методы воздействия на положение сайта в поисковой выдаче могут быть более или менее корректными и легальными, что позволит отнести оптимизацию к белой или серой.
Белая (естественная) оптимизация – это работа над сайтом, включающая только легальные способы улучшения его места в поисковой выдаче, без влияния на поисковые алгоритмы. Белая оптимизация предусматривает реальный рост популярности ресурса среди пользователей, что влечет за собой и лучшее место в поисковых рейтингах. Легальная оптимизация исключает спам, накрутку баннерных показов и прочие схожие действия.
Такая оптимизация основывается на анализе целевой аудитории и включает в себя следующие меры:
- Усовершенствование юзабилити сайта – работы по достижению максимального удобства ресурса для посетителей;
- Работа над контентом – регулярное создание и обновление уникального, качественного и интересного контента;
- Анализ запросов – постоянные исследования поисковых запросов, связанных с тематикой сайта;
- Создание партнерских программ – изучение Интернет-пространства с целью поиска родственных по тематике сайтов для перелинковки и создания других партнерских программ;
- Улучшение видимости сайта для поисковых роботов.
Белая оптимизация занимает больше времени, нежели черная или серая, но обещает стабильный результат и реальную популярность ресурса без угрозы внезапно попасть в бан.
Черная оптимизация использует набор некорректных либо запрещенных приемов, позволяющий быстро, хоть и на достаточно короткий срок, попасть на первые места в поисковой выдаче.
Например, к черной оптимизации можно отнести использование дорвеев – специальных страниц, созданных исключительно для поисковых роботов. Контент дорвея представляет собой бессмысленный текст, полностью состоящий из самых разнообразных и никак не связанных ключевых слов.
Еще один метод черной оптимизации – клоакинг. При этом для пользователей и поисковиков создаются разные страницы: пользователь видит нормальный читабельный контент, а поисковый робот – бессмысленную страницу, оптимизированную под поисковые запросы.
Использование скрытого текста с ключевыми словами, размещение ссылок на взломанных сайтах с высоким авторитетом, однопиксельные ссылки, не заметные посетителю и т. п. – все это методы черной оптимизации.
Серая оптимизация предусматривает использование методов, прямо не запрещенных поисковыми системами, но являющимися все же не совсем корректными. К примеру, серой оптимизацией можно назвать чрезмерное повышение плотности ключевых слов в одном тексте в ущерб его читабельности. Если поисковая машина заподозрит сайт в серой оптимизации, он может быть подвергнут временному (или даже постоянному) бану либо штрафу.
Виды оптимизации
Оптимизация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя оптимизация направлена на улучшение собственно сайта и предусматривает работу с мета-тегами, усовершенствование оформления сайта, удобства ресурса для пользователей. Кроме того, к внутренней оптимизации относится работа над контентом, ключевыми словами и перелинковкой страниц внутри сайта.
Задача внешней оптимизации – это максимальное наращивание ссылочной массы ресурса, то есть получение большого количества ссылок на придвигаемый сайт с других, желательно тоже обладающих высокой ссылочной массой, ресурсов. Методы получения внешних ссылок также могут быть белыми, серыми или черными. Больше всего подозрений у поисковых машин вызывает внезапно возросшее количество внешних ссылок, большое количество ссылок с одного ресурса, а также купленным ссылкам. Точно определить, является ли ссылка купленной или естественной, почти невозможно, но, например, ссылки с сайтов, далеких по тематике от продвигаемого, могут быть рассмотрены как купленные.
Оптимизацией сайта чаще всего занимаются SEO-оптимизаторы, но при этом оптимизация может проводиться и самостоятельно. Сегодня в сети существует достаточно много сервисов, которые предоставляют в той или иной степени автоматизированные программы для продвижения сайта. Они помогут определить ключевые слова, проанализировать существующий на сайте контент, провести поисковый аудит, а также могут в автоматическом режиме приобрести внешние ссылки.
При проведении оптимизации сайта стоит принимать во внимание, что поисковые системы постоянно меняют алгоритмы поиска и усовершенствуют антиспам-фильтры, что ведет к постоянному изменению и алгоритмов оптимизации.