На смену PageRank придет алгоритм Knowledge-Based Trust
Корпорация Google опубликовала PDF-документ, из которого следует, что поисковый гигант готовится постепенно заменить ссылочное ранжирование принципиально новым алгоритмом Knowledge-Based Trust.
PageRank – это алгоритм оценки сайта поисковой системой Google по количеству и качеству внешних ссылок на данный ресурс. В дословном переводе PageRank означает "ранг страницы", то есть – ее "авторитет" для поисковой системы Google, и является одним из факторов ранжирования сайтов для выдачи на странице результатов поиска. Кроме того, PR оценивает ресурсы и в абсолютном значении (ценность сайта для Google), и в относительном (ценность ресурса по сравнению с другими сайтами). При этом, в отличие от ТИЦ Яндекса, PageRank оценивает каждую страницу ресурса по отдельности, поэтому индекс PR для разных страниц одного и того же сайта может отличаться. Говоря об общем PR ресурса, подразумевается PageRank его главной страницы. Значение PageRank зависит от количества внешних ссылок на ресурс и показателя PR сайта-донора.
История создания
Алгоритм PageRank был разработан создателями Google для своей первой поисковой машины BackRub еще в 1996 году. На тот момент это была инновационная система, что позволило Google быстро завоевать популярность среди интернет-пользователей благодаря высокому качеству результатов поиска. В 1998 году авторы алгоритма Ларри Пейдж и Сергей Брин представили его описание в специализированной статье, а 4 сентбря 2001 года алгоритм PageRank был запатентован на имя Ларри Пейджа. Правда, Пейдж в нем значится как изобретатель системы, а официальным владельцем патента является Стэнфордский университет, где учились основатели Google. Само название "PageRank" принадлежит компании Google. По официальной версии компании общепринятый перевод названия алгоритма как "ранг страницы" не является верным, так как слово "Page" – это фамилия Ларри Пейджа, а вовсе не "страница".
Сегодня PageRank является далеко не единственным алгоритмом ранжирования ресурсов. Поиск Google работает по значительно улучшенным математическим моделям и учитывает максимально возможное количество факторов для ранжирования страницы. Эти факторы постоянно меняются с целью минимизировать черную оптимизацию сайтов. Как заявил в интервью 2007 года Амит Сингхал, сотрудник отдела качества поиска компании Google, поисковая машина использует не менее 200 алгоритмов ранжирования сайтов, и хотя PageRank является лишь частью общей схемы, он играет значительную роль при поисковой выдаче.
Формирование значения PageRank
Значение PageRank формируется как для каждой страницы сайта в отдельности, так и для всего ресурса в общем, поэтому при формировании индекса учитываются как внешние (со сторонних сайтов), так и внутренние (с другой страницы того же сайта) ссылки на данную страницу. Важно как количество ссылок, так и их качество. Качество ссылки определяется значением PageRank страницы-донора. Причем, страница, на которой расположена ссылка на ранжируемую страницу, передает часть своего значения PageRank. PR сраницы-донора поровну делится между всеми ресурсами, на которые она ссылается. Поэтому качественная перелинковка страниц на одном ресурсе может влиять на общий PageRank. Не учитываются только ссылки с сайтов, попавших в бан Google – они не приносят ни вреда, ни пользы. Урон авторитету сайта может нанести только обратная ссылка на забаненный ресурс. При этом можно не только получать PR со сторонних ресурсов, но и "раздавать" свой, размещая ссылки. Правда, существует возможность препятствовать раздаче PageRank сторонним ресурсам, сохранив его лишь для внутренних ссылок. Для этого в теге ссылки используется атрибут rel="nofollow".
Показатель PageRank измеряется вещественным числом и увеличивается в режиме реального времени за счет увеличения веса ссылок, ведущих на ресурс. Часто также используется тулбарное значение PageRank: цифры от 1 до 10, обозначающие соответственное вещественное число PageRank. Например, PageRank от 0,00000001 до 5 соответствует тулбарное значение 1, от 6 до 25 - 2, от 26 до 125 - 3 и так далее. Тулбарное значение обновляется один раз в несколько месяцев. Среднее тулбарное значение качественного ресурса – 4 или 5, реже – 6. Значение 10 присвоено лишь нескольким ресурсам. А нулевой PageRank имеют забаненные либо только что созданные сайты.
Естественно, значение PageRank для сайта может как увеличиваться (за счет увеличения количества ссылок и роста авторитета сайтов-доноров), так и уменьшаться – за счет удаления ссылки на ресурс с сайта-донора, появления на этой странице большого количества других ссылок или уменьшения ее авторитета.
Что дает PageRank
Высокое значение PageRank обеспечивает сайту хорошее положение при выдаче результатов поиска в Google, следовательно, получение высокого PageRank является одной из основных задач поисковой оптимизации. Безусловно, PageRank – далеко не единственный алгоритм ранжирования сайтов в Google, но при прочих равных (качественный контент, тематическое соответствие и т. д.) выше на странице выдачи результатов окажется именно тот сайт, чей PageRank больше. Наибольшее влияние на положение в выдаче PageRank оказывает при запросах в одно слово – так как такому запросу будет отвечать множество сайтов, на первую страницу будут выведены именно ресурсы с максимальным PR.
Кроме того, высокое значение PR вызывает доверие к сайту как к авторитетному источнику и может служить дополнительной выгоде при продаже места на сайте под рекламу либо для размещения ссылок.
Узнать PageRank ресурса можно на одном из сервисов для проверки PR сайта либо установив SEO-расширения для используемого браузера. На собственный сайт можно установить специальный счетчик PageRank. Есть вариант счетчиков, которые показывают PR только для той страницы, на которой они установлены, а также счетчики, показывающие значение для заданной страницы, вне зависимости от фактического расположения. Также можно установить счетчик, который будет показывать значение PageRank тех страниц, на которые заходит пользователь, либо счетчик, одновременно показывающий PR всех страниц ресурса.